Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 33. Система органов госуправления землями и их компетенция. Функции государственного управления землями




Под государственным управлением земельными ресурсами понимается целенаправленная деятельность государственных органов по организации использования земель и их охране.

Система органов государственного управления земельными ресурсами едина для всех категорий земель независимо от формы их использования. Управленческая деятельность государственных органов распространяется на земли, находящиеся в запасе, переданные во владение и пользование, а также на земли, которые находятся в частной собственности.

Государственное управление основано на следующих принципах:

1) разделение функций между государственными органами;

2) недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других.

Под функциями управления земельными ресурсами понимаются основные направления деятельности государственных органов и их должностных лиц по управлению земельными ресурсами.

Эти направления деятельности государственных органов вытекают из соответствующих нормативных актов.

Среди основных функций управления земельными ресурсами можно выделить следующие:

1) установление общих правил использования земельных ресурсов;

2) планирование использования земель;

3) предоставление и изъятие земель;

4) учет земель;

5) контроль за использованием и охраной земель;

6) землеустройство.

Компетенция Президента Республики Беларусь:

1) принимает нормативные право вые акты в области регулирования земельных отношений;

2) решает вопросы о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь;

3) устанавливает длительные сроки долгосрочного пользования землей;

4) предоставляет и изымает особо ценные земли.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. N2 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» Президент Республики Беларусь:

1) утверждает государственные программы в области охраны и использования земель;

2) устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков, отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие, если иное не предусмотрено законодательными актами;

3) принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков, об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на земельные участки, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь:

1) устанавливает порядок ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и т.д.;

2) устанавливает нормативные цены на землю и регулирует земельные налоговые отношения;

3) устанавливает порядок передачи земель в частную собственность, порядок выкупа земель местными исполнительными и распорядительными органами;

4) устанавливает порядок возмещения убытков землевладельцам, землепользователям, собственникам земли в случаях изъятия земель для государственных и общественных нужд;

5) устанавливает порядок возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и т. д.

Основными функциями Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь являются:

1) проведение единой государственной политики в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального использования земель;

2) госконтроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства, кадастра;

3) подготовка материалов по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также по передаче земель в собственность юридических лиц;

4) составление документов, удостоверяющих право на землю;

5) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений.

Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов:

1) предоставление и изъятие земель в соответствии со своей компетенцией;

2) передача земель в частную собственность граждан Республики Беларусь;

3) выкуп у граждан Республики Беларусь земельных участков, находящихся в пределах их административно-территориальных единиц;

4) рассмотрение и утверждение проектов землеустройства;

5) взимание платы за землю;

6) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

7) разрешение земельных споров и т. д.

. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов:

1) предоставление и изъятие земель в соответствии со своей компетенцией;

2) передача земель в частную собственность граждан Республики Беларусь;

3) выкуп у граждан Республики Беларусь земельных участков, находящихся в пределах их административно-территориальных единиц;

4) рассмотрение и утверждение проектов землеустройства;

5) взимание платы за землю;

6) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

7) разрешение земельных споров и т. д.

Дополнение к вопросу 33. Система и компетенция органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель.

Можно выделить следующие виды контроля за использованием и охраной земель: государственный и общественный.

Задачей государственного контроля за использованием и охраной земель является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель - это деятельность компетентных органов по проверке соблюдения землевладельцами, землепользователями иными лицами правового режима земель. Госконтроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным.

Госконтроль за использованием и охраной земель осуществляется Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.

В центре внимания государственного контроля находятся соблюдение установленных правил владения и пользования землей, недопущение самовольного занятия участков, надлежащее выполнение органами управления землей своих обязанностей по обеспечению ее рационального использования и т. д.

В процессе осуществления контроля землеустроительные органы могут проверять качество работ по созданию защитных лесонасаждений, строительству противоэрозионных гидротехнических сооружений и т. д. Землеустроительные органы могут вносить в установленном порядке предложения о выводе из сельскохозяйственного оборота земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами.

Госинспекторам по использованию и охране земель предоставляются следующие права:

1) давать землевладельцам, землепользователям обязательные для исполнения указания по вопросам охраны земель и использования земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;

2) приостанавливать агротехнические и лесомелиоративные работы, а также вносить в соответствующие органы предложения о приостановлении дорожного и иных видов строительства, разработки полезных ископаемых, которые производятся с нарушением законодательства;

3) осуществлять согласование проектов гидротехнических сооружений, мелиорации земель, планировки и застройки населенных пунктов, а также других проектов, в которых предусматривается исключение земель из сельскохозяйственного оборота;

4) вносить в установленном порядке представления о прекращении права владения, пользования, аренды, права частной собственности;

5) запрашивать у государственных органов и хозяйствующих субъектов необходимые материалы и получать сведения по вопросам использования и охраны земель;

6) беспрепятственно посещать хозяйствующие субъекты, оборонные и другие спецобъекты (с учетом установленного режима их посещения) для обследования земельных участков, находящихся в их владении и пользовании;

7) в соответствии с законодательством привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды, в том числе земель, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами посредством:

1) проведения государственной экологической экспертизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обследования состояния земель;

3) проведения проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и т. д.

К техническому контролю относится мониторинг земель. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг ведется по единой общегосударственной системе за счет средств республиканского бюджета

 

Вопрос 34 Государственный земельный кадастр и мониторинг земель.

В соответствии со ст. 142 Кодекса о земле государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. Государственный земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности субъектов, использующих землю. Данные кадастра используются при установлении прав на земельные участки, при совершении сделок с землей.

Принципы ведения государственного земельного кадастра:

1) единство системы земельного кадастра;

2) объективность сведений, содержащихся в земельном кадастре;

3) полнота сведений, содержащихся в земельном кадастре;

4) непрерывность ведения земельного кадастра.

Состав государственного земельного кадастра:

1) единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь содержит данные о наименовании, размерах и границах административно-территориальных и территориальных единиц, их центров;

2) регистр земельных участков - данные об их местоположении, размерах, границах, целевом назначении, сервитутах и иных ограничениях в использовании земельных участков, а также сведения о правах на эти участки и сделках с ними;

3) реестр цен на земельные участки - сведения о ценах на земельные участки и на объекты недвижимости, находящиеся на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими участками;

4) регистр стоимости земельных участков - сведения о стоимости земельных участков, полученные при проведении их оценки;

5) реестр земельных ресурсов Республики Беларусь - данные о распределении земель по категориям, субъектами видам земель, данные о составе, структуре, состоянии, качестве и хозяйственном использовании земельного фонда республики в разрезе административно-территориальных единиц, другие необходимые сведения.

Ведется государственный земельный кадастр землеустроительными органами по принципу периодичности обновления кадастровых данных.

Кодекс о земле закрепляет принцип обязательности кадастрового учета земельных участков независимо от форм собственности и целевого назначения участка. Права на земельные участки и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации.

Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено с целью зашиты конституционных прав граждан.

 

Вопрос 35. Понятие и содержание землеустройства.

В соответствии со ст. 145 Кодекса о земле землеустройство представляет собой систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель, сохранение и улучшение окружающей среды.

Основными принципами землеустройства являются:

1) строгое соблюдение требований земельного законодательства;

2) согласованность государственных и частных интересов;

3) приоритет сельскохозяйственного землевладения и землепользования;

4) комплексность развития территории;

5) учет природно-экологических условий.

Содержание землеустройства:

1) разработка прогнозов, республиканских и региональных программ использования и охраны земель. Прогнозы являются научной основой для разработки программ рационального использования и охраны земель и включают научный анализ состояния, тенденций различных процессов (эрозия, заболачивание, уплотнение и т. п.), поиск оптимальных решений. Программы использования и охраны земель представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителями срокам осуществления полный комплекс социально-экономических, производственных, организационно- хозяйственных, научно-исследовательских и других мероприятий по организации рационального использования и охраны земель;

2) разработка схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства. Данные схемы являются основными проектными землеустроительными разработками. Схемы использования и охраны земельных ресурсов разрабатываются не менее чем на 15 лет. В схемах землеустройства указываются наиболее эффективные направления использования и охраны земель, определяются новые виды землевладения и землепользований и обосновываются предложения об общей организации их территорий;

3) разработка проектов, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, городской, поселковой черты, границ сельских населенных пунктов, охраняемых территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков собственников, землевладений и землепользований;

4) составление проектов межхозяйственного землеустройства, отвод участков на местности, подготовка документов, удостоверяющих право на землю;

5) проведение оценки земель;

6) разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства;

7) проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;

8) авторский надзор за осуществлением схем и проектов землеустройства;

9) ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

10) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Кодекс о земле предусматривает следующие случаи обязательного проведения землеустроительных мероприятий:

1) изменение границ объектов землеустройства, отсутствие данных об этих границах;

2) изъятие и предоставление земельных участков;

3) изменение целевого назначения земельного участка;

4) перевод земель из одной категории в другую;

5) установление ограничений в использовании земельного участка;

6) выявление нарушенных земель и земель, подвергающихся вредным воздействиям.

 

Вопрос 37 Гарантия прав землевладельцев, землепользователей и собственников земли. Возмещение правомерных убытков землевладельцам, землепользователям и собственникам земли.

Ст. 133 Кодекса о земле устанавливает случаи возмещения правомерных убытков, если они причинены:

1) изъятием или временным занятием земельных участков;

2) ограничением прав землевладельцев, землепользователей, собственников, арендаторов или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических лиц и граждан.

Убытки возмещаются субъектам, которые их понесли, в полном объеме. Возмещают убытки юридические лица и граждане, которым отведены изымаемые участки или которые ограничили права землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

Возмещению подлежат следующие убытки:

1) стоимость жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий или сооружений или расходы по их переносу на новое место;

2) стоимость мелиоративных и противоэрозионных сооружений;

3) стоимость выращенных землевладельцем плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, включая культурные лесные насаждения;

4) стоимость незавершенного производства (вспашка, внесение удобрений, посев и иные работы);

5) стоимость урожая сельскохозяйственных культур и различных видов недревесной лесной продукции;

6) затраты на улучшение качества земли и иные убытки, связанные с ограничением прав землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земли.

Также возмещаются затраты по восстановлению зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых.

Убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям, собственникам ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических лиц или граждан, определяются по затратам на улучшение качества земли до ее исходного состояния по кадастровой оценке, включая упущенную выгоду.

Вопрос 38. Понятие и классификация земельных споров

Разрешение земельных споров осуществляется компетентными органами государства в процесс е государственного управления земельным фондом. Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов земли.

При разрешении земельных споров проявляются властные полномочия государства по следующим направлениям:

1) принуждение ответчика к совершению определенных положительных действий, направленных на признание права истца на земельный участок;

2) пресечение действий, нарушающих права и законные интересы собственников земли землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель;

3) исполнение обязанности в натуре;

4) возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

Под земельным спором понимается конфликт по поводу права на земельный участок; предоставления и изъятия земель, нарушения имущественных прав субъектов земельных правоотношений, разрешаемый компетентными государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством.

В зависимости от способа разрешения все земельные споры можно классифицировать на:

1) разрешаемые в административном порядке - исполнительными и распорядительными органами;

2) разрешаемые в судебном порядке.

Далее, земельные споры могут быть классифицированы на:

1) чисто земельные споры, например, споры между собственниками земельного участка по поводу определения порядка пользования этим участком;

2) имущественные споры, связанные с земельными отношениями, например, спор о размере возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.