Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация возрастного развития




Возрастная психология

Есть различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен. Согласно теории непрерывного развития — развитие идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь. Поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно теории дискретного развития — развитие идет неравномерно, то, ускоряясь, то, замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.

Содержание и название периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

Периодизации детского развития по внешнему признаку построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей

В периодизации А. В. Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерны своя деятельность и особый стиль общения.

В группе периодизаций детского развития по внутреннему критерию используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П. П. Блонского, развитие детской сексуальности у 3. Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Эрика Эриксона, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Для Л. С. Выготского развитие — это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований. К концу определенного возрастного периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л. С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кроме стабильных существуют кризисные периоды развития. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно.

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид:

— кризис новорожденности

— младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года

— раннее детство (1 — 3 года) — кризис 3 лет

— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — кризис 7 лет

— школьный возраст (8 — 12 лет) — кризис 13 лет

— пубертатный возраст (14 — 17 лет) — кризис 17 лет

Д. Б. Эльконин развил представления Л. С. Выготского о детском развитии. Эльконин рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.

Периодизация Д. Б. Эльконина наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития.

Процесс детского развития можно разделить на семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

3. Младший, средний дошкольный возраст: от 3 до 4 — 5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4 — 5 до 6 — 7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6 — 7 до 10 — 11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10 — 11 до 13 — 14 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 13 — 14 до 16 — 17 лет.

С рождения в человеческом организме начинают происходить сложные физиологические, психические и эмоциональные изменения. Эти изменения происходят непрерывно в течение всей жизни человека. На основании многих исследований и наблюдений психологи разделили человеческую жизнь на возрастные этапы и выделили основные изменения, которых можно ожидать на каждом этих этапов. При рассмотрении изменений и адаптационных процессов, характерных для каждого из этапов, не следует забывать о том, что переход от одного этапа к другому происходит не мгновенно, а постепенно. Возрастные пределы каждого этапа являются усредненными. Индивидуальные различия варьируют весьма значительно.

ВозрастВозрастной этап

От рождения до 3-х лет Младенческий возраст

3-6 лет Раннее детство

6-12 лет Детство

12-18 лет Юношеский возраст

18-40 лет Молодость

40-65 ле Зрелый возраст

Более 65 лет Пожилой возраст

 

В России, как и в других странах, принято делить жизнь согласно классификации Э. Эриксона на более короткие этапы:

от рождения до 1 мес. — новорожденность;

от 1 мес. до 1 года — младенчество;

1-3 года — раннее детство;

3-5 лет — преддошкольный возраст;

5-7 лет — дошкольный возраст;

6(7)-11(12) лет — младший школьный возраст;

11(12)-16(17) лет — подростковый возраст;

16(17)-19(20) лет - юношеский возраст; 1

9(20)-23(24) года — ранняя взрослость;

23(24)-30(31) года — средняя взрослость;

30(31)-40(42) года — взрослость; 4

0(42)-50(56) лет зрелость;

50(56)-68(72) года — пожилой возраст;

с 72 лет — старость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.