Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерактивная форма – компьютерная презентация




Тема 12. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах – 2 часа

Семинарское занятие № 18

Цель занятия: Приобретение у обучающихся исследовательских умений и развитие навыков представления изученного материала в сфере правового регулирования использования и охраны земель в зарубежных странах.

Технология проведения занятия – проблемная технология представления материала. Данную форму занятия отличает мобильность и упрощение перехода от одного вида наглядности к другому посредством интеграции различных видов информации (текст, графика, анимация, видео). При условии надлежащей подготовки студенты получают возможность осваивать предметное содержание в различных дидактических ситуациях (объяснение, демонстрация, моделирование и пр.).

Работа студентов - дискуссия по каждому вопросу начинается с краткого доклада. В обоснование своей позиции студенты предлагают аргументы в устной форме, а также изображения или схемы, иллюстрирующие излагаемый материал (в форме презентаций). После каждого выступления происходит обсуждение. Примерные вопросы:

- Основные международные акты в области охраны и использования земель.

- Практика Европейского суда по правам человека по рассмотрению земельных споров.

- Сравнение правового регулирования земельных отношений в России и государствах – участниках Содружества независимых государств.

- Сравнение правового регулирования земельных отношений в России и в государствах – членах Европейского Союза.

- Сравнение правового регулирования земельных отношений в России и в иных зарубежных странах.

- Пути совершенствования российского земельного законодательства с учетом зарубежной практики.

Оценка успешности деятельности студентов – подводя итоги занятия, преподаватель дает оценку работе участников – присваиваются индивидуальные баллы, которые суммируются по итогам изучения всего курса «Земельное право».

Форма предоставления конечного результата - материалы презентаций (в том числе с использованием программы) Power Point, тезисы выступлений. Техническое оснащение – средства мультимедийного сопровождения учебного процесса (проекционная аппаратура (мультимедиапроектор, ноутбук, экран, звуковая система, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель); презентационные материалы (комплект слайдов в формате Microsoft Office Power Point).

 

Литература:

Основная

1. * Земельное право: Учебник для вузов / С.А. Боголюбов. М: ЮРАЙТ-ИЗДАТ. 2009.

2. * Земельное право: Учебник для вузов / С.А. Боголюбов. М: Высш. Образ. 2008.

3. Земельное право. Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. – М., 2008.

4. Сырых Е.В. Земельное право: Учебник. – М., 2006.

Дополнительная

5. * Бушер Г., Грин М. Развитие законодательства о земле и землепользовании в штате Массачусетс, США // Право и политика. – 2006. - № 11.

6. * Быстров Г.Е. Правовое регулирование земельных реформ в за­рубежных странах // Государство и право. – 1996. - № 9.

7. * Вылегжанина Е.Е. Восстановление нарушенных земель: мировой правовой опыт // Журнал российского права. – 2002. - № 6.

8. * Герасин С.И. Изъятие земельных участков в общественных интересах по законодательству Германии // Государство и право. – 2005. - № 2.

9. Земельный участок: собственность, аренда и иные права в Российской Федерации и иностранных государствах. – М., 2005.


Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

 

Земельное право является одним из наиболее динамично развивающихся элементов российского права. Сложнейшей теоретической задачей является определение места земельного права в системе российского права[2]. Предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Проблемы учебной дисциплины «Земельное право» должны раскрываться на базе современных российских нормативных актов: Земельного кодекса РФ, Федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, ведомственных актов, регулирующих земельные отношения в стране.

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения – как обладающих, так и не обладающих земельными участками.

В структуре учебного курса условно можно выделить общую, особенную и специальную части.

В общую часть входит изложение теоретических и практических проблем, путей их решения, имеющих отношение ко всем видам земель независимо от их целевого назначения. Рассматриваются такие вопросы как предмет земельного права, метод земельного права, система земельного права, характеристика земельных правоотношений, источников земельного права, управление использованием и охраной земель, ответственность за нарушение земельного законодательства, право собственности на землю, иные права на землю.

Особенная часть включает изучение правового режима земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, а также других категорий земель.

Специальная часть представляет собой положения зарубежного законодательства, позитивные примеры правовой регламентации земельных общественных отношений.

Основная сложность изучения земельного права связана с особенностями структуры рассматриваемой части российского права. Институты земельного права представляют собой сочетание публично-правовых и частноправовых норм, которые решают единую задачу – регламентацию общественных отношений по использованию и охране земель.

Вторая немаловажная проблема в изучении земельного права – это уяснение особенностей правовой регламентации отношений собственности на землю. Государственная собственность Российской Федерации разграничивается на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Сложнейшие практические аспекты разграничения государственной собственности представляют определенные затруднения и при уяснении учебного материала.

При изучении права собственности на землю, вторичных вещных прав, договоров в сфере земельных отношений необходимо обращать внимание на то, что они являются инструментами организации имущественных отношений, рыночного оборота. В данном случае преподаватель должен заострить внимание студентов на характеристике ранее существовавшего института исключительного права государственной собственности на землю. Право собственности не признавалось ни за одним лицом, кроме государства, поэтому в имущественном обороте земля не участвовала. Землю предоставляли в пользование на основе государственного акта. Это было административно-правовое регулирование, которое соответствовало социалистической системе хозяйствования. При переходе к рыночным отношениям современное российское законодательство устанавливает плюрализм форм собственности и диспозитивные основы правового регулирования земельных отношений.

Режимы использования и охраны земель отдельных категорий являются специальными, не имеют пересечения с другими учебными дисциплинами (за исключением «родственной» учебной дисциплины – экологическое право) и требуют пристального внимания при изучении.

Государственный образовательный стандарт предусматривает в качестве необходимого элемента изучение зарубежного законодательства об использовании и охране земель, что представляется непростой задачей в условиях довольно ограниченных положений указанной темы в большинстве учебников.

Методика изучения земельного права направлена на последовательное изучение по разделам и темам, которые представлены в соответствующих таблицах в настоящем учебно-методическом комплексе.

Важнейшей формой усвоения знаний являются лекции. Посещение и конспектирование лекций позволяют студенту получить общее представление о теме, уяснить основные понятия, ознакомиться с некоторыми спорными точками зрения по данной проблеме. Наиболее оптимально складывается работа студента и преподавателя в том случае, когда обучающийся уже имеет некоторое представление о читаемой теме. В этом случае студент не только ознакомится с информацией, получаемой на лекции, но и будет способен уяснить спорные моменты, выработать собственную позицию. Поэтому перед лекцией студентам рекомендуется познакомиться с выносимыми на лекцию вопросами в учебниках, учебно-методических пособиях.

Другая не менее важная форма обучения – семинарские занятия. Для подготовки к семинарским занятиям студентам необходимо повторить тему по конспекту лекций и учебникам с учетом вопросов, выносимых на семинар. Кроме того, студенту рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой, указанной к каждому семинару, нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения, судебной практикой. При этом рекомендуется использование разделов «Законодательство», «Судебная практика», «Комментарии законодательства» системы Консультант Плюс.

Семинары призваны развить самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Работа на семинарских занятиях может проводиться в форме докладов, решения задач, выполнения письменных работ, тестирования.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

В рамках самостоятельной работы по изучению земельного права необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

- начните изучение темы с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение;

- внимательно изучите соответствующие разделы учебников из списка основной литературы;

- в качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы);

- определив основные понятия, относящиеся к изучаемой теме, начните составление словаря земельно-правовых терминов, подумайте над тем, как они между собой связаны.

При изучении земельных правоотношений необходимо обратить внимание на характеристику:

1) видов земельных правоотношений. При этом классификацию следует проводить по различным основаниям;

2) субъектного состава земельных правоотношений;

3) объектов земельных правоотношений;

4) содержания земельных правоотношений.

Особенности методов правового регулирования земельных отношений необходимо рассматривать, используя конкретные примеры, характеризуя так называемые горизонтальные и вертикальные земельные правоотношения.

При изучении системы земельного права нельзя ограничиваться перечислением традиционно выделяемых в учебной литературе институтов земельного права, необходимо провести сравнительный анализ правовых институтов таких отраслей права как Гражданское право, Административное право и соответствующих элементов Земельного права.

Рассматривая права на земельные участки, проведите сравнительный анализ положений гражданского и земельного законодательства. Учитывайте разработанное в цивилистике деление прав на вещные и обязательственные при изучении особенностей режимов прав на земельные участки.

Необходимо иметь в виду, что роль и значение гражданско-правовых сделок с земельными участками как правоустанавливающих юридических фактов особенно возрастает в связи с введением частной собственности на землю и дальнейшим развитием института вещных прав, расширением оборотоспособности земельных участков.

Осуществляя подготовку по теме «Государственное управление в сфере использования и охраны земель» используйте не только ст.ст. 67-71 ЗК РФ, но и положения специальных законодательных актов: ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФЗ «О землеустройстве», ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При изучении особенностей различных видов юридической ответственности за нарушение земельного законодательства обратите внимание на то, что нормы ст.ст. 74-76 ЗК РФ являются бланкетными и отсылают к нормативным правовым актам, в которых содержатся конкретные составы земельных правонарушений. При подготовке и в рамках занятия необходимо использовать Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушений РФ, общие положения о дисциплинарной ответственности Трудового кодекса РФ, положения Гражданского кодекса РФ о возмещении вреда.

Изучая правовой режим земель сельскохозяйственного назначения необходимо кроме главы XIV ЗК РФ использовать положения специальных законодательных актов: ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и др. В качестве особого объекта земельно-правовых отношений следует рассматривать земельные доли, возникшие в период реорганизации колхозов и совхозов и приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Современный правовой режим земельных долей определяется с учетом положений ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Изучая правовой режим земель населенных пунктов необходимо кроме главы XV ЗК РФ использовать положения специальных законодательных актов: Градостроительного кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». При характеристике правового режима земель населенных пунктов, следует иметь в ввиду: 1) территориальный признак, отграничивающий земли, указанной категории, от иных земель – границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; 2) функциональный – земли используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. Необходимо также обратить внимание на правила землепользования и застройки, учитывая, что градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития.

Изучая правовой режим земель промышленности и иного специального назначения необходимо кроме главы XVI ЗК РФ использовать положения специальных законодательных актов: ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Закона РФ «О безопасности» и др., а также подзаконных нормативных правовых актов, определяющих специальный режим использования и охраны соответствующих земель.

Изучая правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов, необходимо кроме главы XVII ЗК РФ использовать положения специальных законодательных актов: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др., а также подзаконных нормативных правовых актов, определяющих специальный режим использования и охраны соответствующих земель. Изучая правовой режим земель лесного фонда, необходимо использовать Лесной кодекс РФ, земель водного фонда – Водный кодекс РФ.

По материалам, доступным в сети Интернет, СПС «Консультант Плюс», «Гарант» осуществляйте подготовку докладов, рефератов, сообщений по любым вопросам (проблемам) правового регулирования земельных отношений. Осуществляя подготовку в рамках последней темы, особо акцентируйте внимание на примерах оптимальной регламентации использования и охраны земель в зарубежных странах.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.