КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Признаки хозяйственных правоотношений
Признаки хозяйственной деятельности 1. Это не разовый акт или единовременное действие, а многоэтапная сложная деятельность, осуществляемая систематически. 2. Осуществляется не для собственных потребностей, а для удовлетворения потребностей других людей и общества в целом. 3. Сочетает частные интересы производителя и публичные интересы государства и общества. 4. Выполняется на профессиональной основе. 5. Результаты деятельности имеют стоимостной характер. В зависимости от цели и способа организации и осуществления хозяйственная деятельность может быть двух видов – непредпринимательской и предпринимательской (коммерческой). Непредпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется с целью удовлетворения определенных общественных потребностей независимо от прибыльности (получение прибыли от такой деятельности играет второстепенную роль; например, деятельность НИИ, экспериментальных предприятий и учреждений, финансируемых за счет государства). Предпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск с целью получения прибыли. Принципы предпринимательской деятельности: 1) свободный выбор деятельности (но в рамках закона); 2) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей изготовленной продукции, установление цен (монополизм, конкуренция, демпинг); 3) свободное распоряжение прибылью; 4) свободный наём работников; 5) привлечение на добровольных началах имущества и средств юридических лиц и граждан. Государство в нормативных актах регулирует хозяйственную деятельность путем установления ограничений для предпринимателей (обязательность регистрации, лицензирования и др.), а также гарантированием их прав и законных интересов.
2. Хозяйственная деятельность осуществляется путем вступления ее участников в хозяйственные отношения. Хозяйственные отношения – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в среде непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства (организации) такой деятельности. 1) наличие определенного круга субъектов (участников): государство в лице его органов, юридические и физические лица; 2) сочетание в них организационных и имущественных элементов (организация производства; выпуск продукции). Основной характеристикой хозяйственных правоотношений является состав правоотношения, включающий элементы: 1. Объект – материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения (продукция, услуги, работы и др.). 2. Субъекты – участники хозяйственных правоотношений – физические и юридические лица, их объединения, государство в целом и государственные образования. 3. Содержание – совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношений. Юридические факты – жизненные обстоятельства (действия и события), с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (например, заключение договора). Хозяйственные правоотношения регулируются на основе определенных методов (путь к чему-либо). Методы – это используемые законодателем способы правового оформления хозяйственных правоотношений в соответствии с их особенностями. Методы хозяйственно-правового регулирования: 1. Метод предписаний (императивный)– предусматривает право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником) в отношении подчиненного ему субъекта (решение зарегистрировать предприятие, выдать лицензию и др.);–
2. Метод автономных решений ( диспозитивный)– позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно юридически значимые решения; -. 3. Метод координации – обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласованию сторон путем компромисса. 4. Метод рекомендаций – предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений (рекомендаций) по поводу организации деятельности (примерные уставы, типовые договора и др.). Виды хозяйственных правоотношений: I. По характеру правоотношений: 1) отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности; 2) отношения по руководству хозяйственной деятельностью. II. По взаимному положению сторон: 1) горизонтальные – участники правоотношений равноправны (например, при заключении договоров); 2) вертикальные – одним из участников правоотношений выступает орган хозяйственного руководства, в т.ч. собственник имущества. III. По сфере действия: 1) внутрихозяйственные – возникают внутри хозяйственной организации между структурными подразделениями; 2) меж(внешне)хозяйственные – возникают между самостоятельными субъектами. IV. По отраслям народного хозяйства и сферам управления: 1) правоотношения в сфере промышленности; 2) правоотношения в сфере сельского хозяйства; 3) правоотношения в сфере транспорта; 4) правоотношения в сфере капитального строительства.
3. Хозяйственное право (как отрасль права) – это система правовых норм, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и руководству ею с применением различных методов правового регулирования (ученые читают, что это: самостоятельная отрасль, не самостоятельная отрасль, комплексная отрасль). В структуру отрасли хозяйственного права входят институты (банкротства, антимонопольного регулирования), подотрасли (предпринимательское право, корпоративное право, инвестиционное право). Предметом ( основными вопросами) хозяйственного права как науки является: 1) изучение истории становления и развития системы правового регулирования хозяйственных отношений в Украине и за рубежом; 2) выявление закономерностей, тенденций, пробелов правового регулирования хозяйственных отношений;
3) обобщение правоприменительной практики; 4) выработка рекомендаций по совершенствованию хозяйственного законодательства и практики. Хозяйственное право (как учебная дисциплина) – это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования. Общий курс хозяйственного права включает Общую и Особенную части. Общая часть содержит в себе материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности, независимо от сферы этой деятельности. Например, темы: 1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства. 2. Субъекты хозяйственного права. 3. Правовое регулирование отношений собственности. 4. Хозяйственный договор. 5. Хозяйственно-правовая ответственность. Специальная часть хозяйственного права содержит материал о правовом регулировании хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни. Например, темы: 1. Правовое регулирование банкротства. 2. Правовое регулирование антимонопольной деятельности. 3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. 4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
4. Источник (форма) хозяйственного права – это официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования. Виды источников хозяйственного права: 1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным воздействием (торговые обычаи, деловые обыкновения (начинать переговоры с представления себя и фирмы)). В Украине правовые обычаи используются редко, в основном в сфере внешнеторговых сделок (например, обычай, по которому нарушение внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела). 2. Правовой (юридический (судебный или административный )) прецедент – решение суда или административного органа по конкретному делу,ставшее обязательным для разрешения таких же дел в будущем. Является основным источником в англо-американской правовой семье (общего права). В Украине сходство с прецедентом имеет судебная практика.
3. Нормативно-правовой договор – соглашение двух или нескольких субъектов, устанавливающее права и обязанности как общие правила поведения. Подразделяется на виды: а) внутригосударственные нормативные договоры – коллективные договоры, уставы предприятий и др.; б) межгосударственные (международные) нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и др.). 4. Нормативно-правовой акт – это официально принятый компетентными органами документ, содержащий правовые нормы и регулирующий хозяйственно-правовые отношения. К ним относятся: 1) Конституция Украины – Основной Закон государства; 2) законы – нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу (кодексы, законы); 3) подзаконные акты (Указы Президента, Постановления ВРУ, постановления и распоряжения КМУ, приказы министра, нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Это основной источник права в романо-германской правовой семье. 5. Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению и руководству хозяйственной деятельностью. Предметом регулирования хозяйственного законодательства являются хозяйственные отношения по производству и реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Признаки ( основные черты) хозяйственного законодательства: 1) наличие базового акта (хозяйственный кодекс); 2) наличие большого количества нормативных актов, что обусловлено объективными (сложность хозяйственной жизни) и субъективными (многочисленные эксперименты в сфере экономики) причинами; 3) преобладание комплексных нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права (гражданского, финансового, трудового и др.); 4) наличие значительного количества нормативных актов ограниченной сферы действия – ведомственных, локальных; 5) наличие нормативных актов бывшего СССР (ГОСТы, Положение о поставке); 6) связь хозяйственного законодательства Украины с коммерческим правом других государств и международными договорами по хозяйственным вопросам. Эта связь осуществляется на основе принципов: 1) приоритета (примата) специальных норм международного договорного права над общими нормами хозяйственного права Украины (в Украине как государстве, относящемуся к романо-германской правовой семье, принято правило: если международным договором установлены другие правила (коллизия норм), чем по законодательству Украины, то применяются правила международного договора); 2) придания нормам международных договоров статуса национального законодательства Украины; 3) права сторон внешнеэкономических договоров выбирать (согласовывать выбор) право страны, которым определяются права и обязанности сторон договора. При отсутствии согласования сторон действует право государства местонахождения (основного места деятельности, проживания) стороны – исполнителя договора: продавца, наймодателя, перевозчика, кредитора, поручителя и др., или страны, где выполняются работы.
6. Система хозяйственного законодательства – это внутреннее его строение, т.е. расположение хозяйственно-правовых актов с учетом их связей и свойств. Виды систем хозяйственного законодательства: 1) вертикальную систему – в зависимости от юридической силы юридических актов – законы и подзаконные акты; 2) горизонтальную – в зависимости от предмета правового регулирования (по видам и характеру хозяйственной деятельности, отраслям и сферам народного хозяйства (экономики) – нормативные акты в сфере инвестирования, хозяйственных договоров, банкротства и др. Исходя из этого выделяют отрасли, подотрасли и институты хозяйственного законодательства (например: отрасль – хозяйственное законодательство, подотрасль – предпринимательское законодательство, институт – законодательство о банкротстве). Систематизация в хозяйственном праве – это деятельность законодателя и иных субъектов по упорядочению существующих правовых норм и нормативных актов в единую, внутренне согласованную систему. Различают 3 вида систематизации законодательства: 1. Кодификация – вид систематизации путем упорядочения ранее принятых актов, изменения их содержания, создания нового нормативного акта (кодекса). 2. Инкорпорация – вид систематизации путем внешней обработки и объединения нормативно-правовых актов в единый сборник по определенным принципам: а) хронологический (Сборник постановлений КМУ за 2002 г.); б) алфавитный; в) предметный (Сборник законодательства о предпринимательской деятельности; о банкротстве и др.). 3. Консолидация – вид систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из объединяемых актов теряет свое самостоятельное значение. Здесь нормативные акты обычно объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |