КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 20. Политико-правовые взгляды Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – кабинетный мыслитель, испытал влияние Французской революции. Представитель немецкой классической философии. Основные произведения: «Философия права», «Философия духа», «Конституционная Германия». Философия. Гегель – объективный идеалист, рационалист, создатель универсального метода – диалектики, систематик. Основная категория его философии – абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала). Абсолютная идея – источник всего сущего. Диалектический метод (метод познания действительности в развитии и самодвижении). Каждое понятие сначала отрицается, порождает свою противоположность, а из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство (тезис, антитезис, синтез). Система знаний. (от низшего к высшему) I.Логика II.Философия природы III.Философия духа 1. Субъективный дух а) Антропология (душа как чувствующая субстанция тела) б) Феноменология (превращение души в сознание) в) Психология (теоретические и практические способности души). 2. Объективный дух а) Абстрактное право · Собственность · Договор · Неправо (правонарушение) б) Мораль в) Нравственность · Семья · Гражданское общество · Государство 3. Абсолютный дух а) Эстетика (искусство) б) Религия в) Философия
Философия права – троичная структура (в сфере объективного духа). Применение диалектического метода может служить осуществление понятия «право» через три главных формообразования свободной воли (право через свободу): абстрактное право, мораль, нравственность. Движение от абстрактных форм к более конкретным. 1) Абстрактное право – сфера возможного проявления свободной воли человека. а) Собственность (право осуществляется волей одного лица); б) Договор (право осуществляется согласованной волей двух или более лиц); в) Неправо (противоречия воли разных лиц). 2) Мораль – конкретизация понятия права в поступках субъекта, правомерном или неправомерном поведении (субъективное отношение человека к своему поведению). 3) Нравственность – абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность, а свобода конкретизируется в: а) Семье; б) Гражданском обществе; в) Государстве.
Понимание права. Гегель выделяет философское («идея права есть свобода воли») и прикладное (необходимо для практической юриспруденции) понимание права. Философское понимание: Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц. Прикладное понимание: позитивное право (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством). Понятие «права» получает следующие значения: 1) право как свобода («идея права»»); 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); 3) право как закон («позитивное право»). Отрицание противопоставления естественного и положительного права - Гегель различает право и закон, но не противопоставляет их. «Право в себе» превращается в закон («особое право», «положительное право») путем законодательствования, что придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Понимание гражданского общества (институты, способные практически независимо существовать в государстве). Отрицание противопоставления естественного и положительного права приводит к замене понятия «естественное состояние» категорией «гражданское общество» и разграничение его с государством. В гражданском обществе 3 сословия: 1) субстанциональное (крестьяне и дворяне – первооснова); 2) промышленное (рабочие, фабриканты, торговцы); 3) всеобщее (чиновники). Гражданское общество – экономический закон. Государство не вмешивается в экономику, это этический закон. Понимание государства. Государство как высшая форма нравственности призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех. Гегель отвергает теорию общественного договора, проявление Бога. Нет ценности выше государства, высшая цель. Свобода начинается с собственности, а реализуется в полном объеме в государстве. Конституционные взгляды. Отрицает разделение властей. Не считал суд особой ветвью власти. Выделял законодательную, правительственную, королевскую власти. Конституционная монархия – идеальная форма Представления о войне и мире и международных отношениях. Международное право – недействительное право, так как за ним нет принуждения, гарантии соблюдения его норм. Войны не только неизбежны, но и благоприятны (принесение в себя в жертву государства – долг каждого подданного). Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки. Войны должны вестись по правилам. Всемирная история: 1) Восточный мир (деспотии, Древний Египет) – свобода принадлежит одному; 2) Греко-римский мир – свобода принадлежит нескольким лицам. 3) Германский мир – свобода принадлежит всем. Гегель делит народы на исторические (оказывают влияние с помощью государства на ход мировой истории) и неисторические.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |