КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 13 Формы и виды права собственности на землю
В настоящее время в Республике Беларусь проводится экономическая реформа, основная цель которой - это формирование рыночной экономики. При переходе к рыночной экономике неизбежно встает вопрос, в каких формах земля должна включаться в хозяйственный оборот. Принятый Верховным Советом Республики Беларусь 11 декабря 1990 г. Кодекс Республики Беларусь о земле признавал лишь разнообразие и равноправие форм хозяйствования на земле. Кодекс устанавливал только государственную форму собственности на землю. В 1993 году принимается Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю», который коренным образом изменил принцип исключительной собственности государства на землю. Новый этап регулирования отношений собственности на землю связан с принятием нового Кодекса о земле от 4 января 1999 г. Как юридическая категория собственность на землю представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности является одним из основных вещных прав. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения земельной собственности. В субъективном смысле право собственности на землю - это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, предусмотренном законодательством. Субъективному праву собственности на землю как праву абсолютному противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае нарушения субъективного права собственности оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно СТ. 13 Конституции государство гарантирует равную защиту всем формам собственности. В соответствии со СТ. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой ее оборот допускается законодательством, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Право собственности бессрочно. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором. Как указывалось выше, право собственности на землю в Республике Беларусь регулируется Кодексом о земле, ГК Республики Беларусь и рядом иных нормативных правовых актов. Следует подчеркнуть, что абсолютной земельной собственности нет. Законодательством устанавливаются ограничения правомочий собственника, например, обязанность использовать землю только по целевому назначению, выполнять природоохранные мероприятия и Т. Д. Наиболее существенным образом ограничена частная собственность на землю (ограничения по сделкам и Т. д.). Ст. 2 Кодекса о земле установлены две формы собственности на землю: 1) государственная; 2) частная. Кроме того, земля может находиться в собственности иностранных государств. Земля также может принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности. В Кодексе о земле содержится положение, исключающее возможность притязаний на землю со стороны бывших собственников (иностранных государств, юридических и физических лиц) или их правопреемников (наследников), утративших право собственности на нее до 16 июня 1993 г. Данным субъектам предоставлено право получить землю в собственность на общих основаниях.
Вопрос 14. Право государственной собственности на землю. Право государственной собственности на землю можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, оно представляет собой совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли государству. Во-вторых, оно выступает в качестве меры возможного поведения государства в отношении всех земельных ресурсов республики. Эта мера поведения раскрывается в принадлежащих государству правомочиях: владение, пользование, распоряжение. В собственности Республики Беларусь находятся все земли, за исключением земель, переданных в частную собственность и в собственность иностранных государств. Права по распоряжению государственными землями путем их передачи в пользование (аренду), владение, а также отчуждения из собственности Республики Беларусь принадлежат: 1) Президенту Республики Беларусь; 2) Совету Министров Республики Беларусь и местным исполнительным и распорядительным органам в случаях, предусмотренных земельным законодательством. В отношении земельной собственности государство действует как публичный субъект и как частноправовой участник. Публично-правовые функции государства как собственника земли следующие: учет земель, контроль за использованием земли, разрешение земельных споров, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства. Все земли Республики Беларусь подразделяются на категории исходя из целевого назначения и независимо от форм собственности. Определенные категории земель в силу их особой значимости не могут отчуждаться из собственности Республики Беларусь. В соответствии со ст. 38 Кодекса о земле не могут быть переданы в частную собственность: 1) земли общего пользования (площади, улицы, дороги, набережные, парки, скверы и т. п.); 2) земли транспорта и связи; 3) земли, предоставленные для нужд обороны; 4) земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения); 5) земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры; 6) земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 7) земли лесного фонда; 8) земли водного фонда; 9) сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих нужд населения; 10) служебные земельные наделы; 11) земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и т. д., если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков; 12) земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ, расположенные на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь; 13) земли сельскохозяйственного назначения. Данные земли исключены из гражданско-правового оборота. Они могут предоставляться только на условиях владения, пользования или аренды. Предоставляя данные земли для использования, государство сохраняет за собой права собственника.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |