КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Философские проблемы языка – 2 часа
План лекции: 1. Язык как знаковая система. 2. Социальная природа языка. 3. Соотношение языка и мышления. 4. Герменевтика как теория толкования текста.
1) Язык как знаковая система В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики семиотики, психологии, культурологи. В своей универсальной постановке проблема языка является исконным предметом философии. Язык – это система знаков, которыми пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак – это материальный чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Язык есть система воспринимаемых знаков, способных иметь значения. Это характеристическое свойство языка, благодаря которому язык способен быть: средством выражения мысли, средством общения, частью социальной организации и культуры; неявным «образом мира». Американский философ Ч. Пирс выделял иконический знак, знак-индекс и символический знак. Ф. де Соссюр характеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального. Двуединая природа языка, или двуслойность его структуры, указывает на его предметность и операциональность. Таким образом, язык является примером семиотической системы. Все языковые явления всегда функционируют как знаки. Благодаря этому мир предстает как универсум знаковых моделей.
2). Язык как социокультурный феномен Функции языка: коммуникативная – средство общения на это обращал внимание создатель структурной лингвистики Ф. Соссюр, считавший, что язык- это систематизированная совокупность правил, необходимых для коммуникации); коммутативная – средство выражения, фиксации результатов познания, хранения информации; экспрессивная-- средство выражения чувств; сигнификативная – средство обозначения, когнитивная – средство познания, информационно-трансляционная – средство передачи информации. Язык – явление общественное. Он стихийно становится вместе с социальностью, челов. коллективом. В нем задаются и отражаются требования социальности. В качестве средства общения язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью (интерсубъективностью) своих значений.
3). Язык и мышление Язык и мышление – двуединый процесс. Маркс: «Язык – непосредственная действительность мысли». Мысль не просто одевается в звуковую оболочку, а совершается в слове. Здесь подчеркнут сложный многоступенчатый характер мыслительно-речевой деятельности. Мысль выступает более простым образованием, чем язык, и способна двигаться вне и поверх знаков. Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга послужил основанием теорий, согласно которым язык явл. определяющим по отношению к мышлению. Такова точка зрения Гумбольдта, следствием которой является отрицание единого строя мышления, его общечеловеческого характера, то есть отрицание общего для всех живущих на Земле универсально-понятийного логического строя мышления. В живом процессе общения имеются смысловые всеобщие для сознания моменты: передается предметная информация, выражается оценка, содержится обращение. Проблема взаимосвязи языка и мышления дискуссионная. Вербальная теория (С.Рубинштейн) связь между языком и мышлением неразрывна. Авербальная теория отрицает жесткую связь между мышлением и языком. Современные исследования вопроса о соотношении языка и мышления закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее внутренними законами и собственной организацией. Слово есть средство мыслительного процесса и отображение его результата.
4). Герменевтика как теория толкования текста Герменевтика в качестве философского направления возникла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаруживаются в учениях разных философов, принадлежащих самым разным направлениям: в философии воли Ф. Ницше, философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера. Собственно философская герменевтика связывается с именами Ханса Гадамера, Поля Рикера и др. В качестве методики толкования текстов герменевтика возникла еще в Античности, в XIX в. в учении Фридриха Шлейермахера она сформировалась в качестве общегуманитарного метода, а в XX в. обрела статус философской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблематике. Основные понятия герменевтики — текст, понимание, диалог и др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание — постижение смысла культурных явлений и событий. Понимание – определенный способ бытия, бытия «здесь и теперь». Успешность межчеловеческой коммуникации, ориентация в наличной ситуации – все это предполагает в качестве своей основы некоторую понятийность истолкованность. Не познание порождает потребность к пониманию, а напротив, потребность в понимании ведет к познанию. Противопоставляется методу объяснения, основным содержанием которого является подведение индивидуального под всеобщее. Герменевтика ставит проблему понимания в онтологическом ракурсе.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Опишите проблемный круг философии языка в различные периоды развития философской науки. 2. Что такое символ, знак, значение? 3. В чем заключается социальная природа языка? 4. Каково соотношение языка и мышления? 5.Раскройте проблему понимания с позиции герменевтики. 6. Проанализируйте «теорию лингвистической относительности» 7. В чем заключается специфика осмысления роли языка в познании? 8. Перечислите важнейшие функции языка.
Литература Основная 1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 2.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.. 2002. 3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998. 4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С. 297-313. 5. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1984. Дополнительная 1.Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993. 2.Васильев С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1996. № 7-8. 3. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2. 4. Гадамер Г-Г. Человек и язык // От Я к ДРУГОМУ. Минск, 1997. 5. Гадамер Г-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 6. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999. 7. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб., 2001. 8. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1986. 9. Онтология языка как общественного явления. М., 1983. 10. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. М., 1995. 11. Символы в культуре. СПб., 1992. 12. Язык, наука, философия. Вильнюс, 1986. 13. Язык и интеллект. М., 1995. 14. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М.. 1983. 15.Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 16. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |