Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Египет




Древний мир

Введение

Искусство первобытного общества в поздний

период своего развития подошло к разработке

композиции, к созданию монументальной архи­

тектуры и скульптуры. В древнем мире искус­

ство впервые достигает цельности, единства,

завершенности и синтеза всех форм, служа вы­

ражением больших, всеобъемлющих идей: на

всех произведениях искусства, имеющего об­

щественный характер, лежит отпечаток эпич­

ности, особой значительности и торжествен­

ности. Отблеск его величия продолжает жить

даже тогда, когда глубокие противоречия при­

водят к гибели древний мир.

Рабовладельческий строй, пришедший на

смену общинно-родовому, был исторически за­

кономерен и имел, по сравнению с предшествую­

щей эпохой, прогрессивное значение. Он стал

основой дальнейшего роста производительных

сил и культуры. Эксплуатация рабов породила

разделение труда физического и умственного,

что создало почву

для развития различных

форм духовного творчества, в том числе и ис­

кусства. Из безымянной среды ремесленников

выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчи­

ки, литейщики, живописцы и т. д.

Если в доклассовом обществе искусство

было частью материально-трудовой деятель­

ности человека, то с возникновением классового

государства оно становится своеобразной фор­

мой сознания и приобретает важное значение

в общественной

жизни и классовой борьбе.

Корни художественного развития хранят на­

родный характер, искусство формируется в сфе­

ре мифологического мышления, но усложнение

общественной жизни способствует расширению

его образно-познавательного диапазона. Маги­

ческие обряды, похоронные ритуалы первобыт­

ного человека преобразуются в торжественные

церемониалы. Погребальные холмы заменяются

гробницами, ковчеги — храмами,

палатки —

дворцами, магические наскальные росписи —

изобразительными

циклами,

украшающими

храмы и гробницы; они увлекательно повеству­

ют о жизни людей древнего мира, хранят застыв­

шими в камне народные легенды, сказания и

мифы. Наивные ритуальные статуэтки превра­

щаются в монументальные, иногда гигантские

статуи и рельефы, увековечивающие образы

земных владык и героев. Так возникают раз­

личные виды искусств: архитектура, скульпту­

ра, живопись,

прикладное

искусство.

Они

вступают друг с другом в содружество. Синтез

искусств — важнейшее

завоевание

художест­

венной культуры древнего мира.

В исполнении произведения начинает ска­

зываться различие между ремеслом и искус­

ством. Появляется совершенство формы, утон­

ченность в орнаменте, изящество в обработке

дерева, камня, металла, драгоценных камней

и т. д. Острая наблюдательность художника

теперь сочетается с умением мыслить обобщен­

ными понятиями, что находит отражение в воз­

никновении постоянных типов, в укреплении

чувства художественного порядка, строгих за­

конов ритма. Художественное творчество в этот

период, по сравнению с доклассовым обществом,

становится более целостным, оно объединяется

едиными принципами и идеями эпохи. Возни­

кают большие монументальные стили.

В религии совершается процесс перехода

от поклонения зверю к более высокому пред­

ставлению о богах, подобных человеку. Одно­

временно и в искусстве все более утверждается

образ человека, прославляются его деятельная

сила, его способность к героическому подвигу.

При всем разнообразии исторического фор­

мирования обществ древнего мира для них были

характерны две формы. Первая — восточная,

где долго сохранялся общинный строй и рабо­

владение развивалось в замедленных темпах;

гнет эксплуатации здесь всей тяжестью ложил­

ся не только на рабов, но и на большую часть

свободного населения. Рабовладельческие де­

спотические государства возникают между 5 и

4 тысячелетиями до н. э. в долинах и дельтах

больших рек — Нила (Египет), Тигра и Евфра­

та (древнейшие государства Двуречья) и др. Идей­

ное содержание искусства древних деспотий

определялось главным образом требованием

прославления власти богов и царей, увекове­

чения строгой общественной иерархии. Взгляд

на человека как на собственность деспота, дли­

тельное сохранение общинных отношений тор­

мозили развитие интереса к личным качествам

человека. В искусстве древневосточных деспо­

тий реализм сочетается с фантастикой или чер­

тами социальной условности, которые не могли

быть преодолены

на

протяжении

развития

древней восточной культуры. Искусство все

еще не до конца отделилось от ремесла, в нем

ценилась прежде всего техническая сноровка.

Само творчество оставалось большей частью

безымянным. Однако в искусстве древневосточ­

ных государств уже ярко выражено влечение

к значительному и совершенному, возникшее

в сознании народов огромных государств.

Вторая форма — античное рабовладение —

характеризуется быстрой сменой примитивной

эксплуатации ее развитыми формами, общест­

венной

активностью

свободного населения,

занимающегося трудом в греческих государ­

ствах-полисах. Относительно демократический

Древний мир

Египет

характер античных государств, расцвет лич­

ности, ее стремление к гармоничному развитию

обусловили гражданственность и человечность

античного искусства.

Развиваясь на основе

мифологии, тесно связанной со всеми сторонами

общественной жизни, греческое искусство было

самым ярким проявлением реализма в древнем

мире. Мироздание перестало быть для греческих

мыслителей чем-то неведомым, подчиненным

неодолимым силам. Ужас перед грозными бо­

жествами сменяется стремлением постичь при­

роду, использовать ее во благо человека. В ис­

кусстве Древней Греции воплощается красота

гармонично развитой личности, утверждается

этическое и эстетическое превосходство чело­

века над стихийными силами природы. Антич­

ное искусство периода его расцвета в Греции

и Риме обращалось к массам свободных граж­

дан, выражая основные политические, этиче­

ские и эстетические представления общества.

В эпоху эллинизма, являющую собой сле­

дующий этап развития античной художествен­

ной культуры, искусство было обогащено ог­

ромной эмоциональной напряженностью, дра­

матизмом и динамикой. На последнем этапе

своего развития, в эпоху Римской республики

и империи, античное искусство пришло к ут­

верждению значения индивидуально неповто­

римой личности. Эпоха поздней империи —

эпоха упадка античной культуры — содержит

в зародыше все то, что принесет плоды впо­

следствии. Мыслители и художники обраща­

ются к внутреннему миру человека, намечая

пути развития европейского искусства средних

веков и Возрождения.

Античное искусство имеет и свои ограничен­

ные стороны. Оно прошло мимо социального

быта, социальных противоречий. Античное ис­

кусство обращалось главным образом к свобод­

ным гражданам. Ни в Греции, ни в Риме нельзя

найти в виде сложившейся системы искусства

угнетенного класса — рабов. Материально и

духовно задавленные рабы не могли развить

свои способности.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египет — древнейшее государство мира, а его искусство — самый

ранний вклад в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч

лет тому назад в плодородной долине Нила, изолированной от внешних

врагов песками пустынь, возникли первые рабовладельческие деспотии,

объединенные в конце 4 тысячелетия до н. э. К этому же времени восходят

величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства

и архитектуры, до сих пор поражающие своим величием, грандиозностью

и мощью. Нигде до этого и в это время не было создано столь зрелых и со­

вершенных

скульптурных

портретов,

столь ясных и монументальных

архитектурных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искус­

стве такой важной роли, не привлекали такого пристального внимания

художников, а тема человеческого труда не была так акцентирована. И хо­

тя в Древнем Египте образ человека был связан с религиозным культом,

с прославлением и обожествлением правителя, мастера сумели выразить

в своих произведениях внутреннюю значительность и силу человеческих

чувств, остро и смело обрисовать характеры.

Египетские пирамиды, рельефы и росписи, покрывающие стены храмов,

не только прославляли земных и небесных владык, но и являлись свиде­

тельством большой художественной одаренности одного из древнейших

народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни., о красоте

природы и людей, которых искусство обессмертило. Особенности вели­

чественной природы Египта, дыхание засушливых и грозных ветров

пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, дикость гор, обилие в их нед­

рах различных пород камня и отсутствие леса во многом определили суро­

вую красоту родившегося на этой почве искусства.

Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности

каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались

из поколения в поколение. Это объяснялось застойным характером древ­

невосточных общин, деспотической властью фараонов, предельно ограни­

Древний мир

Египет

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ

ПЕРИОД

14 тысячелетие до н. э.)

чивавшей свободу личности,

и

пережитками

первобытнообщинного

строя, сохранившимися до позднего времени. Устойчивость религиозных

представлений и культовое назначение памятников искусства определили

веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен

в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре.

На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совер­

шенные и ясные методы и выразительные средства. В пределах канонов

мастера сумели передать сложный и величавый человеческий образ, отра­

зить богатство мифологических представлений.

Историю Древнего Египта, равно как и историю культуры, принято

делить на следующие большие периоды: 1) Додинастический период (4 ты­

сячелетие до н. э.); 2) Древнее царство (30—24 вв. до н. э.); 3) Среднее цар­

ство (21 — 18 вв. до н. э.); 4) Новое царство (16—11 вв. до н. э.); 5) Позд­

нее время (11 в. до н. э.— 332 г. до н. э.). Каждый из этих периодов явился

значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства, которое

имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, пере­

живаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается

332 год до н. э., когда страна была завоевана войсками Александра Маке­

донского и с этого времени включилась в орбиту эллинистического мира.

Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду

неолита и энеолита. На протяжении 4 тысячелетия до н. э. здесь происхо­

дило постепенное развитие древнеегипетского общества, ознаменовавшееся

распадом родовых общин. Египет состоял из ряда отдельных областей —

номов, постоянно враждовавших между собой и образовавших Северное и

Южное царства. По древнейшим религиозным представлениям, каждый

ном имел своего покровителя — крокодила, ибиса, змею и т. д. Обнару­

женные в погребениях шиферные культовые таблички для растирания

красок и глиняные сосуды показывают, как постепенно складывались

основные религиозно-мифологические представления, в дальнейшем офор­

мившиеся в культ животных и культ мертвых. Такие таблицы имели форму

обожествленного животного. Мастерство обработки камня, умение обоб­

щать и удачно использовать характерные формы того или иного живот­

ного были очень высокими. В них сказалось тяготение к монументальной

ясности образов. Так же просты и строги компактные по формам глиняные

расписные и гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами. Ри­

сунки на этих сосудах — плывущие по Нилу ладьи — означали путешест­

вие покойника в загробное царство.

Памятники искусства конца 4 тысячелетия до н. э. рассказывают не

только о верованиях, но и об исторических событиях, происходивших в те

времена. Они как бы обобщают те достижения в искусстве и те сведения,

которые сложились в доклассовый период. Исторические перемены, завое­

вание Севера Южным Египтом и объединение страны под властью фараона

сопровождались ломкой старых

представлений. Животные на шиферных

пластинках олицетворяют не просто покровителей людей, но верховные

силы обожествленного владыки то в виде могучего быка, бодающего повер­

женного человека, то в виде льва, пожирающего своего врага. Образ чело­

века также завоевывает важное место. Устанавливаются и надолго фикси­

руются правила изображения в скульптуре и живописи.

Значительность властелина подчеркивалась его размерами, намного

превосходящими всех остальных людей. Так, в рельефе шиферной плиты

фараона Нармера (конец 4 тысячелетия до н. э., Каир, Музей) (илл. 5),

изображающем победу фараона I династии Нармера — царя Верхнего

Египта над Нижним Египтом, фигура фараона, разящего врага, дана го­

раздо большей сравнительно с остальными. Она полна грозного величия и,

Древний мир

Египет

ИСКУССТВО

ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

(30—24 века до н. э.)

Архитектура

несмотря на небольшой размер (высота плиты 64 см), исполнена монумен­

тальной мощи. Вырабатываются характерные для египетского искусства

приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи раз­

вертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица — в профиль.

Такой метод изображения позволял древнему мастеру не нарушать плос­

кой поверхности, которую он покрывал рельефами, сочетая их с надпися­

ми, как в своеобразной книге, и в тоже время давая возможность особенно

наглядно показать мощь обожествленного героя. Недаром фараон, утверж­

давшийся как наместник бога на земле, сопоставлен в этой плите с соко­

лом, самим богом Гором, протягивающим ему на веревке голову побежден­

ного врага. Композиция рельефа строится горизонтальными полосами,

один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, раз­

вертывающемуся в строгой последовательности. Эти особенности, посте­

пенно созревая и отшлифовываясь, характеризуют египетские рельефы

и в дальнейшем.

Расцвет искусства Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия

до

н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот,

росло использование рабского труда. Укрепление неограниченной власти

правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах.

Фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых

царей; богом умерших был Осирис. В основе почитания бога Осириса ле­

жало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и

воскресающих силах природы.

Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтя­

не верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они

считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую

жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное

тлению, чтобы душе было куда вернуться для воссоединения с двойником.

Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная

с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению.

Загробный мир не представлялся египтянам мрачным.

Умерший, поме­

щенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуж­

даться в пище и жилье. Строительство кирпичных гробниц было развито

с глубокой древности.

Особое значение с 3 тысячелетия до н. э. в связи с культом фараона

приобрело строительство гигантских гробниц. По своему характеру эти

гробницы восходили к древним жилищам. Они состояли из подземного

помещения, куда ставился саркофаг, и мастабы — надземного холма,

облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности гробниц

фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь пра­

вителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею

вечности жизни загробной.

Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее

положение, остальные виды искусства дополняли ее, образуя совместно

единый и неразрывный комплекс.

Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны

в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э.),

которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих

кверху мощных каменных ступеней. Зодчий Имхотеп, создатель этого со­

оружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов.

Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху.

Однако здесь еще не были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не

Древний мир

Египет

Скульптура

сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах

фараонов последующей IV династии.

Одним из «семи чудес света» называли пирамиды фараонов

Хеопса,

Хефрена и Микерина (28 в. до н. э) (илл. 7), высящиеся в Гизе. В сознании

людей последующих поколений они отождествляются со всем искусством

Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные среди пустыни из

светлого камня, они суровы и строги. Их образ воплотил в себе величие и

дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам дея­

ние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных

каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая

из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее — равно­

бедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и

четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих соору­

жений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным

мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.

Наиболее грандиозная из трех— пирамида Хеопса. Ее высота 146,6 м,

длина стороны основания — 233 м. О том, сколько сил при всей примитив­

ности техники того времени было затрачено на это сооружение, свиде­

тельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили

десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять

лет — пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков

весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была

облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику

особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая камера,

где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы

для вентиляции.

Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный

массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с да­

лекого расстояния.

В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных па­

мятников воплощалась идея бессмертия, мощи и деспотизма неограничен­

ной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. Они были

соединены с Нилом длинными коридорами. Гигантская фигура сфинкса,

стоящая на пути к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает

строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из масива единой ска­

лы, сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство,

не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя проти­

востоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и

декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов за­

упокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности дио­

рита и гранита, отполированных до блеска.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов,

знати, придворных писцов. В связи с культовым назначением статуй все

они были выполнены в рамках строжайших канонов. Люди изображались

в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчи­

вости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев — это

либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально

сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры

Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас огромной внут­

ренней энергией. Жизнь и наблюдательность сосредоточиваются на инди­

видуализированных лицах портретируемых. Яркая раскраска, инкрустация

глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица.

Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (середина 3 тысячелетия

Древний мир

Египет

до н. э., Париж, Лувр) (илл. 8), выполненная из известняка, с вниматель­

ным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и

плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью. Дере­

вянная статуя вельможи Каапера (середина 3 тысячелетия до н. э.,

Каир, Музей) (илл. 6), опирающегося на посох и величественно несущего

свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией,

что рабочие, нашедшие ее при раскопках, прозвали статую «сельским ста­

ростой». Несмотря на то, что каноны обусловливали определенность и

скованность поз для разного типа портретов, бесстрастность выражения

лиц, мастера сумели в эти неподвижные статуи внести подлинную досто­

верность

жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты.

Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным

статуям Рахотепа и его супруги Неферт (начало 3 тысячелетия до н. э.,

Каир, Музей). Они сидят на жестких кубических тронах с прямыми спин­

ками, разъединенные друг от друга не только расстоянием, но и направле­

нием взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская

статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтоватой,

волосы — черной, одежды — белой. Несмотря на неподвижность и лако­

ничность, их образы полны обаяния, чистоты и ясности.

Сочетание жизненной силы и ощущения массы каменного блока, из

которого высечены статуи, проявляются и в портретах фараонов, стоящих

внутри гробниц и храмов. Позы их каноничны. Левая нога выставлена

вперед, словно медленно совершают они свой первый шаг в вечность. Сидя­

щие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они

полны

внутреннего

напряжения, подобно властному фараону Хафра

(первая половина 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей), застывшему в гор­

дом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои

жесткие крылья.

Рельефы

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц и храмов, также были

связаны с заупокойным культом. Они располагались с таким расчетом,

чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архи­

тектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового

глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене,

специфическое изображение фигур. Условность в построении рельефов

была связана с длительным художественным отбором образов; египетские

мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на пред­

мет, сочетая их воедино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не высту­

пают над

поверхностью стены. Силуэт фигур всегда ясен и графичен,

человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мус­

кулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном релье­

фе, изображающем зодчего Хесира (начало 3 тысячелетия до н. э., Каир,

Музей), весь облик — могучие плечи, развернутые по традиционной схеме

во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, сме­

лое и гордое лицо — усиливает ощущение необычайной внутренней силы

этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая

моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершен­

ность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего

царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные

бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых

идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, расположен­

ных друг под другом, как строчка за строчкой, дает почувствовать медли­

тельную плавность и значительность торжественного шествия, ритмиче­

скую красоту ритуального танца.

Древний мир

Египет

Росписи

Художественное ремесло

ИСКУССТВО

СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

(21 — 18 века до н. э.)

Архитектура

Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов,

что и в рельефах, прослеживаются в росписях Древнего царства, напри­

мер в росписях из гробницы в Медуме (начало 3 тысячелетия до н. э.,

Каир, Музей), сочных и чистых по колориту. В росписях стен применялись

обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски,

нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления запол­

нялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные кон­

турные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целост­

ность ансамбля.

Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и

мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных кам­

ней — малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная зо­

лотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм,

свойственной

всем изделиям Древнего царства. Великолепна по своей

обобщенности и пластичности голова сокола, увенчанная царственной

короной, выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные

куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз.

Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло вы­

соких результатов. Все особенности образного миропонимания, харак­

терные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.

Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство

гробниц фараонов Древнего царства содействовали постепенному ослаб­

лению государственной мощи и экономики страны. Около 24 в. до н. э.

Египет распался на ряд областей, возглавляемых

местными

прави­

телями. В 21 в. до н. э. вновь началась борьба за объединение, которое

было необходимо стране, где орошение земель могло успешно осуществ­

ляться лишь при единстве государственной власти. Фиванские правители

Юга снова объединили Египет, однако они не смогли окончательно под­

чинить себе номархов Среднего Египта. Общественные условия измени­

лись — возникли самостоятельные местные центры, увеличилась роль

средних слоев населения, развилась городская жизнь. Падение Древнего

царства, постоянная внутренняя борьба, беспрерывные заговоры, напря­

жение, которое переживала страна, поколебали казавшиеся незыблемыми

устои, многие древние представления подвергались пересмотру. Горечь

разочарований, сомнения во всем, даже в религиозных догмах, звучат

в высказываниях людей той поры. Вместе с тем стремление номархов к не­

зависимости, усиленный рост городов обусловили разнообразие местных

направлений. Они определяли во многом и новые искания в области искус­

ства, литературы и науки. Появилось стремление к преодолению канонов

Древнего царства, интерес к более конкретным знаниям. В искусстве уси­

ливается реалистическая тенденция, ярко проявляющаяся в живописи,

пластике и орнаменте. Стараясь укрепить свою мощь, фараоны подражали

величественным образцам Древнего царства, однако на первых этапах

у них не было средств их предшественников. Их кирпичные пирамиды

были не велики и подвергались быстрому разрушению.

Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных

образов, была усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри (близ

столицы Среднего царства — Фив). В этом сооружении была осуществлена

попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получи­

ли прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила

Древний мир

Египет

начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Живопис­

но расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и

широким пандусом (постепенным пологим подъемом), увенчанная пира­

мидой, уподоблена горной вершине. Золотисто-розовый цвет камня, огром­

ная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму из до­

лины (1200 м), сообщали этому своеобразному ансамблю величественный

размах.

Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады,

опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные

статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих

их. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом

посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступаю­

щих в храм.

Новые искания сказались в изображении человека. Особенно остро

они проявились во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая

властность черт лиц правителей,

величавая ясность образов Древнего

царства сменилась напряженностью, словно за внешне спокойной оболоч­

кой пробудился более сложный мир чувств. Портретная голова Сенусер­

та III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими

глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными

блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об

усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света

и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта. Та же сила в лепке

лица и интерес к передаче характера человека ощущаются в портретной

голове Аменемхета III (19 в. до н. э., Каир, Музей).

Постепенно произошли изменения и в, казалось бы, незыблемых схемах

построения рельефов. Их темы становятся разнообразнее, охват жизни —

шире. В рельефах гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире

(20 в. до н. э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее и

живее, чем прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, но

свободно размещены в пейзаже, среди холмов пустыни, где они скрываются

от охотников. На рельефах в Меире изображаются и другие сцены жиз­

ни людей того времени: сбор папируса, ремесленники за работой и т. д.

Таким образом, новые сюжеты занимают все более важное место в ис­

кусстве, наполняют его все большей конкретностью.

В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаружи­

ваются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, пол­

ные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными

сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются

темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью

трав, белизной одежд, синевой цветов. Не ограничиваясь локальными то­

нами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо,

то еле уловимо; контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-преж­

нему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н. э.) была создана

одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Египта —

сцена охоты на берегах Нила.

По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры

охотников. Вокруг них на ветвях деревьев с тончайшим кружевом про­

зрачной листвы изображено множество круглоглазых ярких птиц в наряд-

Скульптура

Рельефы

Росписи

Древний мир

Египет

Мелкая пластика

ИСКУССТВО

НОВОГО ЦАРСТВА

(6—11 века до н. э.)

Архитектура

ном оперении. Дикая кошка (илл. 10) с мягкими вкрадчивыми движениями

притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых

цветов. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе

с тем подчинено тонкому декоративному строю. Художник воспроизводит

оттенки гладкой шерсти кошки и ее гибкий контур, который он очерчивает

такой же плотной линией, как и мощные стебли цветов, окружающих ее,

словно густой лес. Мастера воплотили в этих росписях свое понимание

красоты окружающего их мира, широкий интерес к жизни.

То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, пока­

зывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Сред­

него царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повест­

вовательны, как и живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприно­

шения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой

земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих

подчас подлинного изящества статуэток. Совершенны яркие фаянсовые

сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изго­

товлении которых применялась подглазурная роспись.

Период Нового царства не представлял собой в истории искусства одно­

родного явления. Он состоял из нескольких крупных этапов, характери­

зующих сложные пути развития культуры этого времени.

Около 17 в. до н. э. Египет был завоеван гиксосами — пришельцами

из Передней Азии. Однако спустя столетие иноземные завоеватели были

изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фа­

раонами, которые предприняли ряд грандиозных завоеваний, превратив­

ших Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия

до н. э. Египту была подвластна огромная территория, в том числе частич­

но Передняя Азия и Нубия. Огромный приток богатств, связи с другими

культурами характеризуют период Нового царства 16—15 вв. до н. э.

Столицей Египта вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строи­

тельство. Жречество, получившее земли и богатства, было особенно могу­

щественным. Основное храмовое строительство посвящалось заупокой­

ному культу и богу Амону.

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип

храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был

рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участни­

ков торжественных религиозных процессий.

Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная

по сторонам каменными сфинксами или священными овнами (баранами).

Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм, настраивало мо­

лящихся, перед которыми во всем великолепии простирался залитый солн­

цем мир, отгороженный и в то же время слитый с этой своеобразной стеной

каменных изваяний. Аллея сфинксов приводила к входу — каменному

пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, раз­

деленной узким проходом посредине. Перед пилоном воздвигались колос­

сальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в пла­

не, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по главной

оси также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую

линию пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помеще­

Искусство 16—15 веков

до н. э.

Древний мир

Египет

Храм в Карнаке. Фивы.

Реконструкция

ниям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные колон­

нады, многочисленные скульптуры дополняли их торжественный облик.

Сохранившиеся колоннады и храмы древней столицы донесли до наших

дней величавый дух архитектуры этого периода. В Фивах были возведены

колоссальные, посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнака

Храм в Карнаке. Фивы.

План

и Луксора, взаимосвязанные между собой. Первым строителем Карнак­

ского храма (16 в. до н. э.) был зодчий Инени, Луксорского (15 в. до н. э.)—

Аменхотеп Младший, который впервые ввел в архитектуру колоннаду двора.

Оба они способствовали сложению особенностей архитектуры Нового царст­

ва. В ней как бы обобщался весь предшествующий опыт храмового строи­

тельства, и в то же время это была новая страница в истории древнееги­

петского зодчества, связанная с большой торжественностью и пышностью

обрядов. Каждый последующий правитель пристраивал

к имеющимся

храмам новые, украшая их статуями, отчего на протяжении веков комп­

лексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные каменные города

с аллеями и площадями, колоннадами и храмами.

Завершающим

звеном

ансамбля

Карнака

был

грандиозный

(103 X 52 м) Гипостильный (колонный) зал (14 — 13 вв. до н. э.) (илл. 11),

сооруженный зодчими Иупа и Хатиаи. Он представлял собой целый лес

мощных колонн (высота колонн без абаки —завершающей плиты—в среднем

нефе 19,25 м, в боковых — 14,74 ж), сгруппированных очень тесно и соз­

дающих острые и неожиданные пространственные эффекты. Центральный,

более высокий ряд колонн пропускал солнечный свет, который постепенно

поглощался сумраком боковых рядов. Человек то словно освобождался

от давящей силы камня, то попадал в сложный лабиринт колоннад, за

которыми следовали все более затененные помещения святилищ и молелен,

составлявших сокровенную часть храма.

Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители (декоративное

завершение) и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, как бы

воспроизводя фантастический каменный лес, где человек чувствовал себя

былинкой. И в то же время египетские храмы Нового царства благодаря

своему теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте

рельефов не производили ощущения гнетущей мощи камня.

Новый характер приобрели гробницы царей и величественные заупо­

койные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках ска­

листых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор. Заупо­

койный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н. э.) (илл. 9), выстроен­

ный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухо­

тепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех

Древний мир

Египет

Изобразительное искусство

Искусство Амарны

(конец 15 — начало 14 века

до н. э.)

колоссальных террас, восходящих ступенями друг над другом и объеди­

ненных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм как бы врас­

тает в толщу скал, к которым он примыкает. Мерный и строгий ритм ко­

лонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит свой отзвук в изу­

мительной красоте пустынной и дикой природы, будто естественно рас­

ширившей и дополнившей творение Сен мута — строителя этого ансамбля.

По-прежнему неотъемлемую часть гробниц и храмов составляли релье­

фы и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой.

Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся от

разящих стрел охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили

прежние торжественные, спокойные шествия.

Связи с другими странами пробудили интерес к далеким краям, и этот

интерес нашел воплощение в искусстве. Рельефы стен храма царицы Хат­

шепсут в Дейр-эль-Бахри повествуют о путешествиях, иноземных пос­

лах, о ладьях, пускающихся в плавание. Прежнее построчное построение

в рельефе перемежается с композиционно сложными группами.

В живописи мастера Нового царства также вступали на путь поисков

более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати,

охота, пиры и выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась ком­

позиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сире­

невыми, розовыми оттенками. Мастера отступали от канонов в раскраске

фигур, вводя подчас золотисто-розовый цвет. Женщины с румянцем на ще­

ках, в прозрачных одеждах, сквозь которые просвечивают их фигуры,

представлены танцующими и музицирующими. В обрисовке тел появля­

ется мягкость

и округлость

очертаний, большая пластическая свобо­

да — роспись гробницы Нахта в Фивах (конец 15 в. до н. э.).

Круглая скульптура не избежала тех изменений, которые определили

характер искусства Нового царства. Женские статуи и портреты частных

лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов.

Часто изображаются обнаженные фигуры девочек-подростков, полные

юной грации. Чрезвычайно нарядны скульптурные портреты, создаваемые

в мелкой пластике. Таковы статуэтки священной певицы Раннаи и ее мужа

Аменхотепа, выполненные из эбенового дерева с инкрустацией серебром и

золотом (16 в. до н. э., Москва, ГМИИ). В этом строгом сочетании драго­

ценных материалов,

в

гладкой полировке фактуры черного дерева

ощущается совершенство декоративного искусства, достигнутое в Новом

царстве. С не©бычайной тонкостью исполнены многочисленные предметы

туалета, употребляющиеся в быту,— сосуды, шкатулки, туалетные ло­

жечки («Плывущая девушка», конец 15 в. до н. э., Москва, ГМИИ), вы­

полненные в форме грациозных женских фигур.

Нововведения, обнаружившиеся в искусстве начала Нового царства,

подготовили тот кажущийся неожиданным этап, который принято выде­

лять как вершину в развитии египетского реалистического искусства.

В начале 14 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV с целью ослабить все возрас­

тающую власть знати и жречества бога Амона-Ра провел социальную и

религиозную реформу, возглавив движение мелких рабовладельцев против

крупной рабовладельческой знати. Реформа Аменхотепа IV, небывалая

в истории Египта по своей смелости, свелась к тому, что были объявлены

ложными все старые боги, закрыты их храмы, уничтожены изображения,

а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца —

Амона-Ра само солнце — Атон. Аменхотеп IV считал, что человеку доступ­

но общаться непосредственно с самим богом. В связи с этим он изменил и

Древний мир

Египет

свое собственное имя, назвав себя Эхнатон — «Дух Атона». Реформа Эх­

натона вызвала множество перемен в жизни Египта. Столица из Фив была

перенесена в Ахетатон («Небосклон Атона» — современная Тель-эль-Амар­

на, отсюда название «амарнский период»), возведенный заново местными

мастерами. Старые, казавшиеся столь незыблемыми традиции рушились.

В литературу был введен современный разговорный язык, на котором пи­

сались даже гимны.

Столь резкие перемены в жизни страны определили и значительные

преобразования в искусстве. Лучшие произведения амарнского периода

отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным ды­

ханием жизни, полны огромного внутреннего обаяния. Поиски новых

образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов и

приблизиться к жизни, найти новые выразительные средства. Вместе с тем

перемены в духовной жизни затронули больше область изобразительного

искусства, чем архитектуру. Спешно выстроенный из сырцового кирпича,

Ахетатон подвергся разрушениям. Основным новшеством в нем было от­

сутствие в храмах колонных залов и наличие огромных открытых дворов

с жертвенниками, поскольку богослужения теперь совершались под от­

крытым небом.

Лучшее, что было создано в этот период,— скульптурные портреты

Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой плас­

тике. Впервые в истории египетского искусства появились изображения ца­

ря в кругу семьи. На рельефах Эхнатон то любуется своей молодой

и прекрасной супругой, то оба они изображены играющими со своими деть­

ми, то плачущими у смертного ложа дочери. Солнечный диск бога Атона по­

всюду простирает к ним свои лучи, как бы благословляя их любовь и деяния.

Желание выявить духовное существо человека преобразило прежние

представления о прекрасном, утверждавшие физическую мощь и суровую

волю жестокого властителя. Напротив, портретная голова Эхнатона с тя­

желыми веками, полуприкрывшими печальные глаза (начало 14 в. до н. э.,

Берлин, Музей), выполненная в мастерской знаменитого скульптора Тут­

меса, свидетельствует о душевной мягкости и возвышенности героя. Изме­

нился и материал скульптуры. Твердые и холодные породы камней смени­

лись мягким пористым известняком.

О том, какие сдвиги произошли в египетском искусстве в области пони­

мания человеческой красоты, говорят и два портрета Нефертити, каждый

из которых по-своему совершенен. Портрет Нефертити в высокой короне

из раскрашенного известняка (начало 14 в. до н. э., Берлин — Далем,

Музей) (илл. 12) стал своего рода олицетворением современного Египта.

Гордая голова царицы на тонкой нежной шее поражает совершенством

точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, удивительной

завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок. Синий

головной убор перевит золотистыми лентами, где переливаются цвета дра­

гоценных камней — сердолика, лазурита и т. д. Теплый золотистый цвет

кожи еще более оттенен сочными красками высокой короны. Слегка выдви­

нутый вперед подбородок, плотно сомкнутые губы и высокие темные брови

придают лицу выражение благородной сдержанности, горделивости и од­

новременно мягкой женственности. Незавершенным остался портрет из

кристаллического золотистого песчаника, овеянный дыханием жизни,

юной красоты и неуловимой гармонии (начало 14 в. до н. э., Берлин, Музей).

Бархатистая поверхность камня придает этому портрету особую мягкость.

Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре, однако, превращаются

в своеобразные каноны. Хрупкая одухотворенность неправильного лица

Эхнатона с задумчивым взглядом и вытянутым овалом лица — черты,

которые художники стремились запечатлеть как можно правдивей, пере­

носятся в другие портреты, порождая определенную манеру

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.019 сек.