КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 33. Система органов госуправления землями и их компетенция. Функции государственного управления землями
Под государственным управлением земельными ресурсами понимается целенаправленная деятельность государственных органов по организации использования земель и их охране. Система органов государственного управления земельными ресурсами едина для всех категорий земель независимо от формы их использования. Управленческая деятельность государственных органов распространяется на земли, находящиеся в запасе, переданные во владение и пользование, а также на земли, которые находятся в частной собственности. Государственное управление основано на следующих принципах: 1) разделение функций между государственными органами; 2) недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других. Под функциями управления земельными ресурсами понимаются основные направления деятельности государственных органов и их должностных лиц по управлению земельными ресурсами. Эти направления деятельности государственных органов вытекают из соответствующих нормативных актов. Среди основных функций управления земельными ресурсами можно выделить следующие: 1) установление общих правил использования земельных ресурсов; 2) планирование использования земель; 3) предоставление и изъятие земель; 4) учет земель; 5) контроль за использованием и охраной земель; 6) землеустройство. Компетенция Президента Республики Беларусь: 1) принимает нормативные право вые акты в области регулирования земельных отношений; 2) решает вопросы о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь; 3) устанавливает длительные сроки долгосрочного пользования землей; 4) предоставляет и изымает особо ценные земли. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. N2 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» Президент Республики Беларусь: 1) утверждает государственные программы в области охраны и использования земель; 2) устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков, отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие, если иное не предусмотрено законодательными актами; 3) принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков, об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на земельные участки, если иное не предусмотрено законодательными актами. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь: 1) устанавливает порядок ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и т.д.; 2) устанавливает нормативные цены на землю и регулирует земельные налоговые отношения; 3) устанавливает порядок передачи земель в частную собственность, порядок выкупа земель местными исполнительными и распорядительными органами; 4) устанавливает порядок возмещения убытков землевладельцам, землепользователям, собственникам земли в случаях изъятия земель для государственных и общественных нужд; 5) устанавливает порядок возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и т. д. Основными функциями Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь являются: 1) проведение единой государственной политики в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального использования земель; 2) госконтроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства, кадастра; 3) подготовка материалов по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также по передаче земель в собственность юридических лиц; 4) составление документов, удостоверяющих право на землю; 5) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов: 1) предоставление и изъятие земель в соответствии со своей компетенцией; 2) передача земель в частную собственность граждан Республики Беларусь; 3) выкуп у граждан Республики Беларусь земельных участков, находящихся в пределах их административно-территориальных единиц; 4) рассмотрение и утверждение проектов землеустройства; 5) взимание платы за землю; 6) осуществление контроля за использованием и охраной земель; 7) разрешение земельных споров и т. д. . Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов: 1) предоставление и изъятие земель в соответствии со своей компетенцией; 2) передача земель в частную собственность граждан Республики Беларусь; 3) выкуп у граждан Республики Беларусь земельных участков, находящихся в пределах их административно-территориальных единиц; 4) рассмотрение и утверждение проектов землеустройства; 5) взимание платы за землю; 6) осуществление контроля за использованием и охраной земель; 7) разрешение земельных споров и т. д. Дополнение к вопросу 33. Система и компетенция органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель. Можно выделить следующие виды контроля за использованием и охраной земель: государственный и общественный. Задачей государственного контроля за использованием и охраной земель является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель - это деятельность компетентных органов по проверке соблюдения землевладельцами, землепользователями иными лицами правового режима земель. Госконтроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным. Госконтроль за использованием и охраной земель осуществляется Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. В центре внимания государственного контроля находятся соблюдение установленных правил владения и пользования землей, недопущение самовольного занятия участков, надлежащее выполнение органами управления землей своих обязанностей по обеспечению ее рационального использования и т. д. В процессе осуществления контроля землеустроительные органы могут проверять качество работ по созданию защитных лесонасаждений, строительству противоэрозионных гидротехнических сооружений и т. д. Землеустроительные органы могут вносить в установленном порядке предложения о выводе из сельскохозяйственного оборота земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами. Госинспекторам по использованию и охране земель предоставляются следующие права: 1) давать землевладельцам, землепользователям обязательные для исполнения указания по вопросам охраны земель и использования земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены; 2) приостанавливать агротехнические и лесомелиоративные работы, а также вносить в соответствующие органы предложения о приостановлении дорожного и иных видов строительства, разработки полезных ископаемых, которые производятся с нарушением законодательства; 3) осуществлять согласование проектов гидротехнических сооружений, мелиорации земель, планировки и застройки населенных пунктов, а также других проектов, в которых предусматривается исключение земель из сельскохозяйственного оборота; 4) вносить в установленном порядке представления о прекращении права владения, пользования, аренды, права частной собственности; 5) запрашивать у государственных органов и хозяйствующих субъектов необходимые материалы и получать сведения по вопросам использования и охраны земель; 6) беспрепятственно посещать хозяйствующие субъекты, оборонные и другие спецобъекты (с учетом установленного режима их посещения) для обследования земельных участков, находящихся в их владении и пользовании; 7) в соответствии с законодательством привлекать виновных лиц к административной ответственности. Государственный контроль в области охраны окружающей среды, в том числе земель, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами посредством: 1) проведения государственной экологической экспертизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности; 2) обследования состояния земель; 3) проведения проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и т. д. К техническому контролю относится мониторинг земель. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг ведется по единой общегосударственной системе за счет средств республиканского бюджета
Вопрос 34 Государственный земельный кадастр и мониторинг земель. В соответствии со ст. 142 Кодекса о земле государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. Государственный земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности субъектов, использующих землю. Данные кадастра используются при установлении прав на земельные участки, при совершении сделок с землей. Принципы ведения государственного земельного кадастра: 1) единство системы земельного кадастра; 2) объективность сведений, содержащихся в земельном кадастре; 3) полнота сведений, содержащихся в земельном кадастре; 4) непрерывность ведения земельного кадастра. Состав государственного земельного кадастра: 1) единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь содержит данные о наименовании, размерах и границах административно-территориальных и территориальных единиц, их центров; 2) регистр земельных участков - данные об их местоположении, размерах, границах, целевом назначении, сервитутах и иных ограничениях в использовании земельных участков, а также сведения о правах на эти участки и сделках с ними; 3) реестр цен на земельные участки - сведения о ценах на земельные участки и на объекты недвижимости, находящиеся на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими участками; 4) регистр стоимости земельных участков - сведения о стоимости земельных участков, полученные при проведении их оценки; 5) реестр земельных ресурсов Республики Беларусь - данные о распределении земель по категориям, субъектами видам земель, данные о составе, структуре, состоянии, качестве и хозяйственном использовании земельного фонда республики в разрезе административно-территориальных единиц, другие необходимые сведения. Ведется государственный земельный кадастр землеустроительными органами по принципу периодичности обновления кадастровых данных. Кодекс о земле закрепляет принцип обязательности кадастрового учета земельных участков независимо от форм собственности и целевого назначения участка. Права на земельные участки и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено с целью зашиты конституционных прав граждан.
Вопрос 35. Понятие и содержание землеустройства. В соответствии со ст. 145 Кодекса о земле землеустройство представляет собой систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель, сохранение и улучшение окружающей среды. Основными принципами землеустройства являются: 1) строгое соблюдение требований земельного законодательства; 2) согласованность государственных и частных интересов; 3) приоритет сельскохозяйственного землевладения и землепользования; 4) комплексность развития территории; 5) учет природно-экологических условий. Содержание землеустройства: 1) разработка прогнозов, республиканских и региональных программ использования и охраны земель. Прогнозы являются научной основой для разработки программ рационального использования и охраны земель и включают научный анализ состояния, тенденций различных процессов (эрозия, заболачивание, уплотнение и т. п.), поиск оптимальных решений. Программы использования и охраны земель представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителями срокам осуществления полный комплекс социально-экономических, производственных, организационно- хозяйственных, научно-исследовательских и других мероприятий по организации рационального использования и охраны земель; 2) разработка схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства. Данные схемы являются основными проектными землеустроительными разработками. Схемы использования и охраны земельных ресурсов разрабатываются не менее чем на 15 лет. В схемах землеустройства указываются наиболее эффективные направления использования и охраны земель, определяются новые виды землевладения и землепользований и обосновываются предложения об общей организации их территорий; 3) разработка проектов, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, городской, поселковой черты, границ сельских населенных пунктов, охраняемых территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков собственников, землевладений и землепользований; 4) составление проектов межхозяйственного землеустройства, отвод участков на местности, подготовка документов, удостоверяющих право на землю; 5) проведение оценки земель; 6) разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства; 7) проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель; 8) авторский надзор за осуществлением схем и проектов землеустройства; 9) ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; 10) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель. Кодекс о земле предусматривает следующие случаи обязательного проведения землеустроительных мероприятий: 1) изменение границ объектов землеустройства, отсутствие данных об этих границах; 2) изъятие и предоставление земельных участков; 3) изменение целевого назначения земельного участка; 4) перевод земель из одной категории в другую; 5) установление ограничений в использовании земельного участка; 6) выявление нарушенных земель и земель, подвергающихся вредным воздействиям.
Вопрос 37 Гарантия прав землевладельцев, землепользователей и собственников земли. Возмещение правомерных убытков землевладельцам, землепользователям и собственникам земли. Ст. 133 Кодекса о земле устанавливает случаи возмещения правомерных убытков, если они причинены: 1) изъятием или временным занятием земельных участков; 2) ограничением прав землевладельцев, землепользователей, собственников, арендаторов или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических лиц и граждан. Убытки возмещаются субъектам, которые их понесли, в полном объеме. Возмещают убытки юридические лица и граждане, которым отведены изымаемые участки или которые ограничили права землевладельцев, землепользователей и собственников земли. Возмещению подлежат следующие убытки: 1) стоимость жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий или сооружений или расходы по их переносу на новое место; 2) стоимость мелиоративных и противоэрозионных сооружений; 3) стоимость выращенных землевладельцем плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, включая культурные лесные насаждения; 4) стоимость незавершенного производства (вспашка, внесение удобрений, посев и иные работы); 5) стоимость урожая сельскохозяйственных культур и различных видов недревесной лесной продукции; 6) затраты на улучшение качества земли и иные убытки, связанные с ограничением прав землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земли. Также возмещаются затраты по восстановлению зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых. Убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям, собственникам ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических лиц или граждан, определяются по затратам на улучшение качества земли до ее исходного состояния по кадастровой оценке, включая упущенную выгоду. Вопрос 38. Понятие и классификация земельных споров Разрешение земельных споров осуществляется компетентными органами государства в процесс е государственного управления земельным фондом. Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов земли. При разрешении земельных споров проявляются властные полномочия государства по следующим направлениям: 1) принуждение ответчика к совершению определенных положительных действий, направленных на признание права истца на земельный участок; 2) пресечение действий, нарушающих права и законные интересы собственников земли землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель; 3) исполнение обязанности в натуре; 4) возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства. Под земельным спором понимается конфликт по поводу права на земельный участок; предоставления и изъятия земель, нарушения имущественных прав субъектов земельных правоотношений, разрешаемый компетентными государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством. В зависимости от способа разрешения все земельные споры можно классифицировать на: 1) разрешаемые в административном порядке - исполнительными и распорядительными органами; 2) разрешаемые в судебном порядке. Далее, земельные споры могут быть классифицированы на: 1) чисто земельные споры, например, споры между собственниками земельного участка по поводу определения порядка пользования этим участком; 2) имущественные споры, связанные с земельными отношениями, например, спор о размере возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |