КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи 1 страница
Всемирные и региональные неправительственные организации. Назовите их, укажите их предназначение, покажите на конкретных примерах их роль в урегулировании и предотвращении межгосударственных конфликтов и сохранении мира на рубеже XX-XXI вв. Всемирные и региональные правительственные организации. Перечислите их, назовите функции, которые на них возложены, приведите примеры деятельности по сохранению мира на рубеже XX-XXI вв. С учетом размеров территории России нам нужно не менее 300млн человек для того, чтобы нормально эксплуатировать 1/6 часть суши. Сейчас население страны около 141 миллиона человек. Между тем в ближнем зарубежье проживают 25млн только русских, не говоря уже о русскоязычном населении. Необходимо ли в сегодняшней России иметь действительную и работающую программу приема эмигрантов из ближнего зарубежья – обеспечить их жильем, трудоустроить, решить вопросы получения российского гражданства и т.д.? Свое мнение обоснуйте. Особенности социально-экономического развития РФ в 2000-2011 гг. Отметьте достижения, проблемы, трудности в этой области. Отличается ли, на Ваш взгляд, экономическая система современной России от советской экономической системы? Свой ответ аргументируйте. Одной из главных причин перестановок в правительстве в августе 1999 года стало усиление напряженности на Северном Кавказе, поскольку чеченские сепаратисты нарушили так называемые Хасавюртовские соглашения, которые в 1996 году помогли установить хрупкое перемирие в этом регионе. Чеченские формирования совершили нападение на соседний Дагестан и федеральному центру пришлось ввести туда войска и начать антитеррористическую операцию. Особую решительность при этом проявил секретарь Совета Безопасности России Владимир Путин, которого президент очень скоро предложил на должность председателя правительства. Завершающим этапом в этой череде перестановок в исполнительной власти стала неожиданная отставка президента Б.Н. Ельцина, о которой он объявил в последний, предновогодний день 1999 года. При этом он своим указом утвердил до проведения досрочных президентских выборов на должность исполняющего обязанности президента В.В. Путина. На выборах 26 марта 2000 года В.В. Путин был избран президентом Российской Федерации в первом же туре. Все это послужило исходным пунктом формирования более устойчивых политических отношений в обществе как основы экономической стабилизации. В течение 1999 года в стране шли поиски путей по выходу из кризисной ситуации, сложившейся после августа 1998 года. Прежде всего необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвациирубля. Известно, что удешевление национальной валюты ограничивает импорт товаров и, следовательно, способствует подъему отечественного производства, особенно в отраслях, производящих продукцию на экспорт. Следует отметить, что в течение 1999—2000 годов Россия во многом сумела воспользоваться благоприятными последствиями падения курса рубля. В этот период заметно активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, а часть — реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные периоды. Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен, который во многом был спровоцирован позицией стран — членов ОПЕК, выступавших консолидированно за сдерживание добычи и поставок продукции на рынок. В 2000 году цены на нефть поднялись выше 30 долл. за баррель, но затем постепенно стабилизировались в пределах 26 долл. за баррель. Это было как нельзя кстати для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу. По результатам парламентских выборов (декабрь 1999 года) в Государственной думе сформировалось центристское большинство, которое дало исполнительной власти возможность проводить необходимые законопроекты, позволило новому президенту осуществлять более решительные шаги по продвижению реформ, снижению политических и финансовых издержек принятия долгожданных законов. Одним из первых начинаний В.В. Путина стало укрепление вертикали власти. Вся страна была поделена на семь федеральных округов, куда были направлены полномочные представители президента для формирования единого правового пространства. Это означало, что провозглашенному в свое время Б. Ельциным безграничному суверенитету приходит конец. Субъектам Федерации было предложено в кратчайшие сроки привести свои нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством. Это, в свою очередь, должно было привести к выравниванию хозяйственных условий во всех регионах, ликвидации всевозможных налоговых льгот и т.д., усилению контроля со стороны государства за финансовой ситуацией в стране. Федеральный центр взял на себя ответственность за выполнение основных социальных программ, чтобы снизить напряженность, вызванную, в частности, несвоевременной выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий и пр. С избранием В.В. Путина на пост президента был провозглашен принцип равноудаленности власти от мощных политических и экономических групп. Это был очень важный ход, позволявший президенту стать самостоятельной политической фигурой. Дело в том, что на протяжении нескольких лет исполнительная власть демонстрировала свою экономическую слабость, например, неспособность сбалансировать государственный бюджет, поэтому ей требовалась постоянная подпитка за счет ресурсов финансового рынка. В этих условиях различные политические институты (партии, объединения) приобретали на нее чрезмерное влияние. Кроме того, судьба государственного бюджета во многом зависела от нескольких владельцев крупных фирм из сферы финансов и бизнеса — так называемых олигархов, которые обрели особую силу в стране. Преднамеренные действия олигархов могли приводить не только к резким колебаниям курса рубля (вплоть до его обвала), но даже к смене Кабинета министров. И чем чаще в стране формировался дефицитный бюджет, тем сильнее становилось влияние олигархов на все ветви власти. Срочно требовалось «развести» власть и собственность по разные стороны. Достижение определенной макроэкономической стабилизации и политической консолидации в обществе позволило наконец российскому руководству заявить о своей независимости, что и было продемонстрировано в 2000—2001 годах. Итак, можно констатировать, что к концу XX века в России в основном были реализованы цели, заложенные в программе правительства Е.Т. Гайдара. В стране была проведена либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, осуществлена бюджетная и денежная стабилизация, сформировался институт частной собственности. Это позволило приступить к разработке в 2000 году новой программы социально-экономического развития страны. В ней были заложены главные стратегические задачи, стоящие перед Россией на ближайшую и отдаленную перспективу: проведение полноценной налоговой реформы с радикальным сокращением налогового бремени на бизнес и граждан; дерегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка; снижение барьеров для их вхождения в рыночные структуры; защита института частной собственности при сохранении эффективного государственного сектора; совершенствование кредитной, финансовой, таможенной систем и т.д. Знаменательный 2000 год — последний год уходящего XX века — оказался для российской экономики довольно успешным. После длительного перерыва рост ВВП составил в этом году 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Стали оживать предприятия не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении, где производится импортозамещающая продукция. Постепенно в страну начали притекать иностранные инвестиции. Не менее успешными в экономическом отношении стали и первые годы нового столетия: ежегодный рост ВВП сохранялся на уровне 7%, поддерживался профицит государственного бюджета, своевременно выплачивались долги по внешним займам. Шло реформирование системы пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и ряда естественных монополий («Газпром», Российские железные дороги, РАО «ЕС России»). В числе значительных событий последних лет стало принятие Государственной Думой ряда основополагающих документов, призванных упорядочить законодательные основы новой российской экономики. Так, еще в 1998 году были приняты такие важные документы, как Бюджетный кодекс и первая часть Налогового кодекса (вторая — в 2000 году). В 2001 году был принят долгожданный Земельный кодекс, закрепивший право частной собственности за землю, зафиксированное еще в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. В 2002 году Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В феврале 2002 года был принят Трудовой кодекс, а с января 2004 года в стране действует новый Таможенный кодекс. С 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета при возможном снижении цены на нефть ниже базовой, которая с 1 января 2006 года была установлена на уровне 27 долл./баррель сорта Юралс. Этот шаг был направлен на стабильное развитие экономики путем связывания излишней денежной массы и снижения инфляционного давления от поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть. Данный фонд можно рассматривать в качестве стратегического финансового резерва государства. В 2005 году величина Стабилизационного фонда составляла свыше 500 млрд руб. Большая часть этой суммы была направлена, прежде всего, на выплату внешнего долга РФ: 93,5 млрд руб. — Международному валютному фонду и 430,1 млрд руб. — странам-членам Парижского клуба кредиторов. Кроме того, 30 млрд руб. было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В последующие годы средства Стабилизационного фонда заметно выросли: по состоянию на 1 января они составляли 3 трлн 849,11 млрд руб. С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд (3069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). В дальнейшем общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру ВВП: на 2008 год — 6,1% ВВП, на 2009 год — 5,5%, на 2010 год — 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП. В 2006 году началась реализация четырех Национальных проектов: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». В них были заложены практические шаги по реформированию тех секторов экономики, которые затрагивают интересы конкретных людей, определяют качество их жизни, поскольку от состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Разработка и реализация данных проектов были связаны прежде всего с тем, что у государства появились значительные финансовые ресурсы, которые можно было направить на решение социальных задач без инфляционной угрозы. На 2006 год всего было выделено (с учетом правительственных гарантий) 161 млрд руб. Из них: на здравоохранение — 62,6 млрд руб., образование — 30,8, жилье — 21,9, АПК — 19 млрд руб. (не считая текущего бюджетного финансирования). На 2007 год было заложено уже 206,3 млрд руб. Реализации национальных проектов способствует и тот факт, что в 2007 году впервые в новейшей истории был принят бюджет, рассчитанный на три года. Таким образом, данные проекты получают необходимые гарантии, четкость и детализацию. 2 марта 2008 года состоялись президентские выборы; новым президентом Российской Федерации был избран Дмитрий Анатольевич Медведев, работавший до этого первым заместителем председателя правительства России. В.В. Путин, у которого к этому времени истек второй четырехлетний президентский срок, был назначен председателем правительства. Новому руководству страны сразу пришлось решать сложные проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом. Этот кризис начался в США в 2008 году из-за проблем в области ипотечного кредитования, но постепенно он перекинулся в другие сферы американской экономики, и в первую очередь в банковский сектор. Кризис очень быстро распространился по всему миру, затронул Европу, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также заметно повлиял на экономику России. Прежде всего это сказалось на биржевой нестабильности. По итогам 2008 года в стране повысилась инфляция (примерно до 13%), начались трудности в банковской системе. Потребовалось срочное вмешательство государства в деятельность российских банков. Для разрешения финансовых проблем из накопленных резервов было выделено более 4 трлн руб. (примерно 12% ВВП). В связи с мировым кризисом во второй половине 2008 года в экономически развитых странах резко снизился спрос на нефть. Цены на биржах упали, что привело к заметному снижению поступлений в бюджет от продажи нефти как главного экспортного товара российской экономики. И только благодаря накопленным резервам российская экономика сможет преодолеть негативные последствия мирового экономического кризиса. Миграция на сегодняшний день стала одной из наиболее острых проблем для Российской Федерации и всё чаще занимает центральное место и в российской политико-правовой и социально-экономической дискуссии, становясь одной из ключевых тем. 13 июня 2012 года была утверждена Президентом Владимиром Путиным Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Во - первых, мы должны рассматривать современную миграцию как данность. За последние двадцать лет многие люди на Земле поменяли свое местожительство. Причин для этого было множество. Социальная природа миграции разнообразна и легко объяснима: люди перемещаются по миру по самым разнообразным причинам: это и уход от сложившихся социально-экономических обстоятельств до гражданско - правовых и этноконфликных ситуаций. Во- вторых, каждый этап мирового развития характеризуется своим базовым процессом, своим типом индустриализации, своим типом социальной, кадровой и технологической политики. И поэтому, поставленные на сегодняшний день руководством страны стратегические ориентиры социально-экономического развития России требуют доработки многих базовых документов этой политики, в том числе и по миграции. И в третьих, в нашем государстве впервые за долгие годы появился стратегический документ, определяющий базовые принципы регулирования миграционных потоков. Документ определяет цели, задачи и приоритеты миграционной политики страны. Здесь необходимо принять во внимание самую главную задачу миграционной политики на сегодняшний день: государство путем привлечения иностранных трудовых ресурсов пытается таким образом решить демографическую проблему нашего общества, а так же приостановить миграционный отток населения из Сибири и Дальнего Востока. Многими экспертами современная миграция оценивается как социальный взрыв, ввиду того что миграционные процессы в мире за последние годы существенно активизировались. А в Российской Федерации эта проблема заявила о себе ещё и как феномен национальной безопасности, поскольку к внутренней миграции присоединилась внешняя, в том числе незаконная. Связана ли причина принятия Концепции государственной миграционной политики РФ с усилением интеграции со странами ближнего зарубежья, с программой развития Дальнего Востока и Сибири, где депопуляция российского общества представляет очевидную угрозу национальной безопасности России. Следует отметить, что изменилась география миграционных потоков. Начавшиеся в конце прошлого века преобразования на постсоветском пространстве сложили определенный рисунок человеческих течений. А для Российской Федерации самой важной особенностью современного состояния миграции является именно резкое изменение направления внутренних миграционных потоков, которые и привели к концентрации населения в центральных регионах европейской части страны. И здесь возникает определенный парадокс, который очень тревожит ученых: и социологов и экономистов, когда при попытке провести объективный социально-экономический анализ миграционных проблем, вдруг осознается, что реальных статистических данных по численности, источникам доходов (особенно нелегальных, на которых базируется экономика миграционных процессов) и этническому составу иностранных мигрантов (и прежде всего, нелегальных) попросту нет. Но мы-то с вами видим, что уже сегодня в институтах, школах, детских садах учатся и играют дети уже других, нероссийских этносов, которые были свойственны нашей стране, или так сказать РСФСР, 10 и тем более 30 лет назад. Уже в течение двух десятилетий отмечается сокращение населения Дальнего Востока и Восточной Сибири вызванное не столько естественной убылью (депопуляцией), сколько непрекращаемым миграционным оттоком. В результате в азиатской части России (занимающей треть всего континента) сейчас проживает менее 30 млн. человек или 1% населения Азии в целом. Причем захлестнувший отток настолько интенсивен, что возникающая угроза стратегических и экономических последствий из-за сокращения численности населения этого региона приведет не только к разрушению сложившегося трудового потенциала и к дефициту трудовых ресурсов, но и к нарастанию угрозы национальной безопасности страны. Ведь в покидаемом регионе остается значительный ресурсно-сырьевой, и самое главное, промышленно-производственный потенциал России. В подобно ситуации требуются качественно новые правила построения миграционной политики, новые стратегические подходы и концепции адекватные процессам происходящим в современном мире. Между тем, пока все усилия, предпринимаемые государством на увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости, снижение смертности не смогут решить проблемы роста численности населения в этом макрорегионе. Отсюда встает важный вопрос: как обеспечить прирост населения за счет миграции, которая прежде была базовым источником формирования численности и состава населения и необходима в будущем, как один из определяющих факторов роста населения на Дальнем Востоке России? И здесь мы должны понимать, почему тема привлечения и включения миграционных ресурсов становится одной из самых политизированных и наиболее обсуждаемых, как в международном, так и во внутригосударственном форматах. Одним словом, нужно, наконец, определиться и в отношении миграции, и в отношении постсоветского пространства: если мы наращиваем интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья, то и тем самым активизируем процесс нашего возвращения в Среднюю Азию и может быть и в Закавказье. Таким образом, российская миграционная граница в этом регионе приобретет стратегический характер и возникнет необходимость принять меры для ужесточения визового режима и нелегальной миграции. Здесь самое важное продумывать каждый шаг, изучить международный опыт, создать условия для приема мигрантов, доработать долгосрочный план экономического развития макрорегиона, с учетом новых реалий и решений по Дальнему Востоку. Следовательно, укрепление национальной безопасности России потребует четкой Стратегии развития Восточных территорий, в которой будет крайне необходимо предусмотреть не только условия для привлечения крупного капитала, в том числе иностранного, но и оказывать активную поддержку своему, российскому, малому и среднему бизнесу, так как именно в этих сферах создается немало рабочих мест. Есть целый ряд стран, в которых добыча сырья, главный приоритет, но мы их не называем сырьевыми - это Канада, Австралия, Бразилия. Нужна масштабная государственная политика, а возможно и специально разработанная миграционная Стратегия, как по закреплению существующего населения, так и по привлечению новых людей, где будут задействованы все необходимые для реализации переселенческой программы условия: льготное ипотечное кредитование, безвозмездное предоставление в пользование фермерам крупных земельных участков, выплаты переселенцам значительных "подъемных" и другие меры. Другими словами, единственный путь развития этого огромного региона нашей страны - это создание на всей территории полноценного хозяйственного контура не только эскпортно-сырьевой или высокотехнологичной промышленности, но и любой другой индустрии - от рыбопромышленного комплекса и биотехнологического аквакультурного кластера до легкой и обрабатывающей промышленности, производящей обычные товары повседневного спроса. Но, при этом мы должны понимать, что реализация данных задач в современных условия этого макрорегиона вряд ли возможна без использования труда мигрантов. Негативные тенденции нехватки кадров могут быть преодолены несколькими путями, и все равно, главной будет миграция, которая сможет заровнять демографическую яму Дальневосточного региона. И коль сегодня речь идёт об инновационной индустриализации этой территории, то решить сегодняшнюю проблему методами Столыпина или призывными лозунгами как в СССР, не удастся. А вот с геополитических и культурно-цивилизационных позиций, а также, как противовес "китайскому фактору", думается, было бы полезным привлечение трудовых мигрантов из трудоизбыточных Среднеазиатских стран и здесь может идти речь и о наших соотечественниках, безработных из других регионов России, в том числе и из Северокавказских республик. Ведь растет же трудовая миграция мужчин молодых и средних возрастов из этих регионов в крупные города Центральной России и нефтегазодобывающие округа тюменского Севера. Конечно, оценить ее объемы пока сложно, тем более, что подавляющее большинство мигрантов трудоустраивается в неформальном секторе экономики. Мое мнение подтверждается экспертами и из Северокавказского региона. Сохраняющийся переизбыток трудовых ресурсов на Северном Кавказе, по мнению доктора экономических наук Руслана Гезиханова, нельзя решить в рамках СКФО. Необходимо проработать механизмы, которые бы сняли напряжение на рынке труда, в том числе путем ежегодного предоставления нетрудоустроенным жителям северокавказских республик разумного количества сезонных и постоянных рабочих мест в других регионах России. Во время своего визита в Чеченскую республику 19 июня 2012 года, в рамках заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) Д.А. Медведев сказал: "Мы должны качественно изменить ситуацию в СКФО. Сделать жизнь на Северном Кавказе привлекательной и, естественно, безопасной и стабильной. Нам нужно сосредоточиться на решении целого ряда актуальных задач, в том числе на решении проблемы с безработицей, которая остается весьма значительной".
Но избыток свободных рабочих рук на Северном Кавказе и обилие вакансий в Сибири и на Дальнем Востоке не означают легкого трудоустройство безработных Кавказа. Надо помнить, что есть несоответствие квалификаций в спросе и предложении - кроме строителей и нефтяников многим необходимы обучение или даже смена квалификации. Все эти меры позволят решить многие вопросы регулирования рынка труда и привлечь к реализации своего научного потенциала, как те уникальные научные кадры, которые остались ещё в республиках, и молодежь, которая, по моему твердому убеждению, уже сможет продемонстрировать свой талант, найти единомышленников и должна получить общественную и государственную поддержку. 53. Религия и церковь в духовной жизни россиян. Роль Конституции Российской Федерации (1993), Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) в обеспечении свободы совести в современной России. Число людей, считающих себя православными, медленно, но верно растет (71% в нынешнем году против 59% пять лет назад), а количество мусульман остается на прежнем уровне (около 5%). Католики, протестанты, иудеи и буддисты почти незаметны (по 1%). Атеистами считают себя 5% из числа опрошенных. Если говорить о качестве религиозности, то здесь открывается простор для самых различных толкований. Треть россиян тверда в своей вере в Бога, однако остальные две трети в своих ответах на соответствующий вопрос представили всю гамму оттенков маловерия и сомнений в существовании Всевышнего – вплоть до полного неверия (10%). Впрочем, при всех своих сомнениях большая часть россиян признает определенное значение религии в своей жизни. Вот наиболее популярные ответы: 36% задумываются о смысле жизни, душе и вечности; 29 процентам религия помогает быть терпимым к недостаткам других людей. С моральными и нравственными нормами связывают религию около трети россиян. Как видно, картина общественного мнения пестра и неоднозначна. Обнаруживается парадокс, на который российские социологи указывали уже неоднократно. При 71% считающих себя православными лишь около 20% так или иначе соблюдают Великий пост. Это как раз те люди, для которых религия определяет не только образ мыслей, но и действия. Соответственно около 80% не собираются менять свой рацион в связи с православным постом – столько же, сколько и в 1998 году. Лишь 2% россиян строго постятся все время от Масленицы до Пасхи! Получается, россияне – при известной склонности порассуждать о вере – не хотят на самом деле брать на себя особых обязательств, связанных с религией. Россияне ценят стабильность и не хотят резких изменений во взаимоотношениях религиозных организаций и государства: 45% считают, что степень их влияния на политику точно такая, какой и должна быть. Желание сохранять статус-кво прослеживается и в ответе на вопрос о преподавании знаний о религии в школах. Крайние точки зрения сравнительно непопулярны: 20% считают, что в школе религии не место, 12% настаивают на введении Закона Божьего для всех желающих. Споры сторонников и противников преподавания "Основ православной культуры" сделали свое дело: народ выбрал золотую середину. 60% опрошенных сочли, что "по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности". Но при ближайшем рассмотрении этот "царский путь" заводит в туман. Все-таки история религии и уроки нравственного поведения – существенно разные вещи. Социологам удалось выявить замечательное единодушие в вопросах веры россиян, живущих в городах и в сельской местности. Процент людей, считающих себя религиозными с разной степенью определенности, примерно одинаков и в деревнях, и в больших городах, и даже в Москве. Убежденных верующих везде около 5%. То же самое касается нерелигиозных респондентов: их 20% и в российской глубинке, и в пределах Садового кольца. Выходит, Россия действительно едина – и в своей вере, и в своем неверии. Вопрос о религиозности молодого поколения россиян позволяет вычленить соотношение традиций и новых ценностных систем, чья специфика наиболее остро проявляется в неспокойные времена. Именно молодежь может рассматриваться лакмусовой бумагой охранительного традиционного потенциала общества в перспективе. Насущен вопрос о значимости религиозного персонального опыта для нового поколения россиян, носящего по "умолчанию" предикат "более рационального". С другой стороны - "идеалы молодости - наиболее правдивые, чистые и светлые", для их сохранения "нужен компас - врожденное нравственное чувство". Поэтому ясное представление о структуре религиозного сознания именно молодых людей позволяет оценить и потенциал ювенальной политики религиозных организаций, способных избавить российское общество от "нормативной аномии". Не случайно религиозные организации, прежде всего Русская православная церковь, заговорили о необходимости привнесения гуманизма и нравственности в политику и экономику, о воспитании моральных начал у молодого поколения. Структура религиозного сознания молодых россиян в целом близка общей, однако имеются и существенные отличия. Так, молодежь вообще меньше верит в Бога (54% против 58% от общего числа), в загробную жизнь (6% против 7%), но чуть больше в колдовство, магию (8% против 5%), сверхъестественную силу (16% против 13%), в НЛО (6 и 5% соответственно). Это показывает, что обскурантизм сознания, его неструктурированность, присутствие пайенных элементов больше присущ молодому поколению и в силу возраста, и вследствие неопределенности ценностно-нормативного поля, свойственного российскому обществу. Неслучайно деятельность организаций, репрезентирующих как институционализированные российские конфессии, так и новые религиозные течения во многом направлены именно на работу с молодежью. Для молодых людей, жизненные ориентиры которых еще не до конца сформировались, а общество не предлагает четко определенной системы ценностей, принадлежность к конфессии выступает, прежде всего, основанием идентичности, базой для соотнесения себя с культурной традицией, тогда как собственно теологические аспекты, как и трансперсональный опыт уходят в тень. Примечательно также, что среди молодых россиян заметно выше процент верящих в свои собственные силы. Что касается веры в прогресс и в самого себя, то и здесь молодежи присуща и большая самоуверенность (63% против 57%), и большая вера в рациональные интенции и могущество человеческого разума. Вероятно, именно вера в собственные силы, возможности рационального выбора и действия делают нынешнее поколение молодежи одним из наиболее нацеленных на успех. Одновременно эклектичность сознания, а как следствие и поведенческих практик по ряду принципиальных позиций среди молодых россиян выражена гораздо более ярко. Важна ли религия как таковая в повседневной жизни людей, становится ли она одним из доминирующих регуляторов поведения, либо находится на периферии социальных практик? За последние два года можно зафиксировать небольшую тенденцию к уменьшению значимости религии в жизни россиян. Так, доля считающих, что религия очень важна в человеческой жизни, снизилась с 20% в 2007 г. до 16% в 2009, а количество отрицающих ее значимость в индивидуальной и коллективной жизни повысилась с 13% до 16%. В кризисных условиях, на ближайшее будущее более благосклонно смотрят люди, верящие в Бога, относящие себя к какой-либо конфессии. Они настроены, как правило, чуть более оптимистично в оценках собственных перспектив на ближайший год, чем атеисты. Оборотной стороной этого выступает их пассивность - для улучшения своего материального положения в кризисной ситуации православные собираются предпринять чуть меньше усилий и активности, чем люди, придерживающиеся атеистических взглядов. Они реже готовы на сверхурочную работу (17% и 22%, соответственно), реже работают по совместительству (13% и 15%), а также больше склонны к пассивности и принятию ситуации такой, как она есть (23% и 18%). При этом 23% верящих в Бога ничего не будут предпринимать, поскольку считают, что это не в их силах. Россия согласно Конституции является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной. Доминирующей тенденцией в современной России является клерикализация страны — постепенная реализация модели с господствующей (некоторые утверждают — государственной) религией. На практике в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, за которой кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В. Кувакин считает большой исторической ошибкой нынешнего руководства России желание превратить православие в государственную религию, то есть в государственную идеологию, что прямо противоречит Конституции. В 1996 году в России возбуждено 11 уголовных дел по статье 239[83] УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан», в 1997 и 1998 годах — 2 и 5 дел соответственно.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |