КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпринимательство: современные представления, основные понятия
Тема 6. Предпринимательство в сфере услуг
Предпринимательство как важный элемент развития рыночной экономики. Характерные черты современного предпринимательства. Этико-социальные аспекты предпринимательской деятельности. Функции предпринимательства, их специфика в сфере услуг. Организационно-правовые формы и виды предпринимательства в сфере услуг. Малый бизнес в сфере услуг. Сервисный предприниматель как особый экономический агент. Цель обслуживания клиента в сфере малого бизнеса, формирование привлекательного эффективного имиджа сервисной организации.
Мировой и российский опыт подтверждают, что предпринимательство – важнейший элемент развития рыночной экономики. Характер и сферы предпринимательской деятельности во многом определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, решение проблемы занятости. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, социологи, философы, правоведы и другие) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Как отмечал известный американский экономист П.Ф. Друкер, «прошло уже много лет с тех пор, когда Сэй ввел в оборот этот термин, а мы все еще продолжаем путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство». Авторы известного учебника «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований. Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль катализатора, предприниматель является движущей силой производства, которое должно быть прибыльным. Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса. В-третьих, предприниматель – это новатор, стремящийся вводить новые продукты, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса. В-четвертых, предприниматель – это человек, идущий на риск. Он рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров. Изменения условий хозяйствования модифицируют основополагающие черты предпринимательства, порождают новые оценки роли и места предпринимательства в социально-экономическом развитии общества., что, в частности, справедливо и для предпринимательства в сфере услуг. Характерные черты предпринимательства в рамках современных концепций, разрабатываемых западными исследователями, представлены в схеме 6.1.1.
Схема 6.1.1
В целом современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, базирующийся на постоянном поиске новых возможностей, ориентирующийся на инновации, отличающийся умением привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Кроме того, современное предпринимательство рассматривается как социально-экономическое явление, включающее в себя элементы психологии, культуры и морали, что предопределено, по мнению президента Международного союза предпринимателей Ж. Эхслена, изменениями самой экономической эпохи, появлением новых социальных структур и связанных с этим новых особенностей управления обществом. В связи с изложенным, предпринимательская деятельности предполагает реализацию этико-социальных требований, к которым относятся: · ответственность перед обществом, которая выражается, например, в том, что компании удаляют вредные производства, загрязняющие природу, от мест проживания людей, принимают меры по консервации источников сырья, его экономному расходованию, повторной переработке с целью сохранения полезных ископаемых для будущих поколений; · ответственность перед потребителем, проявляющаяся в защите потребителя от опасных для здоровья человека продуктов, информировании потребителя, ознакомлении его с правилами покупателя и т.п.; · ответственность перед наемными работниками, выражающаяся в адекватной системе стимулов. В российской хозяйственной практике закрепилось упрощенное понятие предпринимательства, которое часто отождествляется с любым видом деятельности, приносящим доход, что нашло отражение в определении предпринимательства в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года, а также в первой части Гражданского кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельности, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Сущность предпринимательства проявляется в соответствующих основополагающих функциях, которые укрупнено можно представить в виде следующих положений: · общеэкономическая функция · ресурсная функция · инновационная (творческо-поисковая функция) · социальная функция · организационная функция.
Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей или субъектов рынка. Ресурсная функция, которая связана с технико-экономической эффективностью использования ограниченных ресурсов. Инновационная (творческо-поисковая) функция нацелена на производство и реализацию новых идей, а также на выработку новых средств и факторов, обеспечивающих достижение поставленных целей. Социальная функция связана с обеспечением занятости, созданием возможностей для получения соответствующих доходов, с ролью предпринимательских структур в снижении объективного порога бедности, с созданием условий для всесторонней реализации работников как личностей. Организационная функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, выявлении наиболее выгодных и перспективных секторов рынка (незанятые ниши), во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур и т.д. Современное предпринимательство характеризуется сочетанием ряда специфических функций, к числу которых относятся: · непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей, оригинальных идей и т.д. · разработка и введение новых экономических ресурсов, методов, технологий, инновационных процессов, продуктов информации, качественно новых организационно-экономических систем управления и т.п. · формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем комбинации имеющихся ресурсов и факторов производства; разработки адекватных организационно-управленческих решений; осуществлении коммерческих сделок, насыщения рынка товарами и услугами высокого спроса и т.д. · постоянный поиск информации с целью выбора более выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов, наиболее выгодных стратегий ведения предпринимательской деятельности, выявления и использования конкурентных преимуществ · несение риска и экономической неопределенности · защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательской деятельности, особенно связанных с интеллектуальным капиталом · обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных, трансформационных условиях · личная организованность, деловая общительность, контактность, наличие социо-культурных аспектов деятельности. В наибольшей степени специфические функции предпринимательства проявляются в различных направлениях и секторах сферы услуг, поскольку данная сфера в ее современном виде стала формироваться, когда изменялись социально-экономические характеристики общества. Кроме того, сфера услуг столь мозаична, что наличие тех или иных специфических функций предпринимательства является условием эффективного развития сферы услуг. Существуют различные организационно-правовые формы и виды предпринимательства. В соответствии с формами собственности на используемые факторы производства выделяют частное, коллективное и государственное предпринимательство. Частное предпринимательство выступает, как правило, в форме индивидуального предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство - это простейшая форма бизнеса. Индивидуальный предприниматель, согласно ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. К индивидуальному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое формально относится к групповой (коллективной) форме предпринимательства, в действительности, при наличии нормальных отношений в семье, представляет разновидность частного предпринимательства. В связи с тем, что индивидуальный предприниматель не скован никакими условиями и ограничениями со стороны совладельцев и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает особой привлекательностью. Коллективное предпринимательство базируется на слиянии капиталов и образовании общего имущественного комплекса. В таких фирмах собственность на средства производства приобретает групповой, коллективный характер (за исключением хозяйственных обществ, учрежденных одним участником). Коллективное предпринимательство способно сочетаться с частной собственностью на практически все факторы предпринимательской деятельности (примерами такого сочетания являются товарищества, кооперативы, акционерные общества). Дальнейшее объединение средств, капиталов, усилий, управления приводит к крупным интегративным формам коллективного предпринимательства в виде совместных предприятий, синдикатов, корпораций. Если же к предпринимательству примыкают государственные структуры, в нём принимают участие предприятия и организации, основанные на государственной собственности, то формируется государственное предпринимательство, масштабы и роль которого существенно возрастают в настоящее время. Необходимо заметить, что в экономической литературе даются различные определения государственного предпринимательства, которые акцентируют внимание на те или иные аспекты этого сложного и неоднозначно трактуемого феномена. Предпочтительным, думается, является такое определение: «Государственное предпринимательство … образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые не представляют интереса для частного капитала…» (См.: Дойников И.В. Государственное предпринимательство. – М.: 2000, с. 20) В зависимости от характера деятельности и вида используемых факторов предпринимательства различают следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство коммерческое (торговое) предпринимательство финансовое предпринимательство посредничество страховое предпринимательство. В современной экономике сфера услуг характеризуется не только своими масштабами, но и неоднородностью, степень которой возрастает, поскольку появляются и развиваются новые виды услуг. В результате в сфере услуг функционирует постоянно увеличивающаяся численность разнообразных хозяйствующих субъектов, представленных всеми известными организационно-правовыми формами предприятий и организаций: индивидуальные частные предприятия, распространенные прежде всего в сфере здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, предоставления юридических услуг кооперативные предприятия бытового обслуживания, строительства, розничной торговли общества с ограниченной ответственностью (в том числе акционерные общества закрытого типа), распространенные в сфере культуры и искусства, спорта и физкультуры, отдыха и образования, здравоохранения, а также в сфере розничной торговли акционерные общества открытого типа, функционирующие в сфере туризма и гостиничного обслуживания, строительства, санаторно-курортного обслуживания; в секторе предоставления услуг связи и информации некоммерческие организации в виде союзов, ассоциаций, фондов и клубов государственные организации и учреждения образования и культуры.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |