КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководство и лидерство в малой группе их общие и отличительные особенности
Феномены групповой жизнедеятельности. Социальная фасилитация – неосознаваемое влияние на поведение простого присутствия других людей в сторону повышения активности и интенсивности действий. Условия проявления
Социальная ингибиция – затормаживающее влияние на качество интенсивности деятельности в присутствии других людей. Условия проявления
Групповое давление – неосознаваемое влияние на поступки оценки человека. Ценность его оценок разделяемая большинством группы.
1) внушаемость- внутреннее и внешнее согласие с мнением навязанным группой. 2) Конформность – внешнее согласие при внутреннем разногласии. 3) Нонконформность – склонность к отстаиванию суждений независимо от того придерживается ли их группа. 4) Негативисты – склонность к отстаиванию позиций, противоречащих мнению группы.
Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство – в большей степени социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственное решение в значимых для нее ситуациях. Иногда власть лидера основана на авторитете, который определяется как вид влияния на людей, выражающийся в способности человека направлять поступки и мысли других людей, не прибегая к принуждению. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
22. Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие Власть – возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Она характеризуется её пределом (степенью зависимости подчинённого от руководителя, его возможностей и используемых инструментов влияния) и объёмом (количеством объектов влияния). Существует несколько типов власти: - вознаграждающая; - принуждающая; - легитимная (законная); - референтная (основана на симпатии, эмоциональном предпочтении); - экспертная (основана на превосходстве в компетентности, специальных знаниях); - эталонная (власть примера, основана на уважении). Сохраняя личную власть, руководитель отстаивает своё направление в работе, защищает подчинённых, прилагает усилия для взаимодействия с клиентами или партнёрами. Власть позволяет ему реализовать свои цели, идеи и проекты. Власть руководителя связана не только с объёмом его полномочий, но и с его авторитетом. Авторитет руководителя – важный фактор надёжности управления, его признаками являются доверие, согласие и уважение со стороны подчинённых. Согласно Ю. П. Стёпкину, авторитет – влияние руководителя на подчинённых. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1. Формальный авторитет характеризует должностной автопортрет работника. Он обусловлен тем набором полномочий, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Обеспечивает 65 % личного влияния. 2. Моральный авторитет основывается на мировоззрении и нравственных качествах руководителя. 3. Функциональный авторитет зависит от компетентности руководителя и его деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности. В научных коллективах это ведущий вид авторитета. Моральный и функциональный авторитет составляют психологический автопортрет руководителя, который выступает как результирующая его жизненных проявлений, отражает его сущность и является важным условием эффективности его работы. Профессионально несостоятельный руководитель агрессивен, особенно в отношении низкостатусных подчинённых. Низкий нравственный уровень руководителя позволяет ему распространять сплетни, манипулировать подчинёнными и запугивать их, работать ради собственного блага, не думая о благе организации.
Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В. И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. совокупность управленческих знаний, умений, навыков), способности, совокупность личных и деловых качеств. Согласно М. Шоу, эффективность руководства обусловлена биографическими характеристиками, способностями и чертами личности. К биографическим характеристикам относят пол, возраст, социальный статус и образование. Между возрастом руководителя и эффективностью его деятельности не существует прямой зависимости. Половая принадлежность также не связана с успешностью руководства. Можно говорить лишь о «мужском» или «женском» подходе к руководящей деятельности. Так, женщины больше ориентированы на межличностные отношения, они превосходят мужчин в «мягкости» и демократичности руководства. Мужчины более склонны к доминированию, чаще проявляют инициативу, более активно участвуют в дискуссии. Путь к власти в некоторой мере облегчает социальный статус. Однако иногда высшие менеджеры начинали свой путь с очень низкой стартовой площадки (к примеру, Ли Якокка). Наиболее значимым фактором успешного руководства является К общим способностям руководителя (т.е. обеспечивающим успех в любой сфере деятельности) можно отнести, прежде всего, интеллект. Наиболее эффективны руководители не с чрезмерно высоким или чрезмерно низким интеллектом, а имеющие промежуточные оценки по данному показателю (согласно Е. Гизелли). Снижают влияние интеллекта руководителя на эффективность его деятельности такие факторы, как мотивация, опыт руководства, отношения с начальством и отношения с группой. Среди специальных способностей (обеспечивающих успешность именно в специфической сфере деятельности, в нашем случае – успешность руководства) можно выделить предпринимательские способности (умение создавать оптимальные комбинации имеющихся ресурсов, склонность к новшествам и разумному риску) и способность к управленческой деятельности. Управлять людьми может далеко не каждый человек даже при наличии специальных знаний в этой области. Способность к управлению (организаторские способности) встречается в 10 раз реже, чем, например, музыкальные и художественные способности. Личностные черты, способствующие успешному руководству, связаны со следующими особенностями деятельности руководителя: · большое количество действий, в основном, кратковременных; · частые вмешательства извне; · широкая сеть контактов, выходящая далеко за пределы рабочей группы; · преобладание речевого (устного) общения с окружающими. В связи с этим очевидно, что успешному руководителю необходимы следующие черты личности. Доминантность – честолюбие, умение влиять на подчинённых. Под воздействием традиционных методов руководства большинство подчинённых используют в деятельности лишь 60 – 65 % своих возможностей, и только дополнительное влияние признанного лидера способствует полной отдаче в деятельности. Уверенность в себе позволяет руководителю чувствовать себя сильнее благодаря мобилизации физических и духовных сил; чаще добиваться достижения поставленных целей; снижать психологическую напряжённость и повышать стрессоустойчивость; улучшать отношения с другими людьми; вырабатывать оптимальные управленческие решения за счёт улучшения взаимодействия в коллективе и создания духа единой команды. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость формируется как следствие развития самоконтроля и обогащения опыта преодоления экстремальных ситуаций. Креативность как способность к творческому решению задач, к внесению новшеств и видению элементов творчества в деятельности подчинённых важна в инновационной деятельности. Стремление к достижению, предприимчивость способствует принятию на себя ответственности, разумному и предсказуемому риску, обеспечивает учёт обратной связи, информирующей о том, насколько успешно человек справляется с заданием. Ответственность и надёжность. Независимость предполагает наличие собственной точки зрения на проблему, проявление индивидуальности в сфере личных и деловых отношений. Однако независимость руководителя не должна выступать как волюнтаризм, самодурство. Общительность. 75 % времени менеджер затрачивает на общение. По мнению Ли Якокки, способным менеджерам не удаётся карьера, если они плохо взаимодействуют с подчинёнными. Перечисленные выше черты личности руководителя представляют собой сплав природных особенностей и воспитания. У руководителя должно быть стремление развиваться, иначе происходит разрушение уже сформированных психологических характеристик. Многое в становлении эффективного руководителя зависит от «самоменеджмента», т.е. его желания и умения развиваться. Кроме перечисленных выше черт, каждый менеджер обладает индивидуальными качествами. 23. Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии Следует отличать индивидуальную управленческую концепцию (ИУК) от индивидуального стиля деятельности. Напомним, что индивидуальный стиль деятельности – обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему её осуществлению. Индивидуальный стиль деятельности взаимосвязан с темпераментом и характерен для любой профессии. Индивидуальная управленческая концепция – система знаний, опосредованная индивидуальным опытом, потребностями и волевыми устремлениями личности, реально используемыми в качестве руководства к действию. Индивидуальный стиль деятельности – это направленность и способ деятельности, индивидуальная управленческая концепция – это образ деятельности, она непосредственно связана с эффективностью деятельности руководителя. В структуре ИУК выделяют: 1) стратегические замыслы, обеспечивающие достижение цели; 2) планово-экономические показатели; 3) проблемы, возникающие при выполнении планово-экономических показателей; 4) причины возникновения проблем; 5) управленческие средства устранения проблем; 6) функциональные единицы, реализующие эти средства; 7) информацию о состоянии деятельности. Индивидуальная управленческая концепция проявляется через стили и стратегии управления. Можно выделить две основные стратегии управленческой деятельности. Управление по отклонению. Когда в системе сбой, руководитель бросает все силы, чтобы его устранить. Руководитель негативно оценивает любые отклонения и ориентирован на жёсткое воплощение решения в жизнь. Он склонен сотрудничать с уступчивыми подчинёнными, по отношению к которым применяет элементы принуждения, повышенный контроль, негативные санкции. Рефлексивное управление ориентировано на решение проблемы. Руководитель стремится к результатам, которые качественно превышают уровень принятого решения. Его действия носят не прямой, а косвенный характер. Для такого руководителя более предпочтительны инициативные, независимые подчинённые. Эффективность руководства тесно связана с эффективностью деятельности организации. Подлинным критерием её оценки служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда руководителей и исполнителей. Критерии эффективности руководства подразделяют на психологические и непсихологические. К психологическим критериям относят: - удовлетворённость членов коллектива различными аспектами членства в нём (например, отношениями, условиями труда); - мотивация членов коллектива (желание трудиться, стремление сохранить членство в коллективе); - авторитет руководителя коллектива; - самооценка коллектива (некий общий итог успешности его функционирования). Непсихологические критерии эффективности руководства включают: - действенность, т.е. получение нужных «вещей» (производимой продукции) вовремя (своевременность), с нужными свойствами, в достаточном количестве; - экономичность выражается формулой: ресурсы, которые следовало бы потребить/ ресурсы, фактически потреблённые; - качество – соответствие «спецификациям», т.е. различным качественным признакам; - производительность = количество, удовлетворяющее требованиям качества / фактически потреблённые ресурсы. - нововведения; - прибыльность =доходы / издержки. Руководитель считается эффективным, если он имеет высокие показатели по психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |