Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная глобализация и проблемы для России. Экономический смысл присоединения к ВТО




Одной из современных тенденций развития мировой экономики является формирование «новой экономики» или «экономики знаний». Ее основой являются инновационные преобразования как императив экономического развития стран, способствующие повышению их конкурентоспособности и имиджа на мировой арене. Как говорил Й.А. Шумпетер, инновации — это один из основных инструментов конкурентной борьбы в рыночной экономике. Вот почему закономерен особый интерес к повышению инновационной составляющей российской экономики.

В 2007 г. Правительством РФ была инициирована программа по технологической модернизации экономики, включающая в себя ряд мероприятий и шагов. К сожалению, на сегодняшний день позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции крайне невысоки. Так, доля РФ на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции составляет всего 0,3% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению (при этом доля США — 36%, Японии — 30%). По данным 2011 г., РФ занимает 62-е место по уровню технологического развития (между Коста-Рикой и Пакистаном). Доля расходов РФ в 2011 г. на НИОКР в ВВП составляет только 1,1%, при этом данный показатель в последние три года, продолжая снижаться.

В целом, развитие инноваций в России в настоящее время пока находится на зачаточной стадии. Программы технологической модернизации страны строятся в основном в духе декларативности и рекомендаций. При этом Россия обладает уникальным научно-техническим потенциалом для завоевания лидирующих позиций на мировом рынке инноваций. Однако ряд серьезных препятствий на сегодняшний день тормозит успешное формирование и развитие национальной инновационной системы. Среди них можно выделить отсутствие в РФ четко сформулированной комплексной концепции по модернизации экономики и формированию инновационной системы, отсутствие в стране института экспертов в сфере создания инновационных систем, отсутствие механизмов стимулирования предприятий в процессах производственной кооперации и т. д. То, что мы наблюдаем в последнее время, — это точечное создание отдельных элементов инновационной инфраструктуры: технологических центров, технопарков, различных фондов, в том числе венчурных, финансирование которых ограничивается или даже сворачивается. Характерно, что в России практически все инновационные преобразования осуществляются сверху, через принуждение государственных корпораций к активизации инновационной деятельности.

22 августа 2012 г. Россия официально стала полноправным членом ВТО. Хотя времени со дня вступления прошло немного, дискуссия относительно последствий присоединения РФ к ВТО велась уже продолжительное время. В связи с усилением внимания к построению инновационной экономики в РФ рассмотрим последствия членства страны в ВТО в аспекте технологической модернизации страны.

Говоря о воздействии ВТО на высокотехнологичный сектор, прежде всего, следует отметить, что ВТО не имеет специального секторального соглашения, регулирующего данную сферу. На сектор высоких технологий распространяются статьи базовых соглашений ВТО — ГАТТ, ГАТС, ТРИМС и ТРИПС. Отдельно также можно выделить Соглашение по информационным технологиям (Information Technology Agreement (ITA)), принятое на Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре в 1996 г., которое положило начало либерализации торговли в сфере информационных технологий. Хотя данное соглашение не носит обязательный характер, РФ в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательства по его подписанию. Соглашение подразумевает обнуление ставок импортных пошлин по 300 товарным позициям (компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, научные приборы и т.п.).

В процессе подготовки к присоединению к ВТО Россия в рамках выполнения системных требований осуществила ряд мероприятий по приведению национального законодательства по защите интеллектуальной собственности в соответствие с правилами ВТО. Одна из последних инициатив — учреждение в декабре 2011 г. специального арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой прав на интеллектуальную собственность. Планируется, что суд начнет работать не позднее 1 февраля 2013 г..

Выделим в целом основные последствия членства РФ в ВТО для сектора высоких технологий и технологической модернизации экономики страны.

Во-первых, членство России в ВТО приведет к снижению тарифных и нетарифных барьеров доступа на российский рынок для зарубежных производителей высокотехнологичного оборудования, комплектующих изделий, товаров. Характерно, что пошлины на ввозимую продукцию данной отрасли будут снижены максимально (вплоть до нулевых таможенных ставок по ряду высокотехнологичных товаров в перспективе). Таким образом, теоретически высокотехнологичный сектор должен пострадать значительно больше остальных отраслей. Однако последствия введения данной меры не столь однозначны.

С одной стороны, большинство отечественных промышленных предприятий остро нуждаются в обновлении своих основных фондов, которые морально и физически устарели. Так, показатель износа основных фондов российских предприятий, по данным Госкомстата, на конец 2010 г. составил 47,1%.

Помимо информационных технологий (согласно Соглашению по информационным технологиям), Россия обязана будет снизить таможенные ставки на различные виды оборудования. В частности, средневзвешенная ставка импортной таможенной пошлины на электрооборудование сократится с 8,4 до 6,2%. Если в качестве примера взять поставки высокотехнологичных инструментов из США, то после полной реализации Россией своих обязательств в рамках ВТО, средний уровень тарифной защиты снизится с 20 до 4,3%.

Снижение барьеров доступа в отношении высокотехнологичных товаров на российский рынок и, следовательно, сокращение издержек позволит создать благоприятные условия для обеспечения научных центров, предприятий, технопарков современным научным оборудованием, даст возможность компаниям переоснастить свою технологическую базу, что будет неплохим подспорьем по технологической модернизации страны.

Кроме того, существует еще ряд причин, которые нивелируют отрицательное влияние от снижения таможенных пошлин. Во-первых, российские производители зачастую производят лицензионные копии иностранных моделей. Во-вторых, отечественные предприятия high tech производят продукцию со средней добавленной стоимостью, выпуск которой выгоднее осуществлять внутри страны. В-третьих, значительная часть российских высоких технологий связана с госсектором и государственными закупками, на которые соглашения ВТО не распространяются. И, наконец, в-четвертых, российские информационные технологии смогут выиграть от членства в ВТО в результате усиления уровня защиты интеллектуальной собственности в стране.

С другой стороны, резкое сокращение тарифных и нетарифных барьеров ставит под удар отечественных производителей аналогичной продукции, создает угрозу для экономической (национальной) безопасности страны. В этих условиях крайне важна поддержка и защита государством критических отраслей российской экономики от усиленного давления импорта. Кроме того, правила ВТО предусматривают возможность защиты отечественных производителей в случае недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных торговых партнеров и угрозы для развития отечественных отраслей. В частности, возможно введение специальных антидемпинговых, защитных, компенсационных мер, урегулирование торговых споров через судебные инстанции ВТО.

Во-вторых, членство России в ВТО открывает доступ отечественным производителям высокотехнологичных товаров и оборудования на зарубежные рынки на недискриминационных условиях. Насколько это осуществимо, зависит от способности и готовности российских предприятий на равных конкурировать с зарубежными игроками на глобальном уровне. Можно предположить, что усиление инновационной составляющей российской экономики и поддержка государства (посредством деятельности «Роснано», Российской венчурной компании и других структур, призванных активизировать инновационную деятельность) будут содействовать все более широкому вовлечению российских компаний во внешнеэкономическую сферу.

В-третьих, в результате вступления России в ВТО создаются дополнительные условия для расширения сотрудничества и кооперации между российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями. Отдельные примеры имелись и до вступления России в ряды ВТО. Например, совместный итало-российский проект по созданию пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (реализуемый ОАО «Компания Сухой» и компанией Alenia Aeronautica). Соответствие российского законодательства международным нормам и стандартам создает благоприятные условия для интеграции России в производственные цепочки международных корпораций. Даже, если на начальном этапе на российских предприятиях будет осуществляться конечная сборка, данный шаг, безусловно, важен с точки зрения долгосрочных перспектив и может послужить толчком к повышению степени инновационности отечественных предприятий.

В-четвертых, членство в ВТО приведет, на наш взгляд, к росту прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию, в том числе в научную сферу и НИОКР. Это можно объяснить улучшением институционального климата, встраиванием экономики страны в международные торговые цепочки, что ведет к росту информации о стране у потенциальных инвесторов. Выигрыш будет гораздо значительнее, если вступление в ВТО будет сопровождаться дополнительными мерами по улучшению инвестиционного климата и устранением препятствий для зарубежных инвесторов. Однако, как мы знаем, влияние ПИИ на экономическое благосостояние страны противоречиво. С одной стороны, иностранный капитал увеличивает инвестиционные возможности страны, влечет за собой приход новых технологий и деловых стандартов, способствуя, в конечном итоге, экономическому развитию страны посредством развития конкуренции на внутреннем рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование процессов кризиса и развития социалистической командной экономики, формирования рыночной экономики и роли государства в этом процессе, позволяет сделать следующие выводы и обобщения:

1. В теоретических исследованиях поставленной проблемы следует различать трансформацию командно — административной системы и формирование рыночной экономики. В отечественной науке эта проблема еще полностью не разработана, что объясняется сложностью самой проблемы, а также наличием различных, зачастую противоположных, подходов. Рассмотрение поставленных проблем требует ответа на вопросы о причинах трансформации системы; о целях и средствах преобразований; об условиях формирования рыночной экономики.

2. Социалистическая плановая система хозяйства, сложившаяся в СССР и доставшаяся по наследству России, представляла собой единую государственную монополию, основанную на государственной собственности на средства производства, на полном контроле государства деятельности предприятий, на народнохозяйственном планировании, на отсутствии общенационального рынка и конкуренции. В работе отмечены положительные черты социалистической системы: возможность создания научно-технического и трудового потенциалов, обеспечения полной занятости населения, роста производительности труда и совокупного продукта, что позволяло стране находиться в первой десятке развитых государств мира, социальная стабильность, бесплатное образование, здравоохранение, льготы, представляемые общественными фондами потребления населению.

К преимуществам централизованного планирования следует отнести возможность быстрого освоения огромных природных богатств Северных территорий и других отдаленных регионов, что позволяло обеспечивать потребность в сырье, топливе и относительную независимость их от импорта. Все это дает стране занимать конкурентные позиции в мире в начале XXI века, в условиях кризиса экономики и бедственного положения трудящегося населения.

Неэффективность социалистической экономики, ее отставание от развитых государств мира проявлялась постепенно и не была заметна на фоне роста новых отраслей промышленности, связанных с научно-техническим прогрессом (химия, атомная энергетика, авиакосмическая промышленность и др.) при постепенном отставании отраслей потребительского сектора, связанных с развитием отраслей второго подразделения общественного производства.

3. Первые попытки реформирования советской системы относятся к середине 1980-х годов, когда был выдвинут тезис о формировании "зрелого социализма", "развитого социализма", а затем "рыночного социализма"; как ответ на теорию "экономики дефицита".

Разработанные программы обновления социализма были предложены правительственной группой Н.Рыжкова - Л.Абалкина, С.Шаталина Г.Явлинского ("500 дней"), являли собой эволюционный и радикальный пути реформирования социализма и становления рыночных отношений, но они не были востребованы.

4. К началу 1990-х гг. в мире имелись альтернативные варианты постсоциалистических преобразований - опыт Китая и стран ЦВЕ.

Китай доказал возможность сосуществования рыночного и нерыночного секторов экономики с постепенным вытеснением второго. Его опыт подтверждает определяющую роль государства в проведении успешных рыночных реформ, сохраняя социализм. «Он свидетельствует об исключительном значении политических лидеров в успешном ходе реформ».

Китайские реформаторы не следовали указаниям МВФ: рост доходов населения, увеличение денежной массы, расширение платежеспособного спроса -все это использовалось в Китае для развития производства и инвестиционной деятельности. Китайское руководство создало свою теорию «социализма с китайской спецификой», включив в нее такие принципы, как совместимость социализма с рыночными отношениями и допустимость в известных пределах имущественного неравенства.

Таким образом, Китай преподносит пример наиболее результативных рыночных реформ, в стране обладающей централизованной плановой экономикой.

Второй вариант - «восточно-европейский» также требует ряда условий для своей реализации. Во-первых, нужна высокая готовность населения к рыночной системе, то есть, как стремление жить в условиях рынка, так и реалистичные представления о том, как устроена и как работает рыночная экономика, что такое частная собственность, что она «неприкосновенна», а также такие качества, как законопослушность и дух предприимчивости. Во-вторых - высокий уровень компетентности в проблемах регулирования экономики в рыночных условиях со стороны государственных чиновников, достаточно глубокие представления о том, как устроены экономические институты, ее регулирующие, какова роль государства и его политики в этих условиях. Необходимо наличие достаточного числа честных государственных чиновников, настроенных на внедрение рыночной системы с частной собственностью, готовых соблюдать границу между деятельностью государственного служащего и предпринимателя, готовых четко выполнять инструкции по демонтажу централизованной системы и созданию новой рыночной экономики, и не ориентированных на «прихватизацию» и номенклатурное предпринимательство. В — третьих, социально, этнически, культурно-идеологически и экономически относительно однородное и интегрированное общество. Для успеха шоковой терапии не должно быть очень глубоких различий, разрывов в положении, целях и интересах различных групп (национальных, территориальных, отраслевых, профессиональных).

5. В 1992 году начался период радикального реформирования экономики России методом "шоковой терапии", построенном на монетаристской концепции, что привело к либерализации цен, перестройке финансовой системы, открытости экономики и отстранению государства от регулирования экономики и к запущенности в решении социальных проблем; либерализация и приватизация -два мероприятия, которые были доведены до результата: создание частного сектора; предприятий, принадлежащих к различным формам собственности; к возникновении группы лиц, получивших возможность распоряжаться огромной массой национального богатства, своим капиталом, включая возможность его вывоза за рубеж.

Результатом первого этапа проведения радикальных преобразований стал глубокий кризис экономики, развал социальной сферы, а также разрушение наукоемкого сектора* экономики, что поставило на грань банкротства многие ранее эффективно работающие предприятия.

6. «Эффективный собственник», который был бы заинтересован в развитии производства, в подъеме экономики России до сего времени еще не появился (за некоторым исключением). Вместе с тем, три этапа приватизации привели к разрушению наукоемкого сектора производства и поставили на грань банкротства многие ранее эффективно работающие предприятия: В результате этих процессов >явилась небольшая группа олигархов, сосредоточивших в своих руках огромную часть национального богатства ("новые русские") и лишенная средств производства большая часть населения страны. В целом, к началу XXI века, в стране вместо цивилизованной рыночной экономики сложилась виртуальная экономика: об этом свидетельствуют такие факторы, как наличие неплатежей, задолженность по заработной плате, присутствие неденежной экономики. Фактическими результатами либеральных реформ экономики стали: потеря позитивных ориентиров национальной промышленной политики, фактическое отсутствие такой политики; обескровливание экономики вследствие оттока финансовых ресурсов за границу, блокирующего нормальный инвестиционный процесс внутри страны; критическое уменьшение государственных финансовых ресурсов, что чрезвычайно ограничивает возможности реализации перспективной промышленной политики, создает основу для постоянного дефицита бюджета и роста государственного долга.

Иными словами, кризис либеральной политики реформ и вызванный ею общий кризис экономики России при их продолжении обрекают национальную социально экономическую политику на неэффективность практически во всех ее разновидностях.

7. Исследование проблемы определения перспектив развития российской экономики показало, что в России в начале XXI века сложилась еще недостаточно развитая рыночная экономика и олигархический капитализм. Дальнейшее развитие государства во многом зависит от триады политики государства: экономической, финансовой и социальной.

8. Цели экономической политики должны быть упорядочены и ранжированы по степени важности. Общие основы экономической политики государства зависят от тех функций, которые оно берёт на себя, от тех методов, которые для этого применяются

9. Современная действительность показывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость характера и эффективности финансовой и экономической политики. Эта взаимозависимость реализуется, с помощью финансовых, бюджетных, налоговых, кредитных, денежных инструментов, системой законодательства, программированием и прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов, кредитно-денежными учреждениями, прежде всего Центральным банком.

10. Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой и обеспечить экономический рост. Это положение подтверждается исследованием экспертов международных организаций путем сопоставления значений и динамики показателей по большим выборкам стран, отраслей и отдельных предприятий, из чего следует, что показатели развития финансовой системы не просто коррелируют с долгосрочными темпами экономического роста, но что связь между ними носит устойчивый причинно-следственный характер.

11. При переходе к устойчивому экономическому росту необходимо ориентироваться на цели высшего порядка и цели нижних порядков.

В качестве цели высшего рассматривается обеспечение устойчивого развития, в т. ч. в долгосрочной перспективе. Оно предусматривает достижение долгосрочного экономического роста, не подрывающего природно-ресурсную базу развития будущих поколений и позволяющее решить ключевые социальные проблемы (прежде всего бедности, нехватки питьевой воды и продовольствия, медицинской помощи).

В среднесрочных целях экономической политики государства главным направлением является обеспечение полной занятости и покупательной способности населения. Обеспечение занятости означает и общий рост, и высокие требования к уровню образования и профессиональной квалификации, и более справедливое распределение доходов, учитывая, что для основной части населения основным источником социального благополучия являются трудовые доходы, которые в целом распределяются более равномерно, нежели доходы от капитала.

12. Финансовая политика в России определяется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с разнообразными формами собственности, экономической самостоятельности предприятий, самоуправления и самофинансирования регионов и республик, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем и были направлена на формирование финансового механизма рыночной экономики.

13. Существенным новшеством в бюджетной политике и бюджетном законодательстве с 2004 г. является создание в системе функционирования федерального бюджета особого Стабилизационного фонда как фактора обеспечения устойчивости федерального бюджета к воздействию неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Некоторые трактуют его более расширительно - как фонд будущих поколений, что позволяет вообще снять ограничения на размеры аккумуляции и отвлечения государственных финансовых ресурсов в этом «резервуаре». С созданием стабилизационного фонда легализуется склонность правительства к существенному занижению уровня инфляции, размеров ВВП и доходов бюджетной системы, что позволило ограничивать бюджетные расходы и формировать не предусмотренные

Бюджетным кодексом РФ дополнительные доходы, появляющиеся вне зависимости от усилий правительства по преодолению кризиса экономики.

15. В настоящее время цели экономической политики, которые были проанализированы и проводимая финансовая политика не стыкуются, а главное не нацелены на развитие реального сектора экономики. В последние два года ситуация начинает меняться, что видно по мероприятиям Правительства, нацеленные на развития социальной сферы.

16. Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

В России до 2000 г. практически отсутствовала четко сформулированная экономическая политика и ее социальная составляющая. В самом начале преобразований реформаторы предполагали, что социальной сфере следует переждать период экономических трудностей, «согласившись» с экономией на социальных расходах, благодаря чему экономические реформы можно будет провести быстрее и успешнее. Тогда еще не сформировалась убежденность о необходимости параллельного поиска новых механизмов и критериев социальной политики; не осознавалось, что дело не в неизбежности временного снижения активности социально политики, а в отсутствии взаимодействия политики экономической, финансовая и социальной.

17. В России социальная политика сводилась, как правило, к реагированию на возникающие в обществе социальные конфликты и напряженности. Одновременно происходил уход государства из социальной сферы, разрушение сложившейся системы социальных гарантий. В результате население утратило поддержку со стороны ранее действовавших государственных институтов. Трансформационный спад значительно снизил возможности не только для увеличения, но даже и для сохранения существующей системы социальных гарантий.

18. Население России различается не только по уровню материальной обеспеченности, но и по разной системе ценностей и приоритетов, разным предпочтениям и потребительскому спросу, оно приходит на разные «потребительские рынки», отличающиеся не только набором товаров и услуг, но ценами и валютой платежа. Для него характерны специфические мотивации, нормы и стереотипы общественного поведения. Как правило, применяется деление населения по прожиточному минимуму.

Предложенная Законом 2006 г. потребительская корзина, в стоимостном выражении в расчете на душу населения больше, чем ранее действовавшая, в расчете на душу населения на 6,2%, в том числе для трудоспособного населения - на 4,8%, пенсионеров - на 12,58%, детей - на 5,84%. Однако предлагаемый объём потребительской корзины все еще ориентируется на обеспечение физиологического выживания человека и по своей стоимостной оценке на 3040% ниже уровня 1990 г.

Услуги здравоохранения, образования» и социального обслуживания в состав потребительской корзины не включаются. Имеется в виду, что их минимальные объемы предоставляются населению бесплатно учреждениями, финансируемыми из бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.

19. На положение в социальной сфере России серьезно повлияла разработка Правительством четырех национальных проектов - "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса" - по существу, анонсирующих приоритеты развития страны в 2006-2008 гг., явились своего рода актом признания государством актуальности мер по улучшению социального положения граждан. С 2007 г.запущен еще один проект, получивший название «материнский капитал».

20. В настоящее время, в социальной сфере России сохраняется ряд острых проблем: различия в уровнях заработной платы, качестве медицинских и образовательных услуг; значительный износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при крайне недостаточных инвестициях в их обновление (около 2% - в образование и примерно 3% - в здравоохранение); недостаточность 30-40%-ного увеличения за три года оплаты труда работников бюджетной сферы (за этот период МРОТ следовало бы довести до 30-40% средней зарплаты по стране).

21. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что до сих пор социально-экономическая политика в значительной степени осуществлялась под влиянием внешних факторов, международных финансовых групп, включая Международный валютный фонд и Всемирный банк. Именно им присущ подход, основанный на понятиях вчерашнего дня, переосмысленных обществом и составляющих важный, но все-таки архив социально-экономического мышления. Национальные проекты Правительства - это только часть проблем, стоящих перед государством и требующих решения. В действительности предложенная социально-экономическая политика государства это только первый шаг к решению крупных проблем.

22. Государство, которое характеризуется развитым гражданским обществом, обеспечивающее оптимальное сочетание интересов человека и общества на основе рационального баланса свободы и дисциплины личности, социальной ответственности государства и эффективного государственного управления, является социальным.

23. Разработка концепции социального государства - исключительно нужный, своевременный, а может быть, даже в чем-то и запоздавший процесс. Следующий этап - выработка конкретных технологий построения социального государства и методов реализации социальной политики.

Избранный Россией тип рыночного хозяйства не может быть сведен лишь к формальному прибавлению к нему прилагательного «социальное». Важнейшими принципами социального рыночного хозяйства являются: экономическая свобода, социальная справедливость и социальная ответственность. Это общество в России - есть перспектива развития.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: формирование социальной рыночной экономики - длительный путь эволюционного развития. Сложившаяся в России в настоящее время экономическая система соединяет в себе элементы уходящей в прошлое социалистической системы и возникающей вновь неразвитой капиталистической экономики. Формирование социально-ориентированной экономики российского образца - третий путь развития России, который будет сочетать в себе элементы цивилизованного рынка, качественные преобразования в техническом базисе производства и в производственные отношениях. Одновременно будут происходить радикальные преобразования в социальной сфере и на первое место выходить человеческие ценности - развитие личности, высокий уровень благосостояния, новая социальная общность во всем территориальном пространстве. Без этого Россия не сможет выйти на достойное ее место в мировой экономике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.