![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронология событий эпохи химической теплоэнергетики
Тысячелетиями люди пользовались тем, что теперь называется «энергия», не задумываясь над сущностью происходящего или сводя все к действию сверхъестественных сил. В течение этого периода такие понятия, как энергия, работа, импульс, количество движения, собственно сила и другие, обозначались чаще всего одним термином «сила». Источники всех этих сил рассматривались, как правило, в рамках соответствующих религиозных представлений. Так было даже тогда, когда человек научился использовать энергию ветра и движущейся в реках воды. Появились реальные тепловые двигатели в виде паровых машин и другие изобретения. Изложим краткую хронологию событий тех лет. Папен (Papin) Дени (1647-1714), французский физик, один из изобретателей теплового двигателя. С 1675 г. работал в Лондоне (в 1688-1707 в Германии). Изобрел паровой котел с предохранительным клапаном (1680), несколько машин для подъема воды. В 1690 г. правильно описал замкнутый термодинамический цикл паро-атмосферного парового двигателя, но создать работоспособный двигатель не смог. Ползунов Иван Иванович, сын солдата Екатеринбургской горной роты, родился в 1728 г. (по другим источникам — в 1730 г.). Его по праву называют первым российским теплотехником. В первой половине XVIII в. в России, так же как и в других странах, широко применялся универсальный двигатель — водяное колесо. На протяжении долгих лет, до появления теплового двигателя, именно водяное колесо использовалось для привода механизмов, позволяющих преобразовывать вращательное движение в возвратно-поступательное и наоборот, связывать два периодически действующих агрегата для непрерывной их работы. Но постепенно становилось все более очевидным, что растущее производство в России нуждается в более мощном двигателе, не зависящем от местных условий: водяное колесо, как известно, работает только при наличии расхода воды и перепада высот. Это хорошо понимали передовые люди своего времени, и один из них — механик Ползунов — попытался изменить ситуацию. В докладной записке к проекту теплового двигателя он писал, что наличие руды и леса в одном и том же месте не позволяет организовывать «горный промысел», т.к. «...редко угодные к заводам при самих рудниках, купно с лесами, места встречаются... чего для, обычно в Российском государстве почти все заводы на реках построены». В 1742 г., по окончании арифметического отделения Горной школы, И.И. Ползунов был назначен на должность «механического ученика» Екатеринбургского завода. Здесь он впервые познакомился с основными типами горнозаводских машин и устройством водяных колес. В 1748 г. Иван Ползунов переводится на Колывано-Воскресенс-кие заводы на Алтае. Работая в Барнауле шихтмейстером, он по книге Шлаттера изучает конструкцию паровой машины Ньюкомена. В 1763 г. Ползунов представляет проект «огнедействующей» машины, в которой был впервые использован принцип сдваивания цилиндров, что обеспечивало равномерный ход машины. В рабочих цилиндрах двигались поршни, соединенные между собой цепью, перекинутой через зубчатое колесо. Автоматическое парораспределение, впервые примененное Ползуновым, позволяло подавать пар от котла к нужному поршню. В то же время в другом поршне происходила конденсация пара за счет впрыска воды, что и обеспечивало перемещение поршней в цилиндрах. Для подвода в цилиндры пара и охлаждающей воды, а также для удаления конденсата из цилиндров имелось автоматически действующее клапанное устройство, механизм которого состоял из двух зубчатых колес, соединенных цепью, и зубчатого сегмента, регулирующего действие кранов посредством тяг. С позиций сегодняшнего дня механизм представляется достаточно простым, но не следует забывать, что во времена Ползунова еще не существовало теории тепловых процессов, отсутствовала надежная экспериментальная база и необходимые теоретические исследования. Правда, незадолго до указанного времени, в 1745 г., М. В. Ломоносов в работе «Размышления о причине теплоты и холода» верно определил природу тепловых явлений и опроверг ложную теорию «теплорода». В те же годы Ломоносов заложил основы кинетической теории и, применяя закон сохранения движения к тепловым явлениям, объяснил процесс теплообмена. Развивая теорию теплоты, Михаил Васильевич пришел к утверждению закона сохранения материи и движения. И все же работы Ломоносова, касающиеся сущности теплоты и ее распространения, не могли дать конкретных указаний для практики создания тепловых двигателей. По существу, практика шла впереди теории, в связи с чем И. И. Ползунов писал: «Теория, а особливо в воздушных и огненных делах, бывает многим слабее практики, потому как сила воздушного знания поныне не далеко найдена и при том еще будучи великой тьмой закрыта». И в этих условиях именно практика решила сложную проблему превращения теплоты в механическую работу, опираясь на весьма неполные знания в области теоретической теплотехники. После длительной борьбы Ползунову удалось склонить на свою сторону администрацию завода, и ему разрешили приступить к постройке машины. Несмотря на косность чиновников и недостаток квалифицированных помощников, в конце 1765 г. Ползунов завершил монтаж своего уникального парового двигателя, который решено было использовать в качестве привода к воздуходувной установке рудоплавильной печи. В мае 1766 г., за несколько дней до пуска машины, Иван Ползунов, подорвавший здоровье на тяжелых работах, скончался в возрасте 38 лет. А установка Ползунова при первом же пуске проработала непрерывно 43 дня. За этот период она не только окупила себя, но и принесла около 12 тыс. рублей дохода. Но, несмотря на такой успех, испорченная неумелым вмешательством машина была выведена из строя и постепенно забыта. А 18 лет спустя универсальный паровой двигатель был создан англичанином Джеймсом Уаттом. Этот двигатель получил всеобщее признание. Следует отметить, что в 1769 г. французский инженер Кюньо построил трехколесную механическую повозку, снабженную котлом и двухцилиндровой паровой машиной. Паровая машина Уатта. Впервые патент на универсальную паровую машину в 1784 г. получил английский изобретатель Джеймс Уатт. Как и Ползунов, Уатт не имел специального образования. Он работал мастером-инструментальщиком при университете в Глазго (Шотландия). Путь к всемирной славе начался с обычной рутинной работы. Ему поручили отремонтировать модель машины Ньюкомена. Работа не ладилась до тех пор, пока Уатт не понял, что виновата не модель, а принципы, на которых она была построена. После долгих раздумий Уатт пришел к идее, которая на многие годы определила путь развития паровых машин. Основная часть его машины — чугунный цилиндр, в котором ходит поршень. Рядом с цилиндром расположен парораспределительный механизм — золотниковая коробка, сообщающаяся с паровым котлом. Кроме котла коробка соединена еще с конденсатором и с цилиндром посредством двух окон. В коробке находится золотник — стержень с двумя клапанами, ведающий переменной передачей пара то с одной, то с другой стороны поршня. Разность давлений в правой и левой частях приводит в движение поршень. Для повышения КПД машины Уатт применил конденсатор, в котором пар превращается в воду. Давление в конденсаторе падало ниже атмосферного, что значительно увеличивало разность давлений, действующих на поршень. Вода из конденсатора направлялась обратно в котел, что позволяло создать замкнутую систему. Паровая машина Уатта сыграла исключительную роль в прогрессе мировой промышленности и транспорта. А главное ее достоинство состоит в том, что в ней был впервые использован ряд технических решений, которые не забыты до сих пор (конденсатор, золотниковая решетка и др.). В 1774 г. Пристли и Шесле определили горение как результат соединения веществ с кислородом. XVIII — XIX вв. Фултон (Fulton) Роберт (1765-1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт». Причем на его пароходе был использован водотрубный котел. А для первых паровозов да и впоследствии использовались дымогарные котлы, в которых дымовые газы проходили внутри трубок. Стефенсон (Stephenson) Джорж (1781-1848), английский изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту. С 1814 г. строил паровозы, создал первые практически пригодные модели, в том числе «Ракету» (1829). Черепановы: отец, Ефим Алексеевич (1774-1842), и сын, Мирон Ефимович (1803-1849), русские изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых. Построили первый в России паровоз (1833-1834) и железную дорогу длиной 3,5 км. После появления паровых машин с КПД до 10-15%, где теплота от сжигаемого топлива превращалась в механическую работу поршня (под давлением пара), кроме многозначного понятия «сила» стала рассматриваться отдельно «движущая сила огня», «живая сила». Последней начали оценивать интенсивность движения тел в виде произведения массы тела т на квадрат скорости ωего движения mω2.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |