Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика мышления. Виды мышления




Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В процессы мышления используются ощущения и восприятия, где человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях, а поэтому вообще не наблюдаемых.

Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.

Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Обычно принято выделять следующие виды мышления.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления, непосредственное восприятие окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Используя данный вид мышления, мы привязаны к действительности, а непосредственные образы представлены в кратковременной памяти. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актёры). Использование наглядности в обучении – это использование наглядно-образного мышления учеников.

Наглядно-действенное мышление – вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Его суть – практическая преобразовательная деятельность с реальным предметом. Такое мышление доминирует у людей, занятых производственным трудом и у детей дошкольного возраста.

Отвлечённое мышление – вид мышления, которое не требует наглядности, непосредственного восприятия и полностью опосредовано. В нём используются образы памяти, воображения. Это мышление называют теоретическим и делят на понятийное (язык) и образное (конструкции, проекции воображения).

Существует другая классификация видов мышления по характеру – теоретическое и практическое.

По степени развёрнутости – дискурсивное (предварительно-последовательное рассуждение) и развёрнутое.

По степени новизны – продуктивное (даёт новое, неизведанное ранее) и репродуктивное (воспроизведение по образцу).

Индивидуальные особенности мышления – к ним относят такие качества познавательной деятельности, как самостоятельность, гибкость (умение изменять намеченный путь по степени решения задач), быстрота.

Важный признак любого мышления – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко всё новым обобщениям. Доминирование в разных ситуациях различных форм мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.