Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии 4 страница




Рис. 17. Классификация видов памяти

Выделяют следующие виды памяти (рис. 17).
В соответствии с типом запоминаемого материала: вербальная (речевая), образная (память на наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.д.), двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений), эмоциональная (сохранение в сознании переживаний и чувств) и сенсорная (в зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала: зрительная, слуховая, осязательная и т.д.).
По связи с сознанием: произвольная (память, основанная на запоминании со специальной установкой), непроизвольная (запоминание без специальной установки).
По связи с мышлением: механическая (без осмысления и понимания материала) и смысловая (основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей).
По длительности удержания: мгновенная (не более 1,5 секунды), кратковременная (не более 30 секунд), оперативная (вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности), долговременная (длительное сохранение информации в течение практически неограниченного срока), генетическая (сохранение информации в генотипе человека передается по наследству).

 

20. Понятие о мышлении, мышление как деятельность.

21. Виды, операции и процессы мышления, их характеристика.

Мышление — психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта.
Мышление — опосредованное отражение действительности не всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, и тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности.
В психологии различают следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию и систематизацию. Суть операции анализа состоит в разложении целого на составные части. Ведь каждый предмет, явление можно мысленно расчленить на элементы. Синтез прямо противоположен анализу. Это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Так, многочисленные данные аэрофотосъемок постепенно объединяются и дают общую картину изучаемых объектов, больших территорий. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Мышление, восходя от анализа конкретных предметов, явлений, событий к абстрактному, обобщенному их анализу, не отходит, если оно правильное, от истины, а подходит к ней: абстракции отражают природу явлений, событий глубже, вернее, полнее. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация — это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам как существенным, так и несущественным.
Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения (рис. 18).

Рис. 18. Классификация основных форм мышления

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя.
Понятия делятся на общие и единичные, абстрактные и конкретные, теоретические и эмпирические. Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Единичное понятие — это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Конкретное понятие — понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Абстрактное понятие — понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Теоретическое понятие — это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. То есть суждение представляет собой форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения образуются двумя способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредованно — путем умозаключений или рассуждений. Они могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение, наоборот, выражает связь между объективными явлениями, в действительности не существующую. Таким образом, истинное суждение — это объективно верное суждение, а ложное суждение — суждение, не соответствующее реальности.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья — растения»). В частных суждениях утверждение или отрицание относятся уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например: «Некоторые студенты — отличники»); в единичных суждениях — только к одному (например, «Этот студент плохо учится»).
Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Дедуктивное умозаключение — это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивное умозаключение — умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключение про аналогии — это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Выделяют различные виды мышления (рис. 19).

Рис. 19. Классификация видов мышления

Наглядно-действенное мышление — элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы (протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше). Абстрактно-логическое мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д.И. Менделеевым. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление более сложным, чем теоретическое.
Проводится различие между интуитивным и дискурсивным (аналитическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень проникания (осознанность и неосознанность). Дискурсивное мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности. Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта». Репродуктивное, или шаблонное, мышление — это воспроизводящее мышление. Продуктивное, или творческое, мышление — это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами ума или интеллектуальными качествами человека:
• глубокий ум за внешней стороной явлений позволяет увидеть связи, отношения и, стало быть, проникнуть в сущность;
• гибкость ума проявляется прежде всего в умении творчески использовать свои знания, положения тех или иных инструкций и даже распоряжений;
• широкий ум может заметить и постоянно держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явлениями;
• быстрота мысли - это способность человека в короткий срок принимать правильные и обоснованные решения. Подлинная быстрота мысли обязательно предполагает и глубину, и гибкость, и широту ума, способность подробно анализировать и умело обобщать множество данных;
• целеустремленность мышления означает способность концентрировать мысль на определенной цели, не отвлекаясь и не прекращая поиска решения. Она выше у человека волевого, убежденного, имеющего развитое чувство долга, ответственности за порученное дело;
• самостоятельность мышления - это способность принимать решение и действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, не поддаваясь посторонним влияниям. Она проявляется в творческом подходе к решению различного рода задач, в критической оценке возможных вариантов решения.
Решение мыслительной задачи обычно проходит ряд этапов: возникновение проблемы, формирование гипотез возможного решения и их проверка.
Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуиция - эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Эффективность принятия интуитивных решений на практике зависит от профессионального опыта специалиста, его знаний, умений, навыков. Основой интуиции является опыт: ее сила или слабость коренятся в жизненном и профессиональном опыте специалиста.
Мышление связано не только с познавательными психическими процессами, но и с волей, чувствами, другими психическими феноменами. Воля влияет на процесс мышления, стимулирует его активность, движение. Ведь каждому известно, что для решения сложной задачи приходится прилагать большие усилия воли. Интеллектуальные чувства, такие как удивление, сомнение, уверенность, любознательность, также стимулируют мысль. Однако чувства могут влиять на мышление и отрицательно (например, неуверенность). Поэтому, развивая мышление, надо заботиться о том, чтобы мысль не подчинилась влиянию отрицательных чувств.

 

 

22. Творческое мышление, его определение и признаки.

 

23. Речь как психический процесс. Виды речи. Речь как средство общения и как инструмент мышления.

 

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется правилами данного языка (русского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Речь и язык современного человека - результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Благодаря речи (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне речи немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения речь становится основным механизмом их мышления.
Речь — это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т.д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя.
В профессиональной деятельности речь является носителем информации и средством взаимовоздействия. Профессиональная речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т.д. В деятельности специалиста речь необходимо готовить заранее. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному речевому взаимодействию сковывает творческое мышление работника, делает его догматичным. Поэтому специалисту с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию.
В речевой деятельности специалиста можно выделить речь внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (внешнюю, произносимую и воспринимаемую на слух речь) и письменную речь (речь, реализуемую в форме, доступной для зрительного восприятия).
Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, то есть обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание.
Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л.Н. Толстого или А.С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.
В зависимости от различных условий общения устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая имеет место в беседе. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в речи. Выражение лица, глаз, интонация, жесты, паузы, ударения — все это позволяет понимать друг друга с полуслова. Но в некоторых случаях нужно полное и точное оформление диалогической речи, например, когда ведется научный спор. Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монологическая речь — это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (лектора, докладчика, оратора и любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т.д.). Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего общей культуры, больших знаний, активной и планомерной передачи информации, умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, правильного произношения, владения собой, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Речь обладает следующими свойствами:
1) содержательность (количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности);
2) понятность (синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения);
3) выразительность (эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие). По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной, и наоборот, вялой, бедной;
4) действенность (свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение).

 

24. Воображение как специфический вид познавательной деятельности.

25. Функции воображения, его развитие. Воображение и творчество.

26. Виды воображения, их характеристика.

 

Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека. С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Различение видов воображения производится по степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. Произвольное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое, а непроизвольное — на преднамеренное и непреднамеренное (рис. 20).
Произвольное (активное) воображение — это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представления, проявляет сознательные усилия.
Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятельностью второй сигнальной системы.

Рис. 20. Классификация видов воображения

Воссоздающее воображение складывается на основе описания, рассказа, словесного портрета человека, схемы, чертежа, символа, знака и т.д. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации.
Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Оно базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Творческое воображение способствует развитию инициативности, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.
Непроизвольное (пассивное) воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации. Агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов, например, образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон — сочетание фортепьяно и баяна. Гиперболизация (акцентирование) — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения — литотой, например, различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.). Заострение — подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п. Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе, например, типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и другие наделены чертами, типичными для своей эпохи).
В психологической науке, кроме видов воображения, различают формы воображения: мечты, фантазии, грезы.
Мечта — своеобразный вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами. Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.
Грезы — мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.
Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека

 

27. Воображение: приемы создания новых образов.

 

28. Понятие и виды эмоциональных переживаний, физиологические основы эмоций.

 

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд следующих специфических функций.
1. Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.
2. Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
3. Побудительная функция как бы определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию.
4. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
5. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
6. Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Выделяют различные виды эмоций и эмоциональных состояний: настроение, аффект, страсть, страх, стресс, фрустрация.
Настроение - это общее, более или менее устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого периода времени поведение человека. Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. Настроение зависит от общего состояния здоровья работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий.
Фрустрация - психологические состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости.
Аффект - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. При аффектах наблюдаются резкие изменения в деятельности сознания. Его объем сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.
Страсть - это сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.
Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли. Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д.
Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Как подчеркивал основоположник учения о стрессе Г. Селье, стресс - обязательный компонент жизни. Он может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно «стресс», как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс» как состояние, безусловно вредное для здоровья (слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье»). Таким образом, стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в наиболее общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. При физиологическом стрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфически воздействующего раздражителя.
Психологический стресс, в свою очередь, подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных нагрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей в себя умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции являются непосредственной формой выражения чувств. Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Чувства человека носят социальный характер.
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще не заметны. Чувства, напротив, внешне весьма заметны. Они являются продуктом культурно-исторического развития человека, в жизни и деятельности выполняют мотивирующую роль.
В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью); эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни); практические (чувства, связанные с деятельностью человека); родительские (чувства, связанные с отношением к детям) и др.
Высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные) свойственны только человеку и переживаются им в деятельности и общении. В определении этих чувств как высших подчеркивается такие их особенности, как: обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям. Нравственные чувства - это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Это те чувства, которые выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Интеллектуальные чувства - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Существование интеллектуальных чувств (удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т.д.) является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.
Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи, требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.