Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рисуночный тест для определения эмоционального отношения ребенка




Обработка результатов

Вычислите общую сумму баллов по всем двадцати показате­лям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наи­меньшая - 20.

Сумма баллов по показателям 1,2,4,18 покажет степень кон­тактности ребенка. Сумма баллов по показателям 3,5,7,12 характе­ризует степень выраженности потребности в общении, по показа­телям 6,8,9,10 — эмпатии, по показателям 13,15,16,17 - понима­ние другого человека, а показатели 11,14,19,20 — степень владе­ния элементарными средствами общения. По каждому из показа­телей 1—5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28.

5. Используя рисуночный тест для определения эмоциональ­ного состояния ребенка в системе межличностных отношений, по результатам исследования сделайте краткие выводы и предложите собственные психолого-педагогические рекомендации по оказа­н и ю необходимой психологической поддержки нуждающимся в ней детям.

Не каждый младший школьник способен четко сформулировать в словесной форме понимание отно-ш е н и й, о щ у щ е н и й, чувств. Это можно сделать с помощью неболь­шого рисуночного теста, которым довольно широко пользуют амери­канские педагоги и который весь­ма охотно взяли на вооружение учителя России.

Учитель на доске рисует шесть схематических рожиц. Любой ребе­нок, даже не умеющий рисовать, сможет легко их изобразить. Эти схематические изображения будут служить ребятам ответами на воп­росы учителя. Объяснение им сути задания может быть следующим: «Посмотрите, какие рожицы я на­рисовала. Скажите мне, пожалуй­ста, они одинаковые или разные?»


План-задание для самостоятельной работы 153

Обычно следуют ответы: «Одни из них веселые, а другие — нет» и т.п. Задайте детям еще один вопрос: «Как вы считаете, какие чув­ства испытывает человек, когда лицо у него радостное, улыбаю­щееся, вот как это (указываете на изображение)? А что чувствует, когда лицо грустное, печальное?» Если дети испытывают затруд­нение при ответах, то можно пояснить доступными примерами содержание эмоциональных переживаний, условно переданных в нарисованных рожицах. Разбудите их воображение, которым так богаты дети! Затем можно перейти к выполнению задания. Оно заключается в следующем: две веселые рожицы будут означать, что человек испытывает приятные и радостные чувства, он очень доволен; две грустные — что человеку невероятно грустно, у него плохое настроение или он чем-то очень недоволен. Одна радост­ная рожица означает, что человек испытывает хорошие чувства, но не в значительной степени. А одна грустная рожица будет озна­чать, что ему скорее грустно, чем радостно, но мрачных чувств он все же не испытывает. Объясняя ребятам суть задания, учитель должен стремиться к тому, чтобы они поняли различную степень эмоций, выражаемых в рисунках.

Далее детям предлагается следующее: учитель называет слова, означающие что-то знакомое и известное им, а они, в свою оче­редь, подумав, какие чувства у них при этом возникают (исклю­чительно хорошие, весьма неприятные, просто хорошие или не очень хорошие), рисуют на листочке рожицы, наиболее точно отражающие их чувства.

Явления, отношение детей к которым учитель хочет выяс­нить, могут быть самыми разными. Например, сам ребенок. Когда учитель произносит «Я», следует пояснить, что речь идет о самом ребенке. Попросите их произнести про себя или шепотом «Я» и выразить свои чувства соответствующей картинкой. Таким же об­разом педагог может узнать об отношении ребенка к своим одно­классникам, учителю, семье, попросив его употребить вместо местоимения «я» соответствующее словосочетание («мои одно­классники», «мой учитель», «моя семья» и др.). Дети быстро уяс­няют суть задания и выполняют его быстро и охотно.

Какова же информация, получаемая учителем в результате выполнения этого теста? При его одноразовом применении мож­но сказать, какие чувства испытывает ребенок в настоящий мо­мент по отношению к тому или иному явлению. Эти чувства могут быть и ситуативными, т.е. отражающими его сиюминутное эмоци­ональное состояние. Но за этими ответами могут стоять и давние


154 Глава IV. Психология младшего школьника

глубокие переживания ребенка. Поэтому целесообразно регулярно использовать этот тест, чтобы получить некоторую динамику эмо­циональных отношений ребенка. Так, например, если он посто­янно передает учителю листочки с одними унылыми рожицами, это уже серьезный повод задуматься и попытаться выяснить при­чины такого состояния. Картинки ребят могут дать педагогу ин­формацию о том, что кто-то из них «не в ладах» с самим собой, у кого-то трудно складываются отношения с товарищами по клас­су, у третьего — неблагоприятные отношения в семье, а кто-то из них не удовлетворен взаимоотношениями с учителем... Имея ин­формацию, которую дает этот несложный тест, педагог может придать индивидуальной работе с детьми большую целенаправ­ленность.

Напомним, что весьма успешно используется исследователя­ми, воспитателями и социометрическая методика в ее различных модификациях, информацию о которой можно извлечь из курса общей психологии, а также в кн.: Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. М., 1984.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.