Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место средневековой философии в духовной культуре общества




Эпоха средневековья характеризуется сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма.

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К

таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и

именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии

средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью,

определяющий все сущее. Наиболее сильное влияние на западную философию оказала христианская религия.

Христианство – монотеистическая теория, в отличие от греческой или римской. Это обстоятельство делает её достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, “Иисуса Христа”. Центральной проблемой средневековой философии выступает проблема божественного бытия – что есть Бог? Принято выделять две точки зрения:

1. Бог отождествляется с абсолютным разумом. Бог однажды создал совершенный мир, и происки дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия носят объективный характер, это универсальные реалии, которые предшествуют вещам. Это направление получило название средневекового реализма, представителями которого были Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский

2. Бог есть абсолютная воля, который постоянно творит, делая его более совершенным, а дьявол препятствует ему в этом. Здесь бог подобно мастеру все более совершенствует свое творение. В этом случае вещи - божественного происхождения, а понятия о них – простые имена. Эта точка зрения получила название номинализм, наиболее яркими представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви.

 

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых

религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению

языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между

собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в

основе средневековой онтологии (учение о сущем; учение о бытии как таковом), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего,

сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в

каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение

характерно для средневековой философии и называется креационизмом.

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх природное

начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе,

христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является

трансцендентным (философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте) Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного

для античной философии дуализма противоположных начал - активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница между Богом и творением -огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменён, само тождественен, ни от чего другого независим и является источником всего сущего.

Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430)

говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция,

высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием,

Августин следует священному писанию.

 

Начиная с 11 – го века в Европе начали появляться первые университеты, в которых были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг (схоластика).

Но несмотря на религиозную мистику, “время мракобесия”, философия средневековья – это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.

 

5. Философия эпохи Возрождения и её основные черты.

 

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Всё более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания, воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма.

Человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей. Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается его ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий Космос, в средние века — Бог, те в эпоху Возрождения — человек.

Особенно культура антропоцентризма выразилась в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

1. Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

2. Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт (“Я мыслю, значит я существую”), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

· антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также догматической философии – схоластики - религиозно-философского учения западноевропейского средневековья и Нового времени, которые в противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве);

· перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию;

· принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности Земли, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

· торжество индивидуализма;

· широкое распространение идеи социального равенства.

Подводя итоги развития философии эпохи Возрождения, нужно отметить, что философия этого периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.

Философия эпохи возрождения дала миру множество великих философских и культурных деятелей, среди которых нужно отметить Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Томаса Мора, Никколо Макиавелли, Жана Бодена.

 

6. Философия Нового времени и её основные особенности. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещеня. Механизм как способ объяснения мира.

 

Философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

 

Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс,Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания — это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями. Содержание всех знаний человека сводится к опыту. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного к обобщениям и выдвижению теорий.

Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Метод Бэккона - метод эмпирической индукции (опытное). Индукция предполагает движение от фактов опытов к их обобщению на уровне разума. Опыт - частное -разум (общие), фиксирует наличие заблуждения в познании. Эти заблуждения являются идолами: 1) идолы рода - всеобщие ошибки заблуждения в познании. Они выступают из ограниченности человеческого опыта и разума - вера, верить всегда легче чем познавать. 2) идолы пещеры - индивидуальные ошибки заблуждения связанные с различным образованием и воспитанием людей. 3) идолы рынка - ошибки и неточности в познании связанные с неправильным использованием языка (а) слова многозначимы, б) мысль не всегда может быть адекватна выражена словами. 4) идолы театра - гипостизирование понятий, т е. наделение понятий реальным статусом (вера, вложенная в авторитет.

Первые два типа заблуждения устраняются в качестве эксперимента, вторые два при помощи индукции. Согласно Бэккону знания - сила, мы можем ровно столько - сколько знаем. Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и прочее. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений.

 

 

Основателем рационализма считается Декарт. Метод Декарта - метод рациональной дедукции. Дедукция - разложение. Декарт начинает с требования универсального метода мышления сомнения. Сомневаться нужно во всем. А с другой стороны надо найти то существование, чего мы сомневаться не можем. Следовательно я сомневаюсь в существовании всего, но в том что сомневаюсь я сомневаться не могу. Я сомневаюсь - Я мыслю - Я Существую. Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину.

Декарт вводит понятие Бога, опираясь на антологические аргументы. Только совершенное существо (Бог) может поселить сознание в несовершенное существо (людей), идею существования совершенного существа. Декарт явл сторонником врожденных идей. В отношении субстанции Декарт стоит на позиции дуализма: духовная субстанция, ее свойства мышления, телесная - свойства протяженность. Духовное исключает проявление материального, а телесное исключает проявление духовного.

 

Философия Просвещения охватывает период XVI — XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Возникает необходимость обобщения и систематизации этих естественных наук, отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Просвещения.

В центре внимания новой философии — теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений.

В истории общественной мысли под эпохой Просвещения принято понимать XV столетие. Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером и Гердером в 1784 году в их статье: «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?». Просвещение - это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последова­тельный культ человеческого разума. Просветительская философия была по преимуществу материалистической. Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро Ж.Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение, о человеке и обществе. Учение о природе. Зачинатель французского материализма XVIII в де Ламетри (1709-1751) в своей знаменитой работе «Человек и машина» изложил почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты, обогащены и конкретизированы французскими материалистами. Ламетри признает объективную основу наших ощущений -внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, которое от нее неотделимо Источник движения находится в самой материи. Основную проблему философии о соответствии материи и сознания Ламетри решает материалистически, но с механистических позиций. В соответствии с этим подходом он считает душу материальным «двигателем» живого организма. Различия между человеком («Человек -машина») и животным для него лишь количественные - в размерах и структуре мозга. Учение о познании. В теории познания французские материалисты являются сен­суалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Учение о человеке и обществе. В учении об обществе французские материалисты, как и другие философы, оставались идеалистами. Движущей силой развития общества они считали человеческий разум и прогресс просвещения. В учении о человеке, о воспитании, об обществе и государстве, французские материалисты отстаивали детерминизм.

 

Торжествуют рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. «Всерасчленяющий» анализ провозглашается основой научного знания. Такое направление в современной методологии обычно называют «механицизм». Механицизм предполагает проведение идеи о том, что законы природы совпадают с законами механики.

Проблема научного метода и проблемы познания всегда находились в центре внимания философии Просвещения. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам.

В философии Просвещения появляется ряд специфических проблем и установок:

· полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен.

· выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества.

· развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.