Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа № 33




Задачи на сообразительность

Вычисления в таблицах типа «объект-объект»

Трое студентов летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что первокурсник вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг капусты и 18 кг лука. Второкурсник вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Третьекурсник вырастил 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука. Вопросы: Сколько всего овощей вырастил каждый из студентов? Какое общее количество овощей одного вида вырастили все три студента вместе? И, наконец, сколько всего овощей было собрано?

Решение.

Первый этап решения задачи: занести всю исходную информацию в таблицу

Студенты Капуста Морковь Огурцы Лук Всего
Первокурсник          
Второкурсник          
Третьекурсник          
Всего          

Занесите в ячейки данные и подсчитайте в последнем столбце и в последней строке.

Итоговая сумма последнего столбца должна совпасть с числом последней строки. А произойдет это, если все вычисления были выполнены правильно. Следовательно, для контроля правильности вычислений достаточно посчитать число, стоящее в правом нижнем углу таблицы, дважды – как сумму итоговой графы и как сумму итоговой строки.

Такое контрольное вычисление иногда называют «проверка уголком».

Задание 1. Воздушный шар

Есть возможность отправиться в путешествие на воздушном шаре. Каждый аэронавт должен взять с собой вещи и продукты питания. Сформируйте из своих друзей экипаж шара (5 человек). Про каждого аэронавта нужно знать его вес (для каждого – свой), вес взятых им вещей и продуктов (пусть все веса будут разные). Составьте таблицу, по которой можно посчитать вес каждого аэронавта вместе с его вещами и продуктами, вес всех аэронавтов, всех вещей и всех продуктов, а также суммарный вес, который должен поднять шар. Проверьте последнюю величину, вычислив ее «уголком».


Задание 2. Оборудование школы

По следующему тексту построить вычислительную таблицу. С ее помощью определить, сколько всего единиц оборудования каждого вида должна закупить школа.

Для кабинета информатики нужно 11 компьютеров. Для кабинета начальных классов нужно 40 одноместных парт. Для кабинета математики нужна 1 доска. Для кабинета биологии нужен 21 стол. Для кабинета физики нужно 2 доски. Для кабинета информатики нужно 30 столов. Для кабинета биологии нужен 1 компьютер. Для кабинета информатики нужна 1 урна. Для кабинета начальных классов нужен 1 аквариум. Для кабинета биологии нужен 1 экран. Для кабинета физики нужна 1 урна. Для кабинета математики нужен 21 стол. Для кабинета начальных классов нужна 1 урна. Для кабинета биологии нужен 1 кодоскоп. Для кабинета начальных классов нужен 1 стул. Для кабинета физики нужно 23 стола. Для кабинета биологии нужно 3 шкафа. Для кабинета начальных классов нужно 4 шкафа. Для кабинета математики нужен 21 стул. Для кабинета физики нужен 21 стул. Для кабинета начальных классов нужен 1 кодоскоп. Для кабинета биологии нужен 21 стул. Для кабинета физики нужно 3 шкафа. Для кабинета информатики нужно 2 шкафа. Для кабинета физики нужно 2 компьютера. Для кабинета математики нужен 1 шкаф. Для кабинета биологии нужна 1 урна. Для кабинета начальных классов нужен 1 экран. Для кабинета информатики нужна 1 доска. Для кабинета физики нужен 1 экран. Для кабинета физики нужен 1 кодоскоп. Для кабинета биологии нужно 3 аквариума. Для кабинета начальных классов нужно 2 доски. Для кабинета математики нужна 1 урна. Для кабинета информатики нужно 30 стульев. Для кабинета начальных классов нужен 1 стол. Для кабинета биологии нужна 1 доска.

Вычисления в таблицах типа «объекты-свойства-объекты»

Составим таблицу «Поход за покупками» с информацией о покупке в течение не одного дня, а трех (понедельника, вторника и среды). Какой вид получит такая таблица?

Решение. Во-первых, определим тип таблицы. Здесь можно выделить объекты двух классов: товары и дни недели. Существуют свойства, которые относятся к паре объектов «товар-день недели» (например, количество товара, купленное в этот день), а есть свойство, которое относится только к товару, но не относится к дню недели – цена товара. Значит в данном случае мы имеем дело с таблицей типа ОСО – «объекты-свойства-объекты». Проведенные рассуждения позволяют построить таблицу следующего вида:

 

Товар Цена руб. Понедельник Вторник Среда Всего
Кол-во Ст-ть, руб. Кол-во Ст-ть, руб. Кол-во Ст-ть, руб. Кол-во Ст-ть, руб.
Хлеб                  
Масло                  
Сыр                  
Яблоки                  
Кефир                  
Творог                  
Всего                  

 

Добавив итоговую графу и итоговую строку, мы узнаем, сколько всего единиц товара каждого вида было куплено за три дня, сколько стоил этот товар, сколько денег было затрачено каждый день и за все время.

По предлагаемым текстам построить вычислительные таблицы, с помощью которых можно будет ответить на заданные вопросы.

Задание 1. Торты.

Студентка 1 курса решила испечь на свой день рождения 3 торта: яблочный, ореховый и шоколадный. Для приготовления одного яблочного торта требуется 200 г сливочного масла, 200 г муки, 2 яйца, 300 г сахара и 8 яблок. Для приготовления одного орехового торта надо 200 г орехов, 400 г муки, 300 г сахара, 300 г масла и 3 яйца. На один шоколадный торт тратится 3 шоколадки, 2 яйца, 300 г муки, 200 г масла и 100 г сахара. Масло в Цветочном городе стоит 100 монет за кг, сахар – 20 монет за кг, яйца – 20 монет за десяток, мука – 30 монет за кг, орехи – 100 монет за кг, яблоки – 2 монеты за штуку, шоколадки – 10 монет за штуку.

Сколько будет стоить каждый торт? Сколько продуктов каждого вида Студентка должна купить и сколько это будет стоить? Сколько всего денег она должна взять с собой в магазин, отправляясь за продуктами?

Задание 2. Продажа газет

Во время каникул студент решил поработать продавцом газет и проработал целую неделю. За каждый проданный экземпляр газеты «Известия лесов» он получал 10 рублей. За каждый экземпляр «Технической газеты» - 7 рублей. За каждый экземпляр «Новостей с Интернета» - 15 рублей.

В понедельник он продал 8 экземпляров Известий, 7 экземпляров Технической газеты и 5 экземпляров Новостей. Во вторник было продано 13 экземпляров Известий, 4 экземпляра Технической газеты и 8 экземпляров Новостей. В среду – 10 Известий, 10 Технических и 15 Новостей. В пятницу – 10 штук Известий, 5 штук Технических и 8 штук Новостей. В субботу – 9 Известий, 13 Технических газет и 8 Новостей. В воскресенье – 5 экземпляров Известий, 6 экземпляров Технической газеты и 9 экземпляров Новостей.

Сколько экземпляров каждой газеты Студент продавал за каждый день недели и сколько – за всю неделю; сколько денег он зарабатывал за каждый день недели и сколько – за всю неделю; сколько денег он получал за продажу каждой газеты за всю неделю?

Задание 3. Напитки

Собираясь на пляж, друзья решили запастись питьем. Максим взял с собой 2 литра кваса и литр газировки, Максуд – литр газировки и 3 литра малинового сиропа, Васька взял 3 литра кваса и 2 литра газировки, Шарап – 3 литра газировки, Гапиз – 1 литр минералки и 1 литр вишневого сока. 1 литр кваса стоит 15 рублей, 1 литр газировки – 25 рублей, 1 литр малинового сиропа и вишневого сока – 26 рублей, литр минеральной воды – 13 рублей.

Сколько всего напитков взял с собой каждый из друзей и сколько ему это стоило; какое количество напитка каждого вида взяли все друзья вместе и сколько это стоило; сколько всего было взято жидкости и сколько потрачено денег всеми друзьями вместе?

Задание 4. Почта дяде Федору.

Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с мамой слали им письма, посылки, телеграммы и бандероли, которые доставлял почтальон Печкин. Каждое письмо весило в среднем 100 г, каждая посылка – 5 кг, каждая телеграмма – 50 г, каждая бандероль – 500 г.

Дядя Федор получил 10 писем, 2 посылки, 10 телеграмм и 1 бандероль. Кот Матроскин получил 4 письма, 1 посылку, 2 телеграммы и 1 бандероль. Пес Шарик не получил ни одного письма, ни одной телеграммы, зато получил 4 посылки и 2 бандероли.

¾ Сколько и какой почты получил каждый из трех жителей Простоквашино?

¾ Сколько килограммов почты получил каждый из трех простоквашинцев?

¾ Сколько весила все доставленная Печкиным почта одного вида?

¾ Какой общий груз пришлось перенести почтальону Печкину?

 

Проверьте последнее число «уголком».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.