КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОБЩИЕ ИТОГИ 2 страница
рода истин, соответственно относящихся к двум противоположным мирам - материальному и сверхприродному. Первые истины, относящиеся к области природных явлений, постигаются на основе опыта и разума. Истины второго рода, имеющие отношение к сверхъестественному миру, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Знания, получаемые из этих двух принципиально раадичных источников, также обособлялись Альбертом Великим в две самостоятельные области - философии, предметом которой должны стать истины разума, и теологии, содержанием которой явились бы истины откровения. Для Ф. Аквинского не был безразличным вопрос о том, в каком взаимоотношении должны находиться названные две области знания. Еще Аверроэс и особенно его последователи полагали, что философия должна заниматься изучением законов природы и выводить свои истины, не заботясь о том, находятся ли они в согласии или нет с истинами откровения. Подобная точка зрения не могла не вести к подрыву авторитета вероучения и церкви и потому была отвергнута Ф. Аквинским. Им была выдвинута идея гармонии веры и разума, причем примат и решающее значение сохранялось за верой. Гармония и единство философии и теологии представлялось Ф. Аквинскому следующим образом. Для него первичными и незыблемыми выступали религиозные истины, открываемые Ψ____§ 3. Богословская обработка идей Аристотеля в идеалистической системе…_________
только верой и откровением. Эти истины разуму не подвластны. Например, наука останавливается перед такими вопросами, как тройственная природа бога, бессмертие души и т.п., и своими средствами познать их не может. Истины откровения сверхразумны. Однако сверхразумность не означает, по Ф. Аквинскому, противоразумности. Источник как истин разума, так и истин откровения один. Им является бог. Наличие единого источника для двух родов истин, считает теолог, служит свидетельством того, что между философией и теологией не должно быть принципиальных различий. Вся разница состоит только в уровне, глубине и возможностях научных истин и истин откровения. Истины веры -это высшие истины, по отношению к которым истины разума выступают не более чем как дополнение. Теология может использовать и учитывать достижения науки для укрепления и обоснования богословских истин. Теология также призвана прийти на помощь науке там, где возможности ее ограничены. Таким образом, наука ставилась в зависимость от теологии и ее основное назначение - быть на службе у церкви. Именно под таким углом зрения и была проведена Ф. Аквинским богословская обработка учения Аристотеля. Началом всему, по мнению Ф. Аквинского, служит бог, который является первейшей, продуцирующей субстанциональной формой. В соединении с аморфной материей, понимаемой как возможность, форма-бог образует действительность. Такой же чистой формой, оторванной от материи и преобразованной в самостоятельную сущность, является индивидуальная душа. Душа существует сама по себе в чистом виде без постоянной и органической связи с телом. Проникает душа в организм в момент рождения людей благодаря творческому акту божества. Таким образом, в вопросе о происхождении душ Ф. Аквинский придерживался креацинизма. В теле душа помещена временно. С гибелью тела душа не прерывает своего вечного существования. При соединении с телом, душа теряет свою духовную чистоту, образуя иерархию различных форм или сил -растительных, животных и разумных. Каждая из этих сил различается друг от друга степенью близости или удаленности к богу или к телу. Все уровни индивидуальной души предопределены богом. Касаясь уровня ощущений и восприятий, Ф. Аквинский во многом идет за Аристотелем. Им выделялось восемь видов чувствительности. Механизм возникновения чувственного образа описывался как переход чувствующей способности из потенциального состояния в актуальное. В результате актуализации ощущающих сил душа принимает «вид» предмета без его материальности. Раскрывая механизм восприятия, Ф. Аквинский выступал против теории истечения Демокрита. Критика велась им в двух направлениях. Во-первых, он полагал гипотезу истечений несостоятельной в том, что при постоянном выделении специй с воспринимаемых объектов, последние в какое-то время должны были бы исчезнуть. Второе возражение против Демокрита состояло в том, что древний философ не учитывал активность самого субъекта в построении чувственного образа, а именно участия разума в актах восприятия. Это участие разума трактовалось Ф. Аквинским в духе представлений Плотина и Августина, в частности, как интенция или внутренний акт души, актуализирующий как чувственные образы, так и понятия. Ощущения и восприятия воспроизводят конкретные вещи в их специфических подробностях и различиях, т.е. они связаны с единичными случайными и изменчивыми качествами. Став содержанием души, чувственные «виды» подвергаются посредством внутренней деятельности преобразованию в интеллигибельные виды или формы, на уровне которых происходит снятие деталей и частностей и актуализация общих для ряда конкретных восприятий признаков. Завершается чувственный уровень практическим индивидуальным разумом, где осуществляется переход от собирательного образа (представления) к понятийному мышлению. Ощущения и восприятия, представления и образное мышление - все они являются различными продуктами первого внутреннего душевного акта - акта познания. Второй формой деятельности души является акт, который сообщает душе о производимых ею действиях и вызванных этими действиями последствиях. Завершает триединую деятельность души акт самопознавания, самопостижения или общения души самой с собой, с целью Ψ____§ 4. Материалистические тенденции в позднее средневековье______________________ постижения своей сверхприродной, уникальной сущности. Для того, чтобы нагляднее подчеркнуть перемены, произведенные Ф. Аквинским в учении Аристотеля, имеет смысл сопоставить некоторые исходные подлинные положения Аристотеля с их богословской интерпретацией Ф. Аквинским. Так, если у Аристотеля был провозглашен и обоснован тезис о неотделимости формы от материи, души от тела, то у Ф. Аквинского форма трактуется как бестелесная субстанциональная сущность, а душа как независимая от тела сила. В учении Аристотеля растительные, животные и разумные способности описываются как различные формы организации живых существ и потому выступают как этапы развития и эволюции души. В теологической системе Ф. Аквинского растительные чувствующие и разумные силы представлены как установленные богом статические уровни души, различающиеся степенью близости к богу. Аристотелем обосновывается принцип биологической целесообразности психических функций, Ф. Аквинским - внутреннее, присущее самой душе целеполагание или интенция. В учении Аристотеля психические явления выводятся из взаимодействия субъекта с объектом, у Ф. Аквинского - чувственные образы и понятия имеют интенциональную природу, т.е. они выводятся из самой сущности души. Для Аристотеля душа есть особое проявление жизни и изучение ее есть дело естествоиспытателя, т.е. душа доступна опытному, объективному и естественнонаучному изучению; для Ф. Аквинского же душа есть замкнутая в себе самой сущность со способностью к внутренней деятельности, не доступной внешнему наблюдению, но только интроспекции. Нетрудно заметить, насколько исходные позиции Ф. Аквинского мало совпадали с собственными основополагающими принципами учения Аристотеля о душе. § 4. Материалистичес- Принятое церковью учение Ф. Аквинского, как последнее кие тенденции в позд- слово теологии, стало по степенно вызывать критику со стороны нее средневековье самих богословов. Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля, был английский схоласт Д. Скотт (1270-1308). Полемизируя с Ф. Аквинским, Д. Скотт указывал, что нет основания для приведения в гармонию истин разума и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку истины веры связаны с поиском рая и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности. Касаясь вопроса об отношении материи и формы, Д. Скотт доказывал, что материя - это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения и развертки как физического мира, так и психического. Форму нельзя признать как начало всего сущего, как это было у Ф. Аквинского (бог создал все). Она дает материи действительность в том или другом конкретном виде, но это не значит, что материя не может существовать независимо от формы. Не исключена возможность, предполагал Д. Скотт, что в фундаменте самой материи заложена способность мыслить. Это значит, что психическое заложено в самой материи и нет необходимости прибегать к идее о существовании особой духовной субстанции, которую так настойчиво насаждали теологи и столпы церкви. Оценивая взгляды Д. Скотта, можно сказать, что английский схоласт заставлял самую теологию проповедовать материализм. За освобождение идей Аристотеля от теологии с критикой схоластики и томизма выступал и другой английский мыслитель средневековья Р. Бэкон (1214-1292). Р. Бэкон настойчиво призывал освободить науку от религиозных предрассудков и перейти от умозрительных построений к правдивому и опытному изучению природы и человека. Только устранив невежество, считал он, можно обеспечить подлинное развитие наук и тем самым общее благосостояние мира. В противоположность Ф Ливинскому, Р. Бэкон первое место отводил не теологии, а естественным наукам, которые бы опирались на эксперимент и математику. В своем знаменитом «Opus mayus» он писал, что выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее место отводилось физике, а точнее физической оптике. Главенствующую роль, которую Р. Бэкон приписывал оптике, он объяснял Ψ____§ 4. Материалистические тенденции в позднее средневековье______________________ тем, что только благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а умение видеть различие в вещах лежит в основе всех наших знаний о мире. Поскольку зрение рассматривалось им в качестве первейшего источника наших знаний, то строение и работа глаза явились для Р. Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Ориентируясь на опыты и работы Авиценны и Альгазена, Р. Бэкон считал, что глаз действительно есть тончайший оптический инструмент. Зрительные ощущения и восприятия - это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, как полагал Ф. Аквинский, а они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света. В данном отношении Р. Бэкон целиком шел за Альгазеном и тем самым способствовал дальнейшему укреплению и распространению нового физико-оптического взгляда на природу чувственных образов, что, в свою очередь, не могло не готовить почву для материалистического объяснения психики в целом. В развитии материалистических тенденций в средневековой психологии особая заслуга принадлежит В. Оккаму (1300-1350). Взгляды В. Оккама занимали промежуточное положение между двумя крайними точками зрения, возникшими в средневековье в связи с вопросом о природе понятий. Сторонники первого течения, называемого реализмом, считали, подобно Платону, что понятия есть единственные реальности бытия. Они имеют самобытную природу и существуют независимо от конкретных вещей и явлений. Представители другого направления, известного под названием номинализма, наоборот, утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, имена, знаки, метки. Ни покидая целиком почву номинализма, В. Оккам занял среднюю позицию между упомянутыми противоположными течениями. В. Оккамом признавалась реальность общих понятий или универсалий, но существующих не вне и независимо от субъекта, а внутри него в виде концептов или умственных образов. В составе души В. Оккам выделял перцепты и концепты. Перцепты - это термины или знаки, имеющие отношение к единичным предметам; концепты же представляют собой термины или знаки, обоаначающие отношения между перцептами и относятся ко многим сходным объектам. Следует заметить, что к концептуализму склонялся и Ф. Аквинский. Однако, если В. Оккам выражал концептуалистическую точку зрения с позиций номинализма, то Ф. Аквинский, сближаясь с концептуализмом, продолжал оставаться в лагере реалистов, поскольку заменил лишь одну (трансцендентальную) форму реализма на другую (имманентный реализм). Другими словами, отрицая трансцендентальное, т.е. независимое от человека и конкретных вещей существование общих понятий, Ф. Аквинский приписывал универсалии самим единичным вещам. Принципиальное различие взглядов Ф. Аквинского и В. Оккама на природу понятий становится более очевидным, если сравнивать их представления относительно происхождения универсалий. Для В.Оккама понятия являются производными от перцептов, которые в свою очередь вызываются внешними предметами. Преобразование перцептов (знаки первого рода) в концепты (знаки второго порядка или рода) осуществляется с помощью речи. Таким образом, в учении В. Оккама концепты или общие понятия, возникающие из перцептов, благодаря связи последних с внешними предметами, не теряли своего объективного основания. Кроме того, они выступали как продукты речевых операций, за которыми можно наблюдать, а это значит, что посредством наблюдения за речевой деятельностью становились доступными самые понятия и мышление. В системе же Ф. Аквинского образы и идеи есть недоступные внешнему наблюдению продукты внутренней собственной деятельности (интенции) особой духовной сущности. Напомним, что центральным понятием в учении В. Оккама является категория знака. Знаковая теория чувственного и умственного образа была направлена не только против телеологической интерпретации психического, при которой идеальное, данное изначально и интроспективно, отождествлялось с внешним предметом (понятие шара-шар), но также против теории «идолов» древнегреческих материалистов, в которой утверждалось и устанавливалось полное подобие между объектом и его субъективным образом. Отношение между объектом и его Ψ__ _Глава 4 общие черты развития психологии в эпоху возрождения___________________ образом, по мнению В. Оккама, имеет знаковый характер. Чувственный образ - это нечто вроде метки вещи, подобно тому, как, например, дым есть знак огня. Таким образом, ощущения, восприятия, понятия - все это составляет систему знаков, которыми человек оперирует для обозначения внешних предметов, явлений и связей между ними. Хотя знаковая концепция восприятий и понятий таила в себе опасность агностицизма, ибо между знаком и объективной вещью нет необходимой связи, тем не менее появление ее в эпоху господства теологических взглядов на психику человека, имело положительное влияние в смысле преодоления телеологии и утверждения детерминизма и объективного подхода. Если ощущения и восприятия суть знаки, производимые вещами, то, вероятно, нет необходимости прибегать к особой духовной сущности и ее внутренним актам или интенциям, т.е. психические явления могут быть раскрыты вообще без обращения к категории «душа». Положение В. Оккама о том, что следует избегать и отсекать избыточные сущности и силы там, где вполне можно обойтись без них, получило название «бритвы Оккама». Этот принцип экономии, подобно знаковой теории, сыграл немаловажную роль в борьбе с томизмом и схоластикой. Итак, нетрудно заметить, что уже в недрах самой схоластики постепенно прокладывали себе дорогу материалистические тенденции, которые подготовили почву для последующей замены схоластической психологии психологией опытной и естественнонаучной.
ГЛАВА 4 ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характерной чертой философии и психологии этого периода является противоречивое сплетение старого мировоззрения с новыми наметившимися тенденциями. Эпоху Возрождения часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением общего интереса к человеку и его жизнедеятельности. Существенными сторонами психологических учений в переходный период от феодализма к капитализму являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических построений о душе, призыв к правдивому и опытному изучению душевного мира людей. Основу размышлений о человеке и его психике, а также критики богословия и схоластики составляли учения античных философов. Вместе с тем в психологических взглядах мыслителей эпохи гуманизма не были полностью преодолены средневековые предрассудки. Раньше всего проблески научного мировоззрения появляются в Италии. Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407-1457). Основные свои взгляды Л. Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Уже самое название его труда говорит о близости взглядов мыслителя с учением Эпикура и Лукреция. Л. Валла утверждал, что в основе всего лежит природа и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Л. Валла считал потребности и стремления. Они свойственны и человеку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия - это голос и требования природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. С утверждением природной детерминации души человека выступал другой крупный представитель итальянской мысли XV столетия П. Помпонацци (1462-1524). В книге «О бессмертии души» Помпонацци, критикуя схоластику, указывал, что бог в делах природы Ψ__ _Глава 4 общие черты развития психологии в эпоху возрождения___________________
участия не принимает. Бессмертие бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа - это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма. Психические явления являются продуктом работы нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души. В равной мере это касается и мышления. Оно, подобно другим силам и свойствам души, является функцией мозга, возникает и умирает вместе с гибелью и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые, в свою очередь, даны в чувственных формах познания - ощущениях, восприятиях и представлениях. Выступление против церкви и богословия проявлялось не только в критических трактатах, но также в учреждении научно-учебных центров или академий, которые были призваны кардинально изменить подход к изучению человека. Первый такой центр был создан в Неаполе известным итальянским мыслителем Б. Телезио (1508-1588). Собственную систему взглядов Б. Телезио развивал, ориентируясь на учения Парменида и особенно стоиков. По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное лукрециевским термином «дух». Дух - это захваченное из окружающей среды наиболее совершенное, разряженное, не видимое на глаз материальное вещество, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от мозга к периферии и обратно. Пульсация (расширение и сжатие) эфироподобного вещества или духа составляет материальную основу психических процессов и состояний. Эта пульсация, вызываемая воздействием внешних предметов, определяет как течение познавательных, так и побудительных процессов. Если под влиянием внешних объектов пульсирующее вещество расширяется, человек испытывает удовольствие, т.е. положительное психическое состояние, сохраняющее и удлиняющее жизнь человека. Если же эфироподобное вещество сжимается, то в этом случае человек испытывает чувство неудовольствия и страдания, ведущие к сокращению жизни. Сходные пульсации происходят и при развертке познавательных процессов от ощущений до мышления включительно. При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежит памяти и ассоциациям по сходству, т.е. механизму, которому стоики также отводили большую роль в усложнении психических процессов. Проводя в целом передовые для того времени взгляды и утверждая естественнонаучный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио тем не менее допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им формально признавалось существование бога и высшей бессмертной души. Намеченные в общих чертах принципы эмпиризма и сенсуализма в трудах П. Помпонацци и Б. Телезио с наибольшей отчетливостью выступают в психологических системах испанских ученых и особенно в концепции Л. Вивеса(1492-1540). Его книга «О душе и жизни» содержала положения, которые во многих отношениях предвосхищали эмпирические и сенсуалистические взгляды Р. Бэкона и Д. Локка. Л. Вивес полагал, что природа существует сама по себе и познавать ее необходимо путем опыта и эксперимента. Прокладывая или указывая психологии эмпирический путь, он считал, что познание души должно строиться не на умозрительных рассуждениях о душе как особой духовной сущности, оно должно идти по линии изучения ее конкретных проявлений и свойств. Первичными формами психического являются ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Аналогичные преобразования происходят и в области побудительных сил. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является, по убеждению Л.Вивеса, внутренний опыт или самонаблюдение. Именно опираясь на самонаблюдение, он выделил некоторые основные и важнейшие характеристики побуждений и эмоциональных состояний. К ним следует отнести: 1) различную Ψ__ _Глава 4 общие черты развития психологии в эпоху возрождения___________________
ступень интенсивности, т.е. силу или слабость эмоциональных переживаний -легкие, средние и сильные; 2) длительность эмоциональных состояний от кратковременных до более продолжительных; 3) качественное содержание эмоциональных реакций, разделение их по этому признаку на приятные и неприятные или положительные и отрицательные. Оценивая в целом взгляды Л. Вивеса, можно сказать, что они подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе эмпирической, интроспективной, ассоциативной психологии. Несколько в стороне от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения стоят работы немецких мыслителей Меланхтона и Гоклениуса. Своеобразие их взглядов проявляется в двух отношениях. Первое, что отличает их представления, это большая зависимость их от теологии и богословия. Во-вторых, их трактаты представляют собой переложение и комментарии учения Аристотеля. Меланхтон известен своей книгой «Комментарии о душе». В ней немецкий неосхоласт пытается, исходя из уровня современных ему знаний, модернизировать учение Аристотеля. Подобно Аристотелю, Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей - растительные, животные и разумные. Растительные и животные способности души являются страдательными силами в том смысле, что они зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, а также от воздействия внешних физических факторов. Телесная обусловленность низших способностей души трактовалась в духе представлений Галена. Носителями растительных способностей являются, по его мнению, печень и венозная кровь. Поступая в область сердца, венозная кровь очищается и направляется по артериям в виде парообразований в желудочки головного мозга. Эта очищенная кровь называлась им «животными духами». Движение животных духов в нервах и головном мозгу служит материальным носителем ощущений и восприятий. Что касается высших процессов -деятельности души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий, то эти акты относились Меланхтоном к уровню разумных способностей или разумной душе, которая внедряется в тело богом и которая лишь временно связывается с животными способностями. Разумная душа, поскольку она божественной природы, вечна и бессмертна. С комментарием идей Аристотеля выступил и другой немецкий ученый - Гоклениус. С его именем связывают появление термина «психология», которым и была названа его основная работа «Психология», вышедшая в 1590 году. Ранее уже подчеркивалось, что почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиций средневековой схоластики и богословия. Вместе с тем для большинства ученых была характерна одна общая идея. Существо этой идеи выражалось в требовании обратиться к самой природе, к реальному миру, к опытному их изучению. Это требование распространялось и на область психического. Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи гуманизма пытались выяснить прежде всего реальные телесные основания различных проявлений души. Особая заслуга в изучении телесных механизмов душевной деятельности принадлежит представителям естествознания, работы которых продвинули значительно вперед представления об анатомо-физиологических основах психики. Большое значение в расширении опытных знаний о деятельности организма имели исследования испанского врача Г. Перейра (1500-1560), который показал, что поведение животных управляется не «душой», а воздействиями внешней среды и внутрителесными изменениями, а также анатомические опыты бельгийского ученого А. Везалия (1514-1564), который в книге «О строении человеческого тела» выдвинул учение о «животных духах» как реальном материальном субстрате психических явлений. На характер интерпретации телесных механизмов психики существенное влияние оказывали общие условия развития производительных сил. Рост мануфактурного производства, возрастание роли техники, создание и широкое распространение различных механизмов не могло не повлечь за собой изменения в объяснительных принципах психической деятельности. Тенденция описывать психику и поведение животных и человека по аналогии с работой механизмов и машин все более усиливается. Как известно, начало механистического подхода в психологии было положено арабскими учеными, провозгласившими так называемый Ψ__ _Глава 4 общие черты развития психологии в эпоху возрождения___________________
«оптический детерминизм». Преобразованию оптического детерминизма в механистический в значительной мере способствовали научные взгляды Перейры и Везалия. Кроме них, в укреплении механистического подхода в интерпретации психики и поведения людей и животных видную роль сыграл Леонардо да Винчи (1452-1519) - величайший представитель эпохи Возрождения, соединивший в одном лице непревзойденного художника, философа, естествоиспытателя и изобретателя. Леонардо обычно оценивался только как гениальный живописец. Однако он известен и как блестящий анатом, длительное время занимавшийся вскрытием трупов животных и людей. Следует заметить, что к анатомическим знаниям обращались и другие художники. Но для большинства из них эти знания имели вспомогательное значение, поскольку использовались для повышения мастерства в области живописи. Леонардо же при изучении анатомии преследовал самостоятельные, научные цели. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Особенность анатомических представлений Леонардо заключалась в том, что они тесно увязывались с различными психическими состояниями человека. К числу общечеловеческих страстей он относил радость, печаль и физические усилия. Только в связи с этими состояниями, считал Леонардо, может быть понято основное жизненное значение различных частей организма (мышц, костей, сухожилий и т.д.), движениями и изменениями которых сопровождаются человеческие страсти (печаль, страх, жестокость и т.д.). Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т.е. строения и работы двигательных систем организма, причем деятельность живых существ он стремился описывать в категориях механики. По мнению Леонардо, движения всех тел, в том числе и живых, осуществляются по законам механики, а это значит, что принципиально не должно быть препятствий для воспроизведения работы живого тела в технических конструкциях. В этом отношении Леонардо выступает как идейный вдохновитель и предвестник современной бионики. Однако, в связи с тем, что технические возможности того времени были весьма ограничены, реализовать подобные замыслы Леонардо не удалось. Как верно замечает М.Г. Ярошевский, значение идей Леонардо о возможности механического моделирования работы живых организмов не сводится только к стремлению ученого подчеркнуть и возвысить техническое могущество человека. Оно заключается прежде всего в провозглашении и утверждении механики как универсального принципа, имеющего силу как в области неживой, так и в области живой природы.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |