Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. 1 страница




Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры.

Адвокатура - институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре

 

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

(п. 2 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре

 

Комментарий к статье 4

 

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основано на Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Под такой помощью подразумевается адвокатская юридическая помощь (см. подробнее об этом комментарий к ч. 1 ст. 1).

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из:

а) комментируемого Закона;

б) других федеральных законов. Например, права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются процессуальными Кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. <1>, Гражданским процессуальным кодексом РФ <2>, Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. <3>, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. <4>, Налоговым кодексом РФ <5>. Кроме процессуальных Кодексов, регулирование адвокатской деятельности содержится в некоторых других федеральных законах. Так, в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" говорится, что адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в вопросах, связанных с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации <6>. Другой пример: в ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи - право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом <7>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 52 (I ч.). Ст. 4921.

<2> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

<3> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

<4> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

<5> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340.

<6> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

<7> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

 

в) Кодекса профессиональной этики адвоката <1>, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности (см. подробнее об этом комментарий к ч. 2 ст. 4);

--------------------------------

<1> Бюллетень Минюста России. 2004. N 3.

 

г) нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность. Например, в целях обеспечения населения доступной юридической помощью Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнение ст. 25 комментируемого Закона было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда", в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам России <1>. Следует отметить, что в формировании законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют как формальные и организационные стороны адвокатской деятельности (например, Приказы Минюста России от 8 августа 2002 г. N 217 "Об утверждении формы ордера" <2>, от 16 августа 2005 г. N 133 "Об утверждении формы удостоверения адвоката" <3>, от 5 февраля 2008 г. N 20 "Об утверждении Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений" <4>), так и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов (Приказ Минюста России N 199, Минфина России N 87н от 15 октября 2007 г. "Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела") <5> или осуществления на территории РФ деятельности адвокатов иностранных государств (Приказ Минюста России от 12 января 2004 г. N 2 "Об утверждении формы и Порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации") <6>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

<2> Документ официально опубликован не был.

<3> Бюллетень Минюста России. 2005. N 9.

<4> Российская газета. N 91. 2008.

<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 45.

<6> Там же. 2004. N 6.

 

д) законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Так, в соответствии со ст. 33 комментируемого Закона квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она создается на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нее входят два представителя (менее 1/6 всего состава комиссии). Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта Федерации, например: Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 10 декабря 2003 г. N 678 "Об избрании представителя в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Архангельской области от Архангельского областного Собрания депутатов" <1>, Областным законом от 4 июня 2003 г. N 176-22-ОЗ "О представителях Архангельского областного Собрания в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Архангельской области" <2>, Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2007 г. N 11 "Об избрании представителей Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" <3>, Законом Московской области от 1 февраля 2003 г. N 11/2003-ОЗ "О представителях Московской областной Думы в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Московской области" <4>, Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" <5>.

--------------------------------

<1> Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. 2003. N 26.

<2> Там же. N 22.

<3> Ведомости Московской городской Думы. 2007. N 3. Ст. 10.

<4> Вестник Московской областной Думы. 2003. N 5.

<5> Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 11. Ст. 250.

 

В соответствии с п. 2 ст. 26 комментируемого Закона перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, как-то: Законом Нижегородской области от 23 июля 2004 г. N 76-З "О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Нижегородской области" <1>, Законом Тамбовской области от 23 апреля 2004 г. N 206-З "О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области" <2>.

--------------------------------

<1> Нижегородские новости. 2004. N 137(3069).

<2> Тамбовская жизнь. 2004. N 88, 89(23032, 23033).

 

Необходимо также отметить, что еще до принятия комментируемого Закона в ряде субъектов РФ происходила разработка самостоятельных Законов об адвокатуре. Например, Московская областная Дума до сих пор обсуждает и дорабатывает проект Закона Московской области "Об адвокатуре Московской области" <1>.

--------------------------------

<1> Решение Мособлдумы от 19 июля 2000 г. N 18/105 "О проекте Закона Московской области "Об адвокатуре Московской области". Официально документ опубликован не был. Решение Мособлдумы от 26 февраля 2003 г. N 10/48 "О проекте Закона Московской области "Об адвокатуре Московской области". Официально документ опубликован не был.

 

В основе правового регулирования в России лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством (хотя в комментируемой статье об этом не сказано), но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная норма обеспечивает взаимодействие сообщества правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права.

В настоящее время большинство международных актов не ратифицированы, что снижает их практическую ценность для регулирования правоотношений, связанных с адвокатской деятельностью на территории России. Это такие документы, как, например, Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам" <1>, Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях" <2>, Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.) <3>, Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.) <4>, Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г.) <5>, Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г.) <6>.

--------------------------------

<1> Российская юстиция. 1997. N 6.

<2> Там же.

<3> Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 147 - 157.

<4> Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". OSCE. Poland.

<5> Доклад восьмого конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана; Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г. С. 131 - 136.

<6> Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.

 

Последние три международных документа представляют наибольший интерес для правоприменителей, поскольку содержат тематический материал, который может быть не только применен при разрешении той или иной правовой ситуации, но и взят за основу в ходе отечественного правотворчества.

2. Кодекс профессиональной этики адвоката <1> был принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. в развитие требований, предусмотренных в ст. 7 комментируемого Закона, в целях поддержания адвокатурой профессиональной чести и осознания нравственной ответственности перед обществом. Данный нормативный правовой акт содержит два раздела: "Принципы и нормы профессионального поведения адвоката", "Процедурные основы дисциплинарного производства".

--------------------------------

<1> Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Минюста России. 2004. N 3.

 

Значение Кодекса профессиональной этики адвоката трудно переоценить. Этика - это учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Этика адвокатской деятельности - свод основных нравственных правил, которые следует учитывать адвокату в его деятельности. Эти правила восходят к традициям адвокатуры, они соотносятся с условиями и характером задач, выполняемых членами данной организации в рамках судебных и административных процедур, и с государственным законодательством <1>.

--------------------------------

<1> Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества // Сайт "Клиническое юридическое образование": http://www.lawclinic.ru/library.phtml?m=1&p=32.

 

Этические нормы касаются различных вопросов адвокатской деятельности: конфиденциальности отношений доверителя и адвоката, выплаты гонорара и других сторон взаимоотношений с клиентами, взаимоотношений адвокатов друг с другом, рекламы адвокатской деятельности, правил поведения в суде и др.

Так, из правил поведения при осуществлении адвокатской деятельности следует назвать ознакомление помощников, стажеров адвокатов и иных сотрудников с Кодексом профессиональной этики адвоката; обеспечение соблюдения ими его норм в части, соответствующей их трудовым обязанностям (п. 2 ст. 3 Кодекса профессиональной этики); сохранение чести и достоинства, присущих данной профессии (ч. 1 ст. 4 Кодекса профессиональной этики).

Основаниями привлечения адвоката к ответственности являются (п. 1 ст. 20 Кодекса профессиональной этики):

жалоба, поданная в адвокатскую палату другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований - жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке ст. 26 комментируемого Закона;

представление, внесенное в адвокатскую палату вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим, а также органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

сообщение суда (судьи) в адрес адвокатской палаты.

Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации не позднее 10 дней со дня получения документов (жалобы, представления, сообщения в письменной форме) возбуждает дисциплинарное производство. Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения квалификационной комиссией дисциплинарного дела, им предоставляется возможность ознакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства.

Дисциплинарное производство включает две стадии:

а) разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;

б) разбирательство в совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Дисциплинарное дело, поступившее в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным квалификационной комиссией уважительными. Разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации проводится устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства. Квалификационная комиссия должна дать заключение по возбужденному дисциплинарному производству на том заседании, в котором состоялось разбирательство по существу, на основании непосредственного исследования доказательств, представленных участниками производства до начала разбирательства, а также их устных объяснений.

Копии письменных доказательств или документов, которые участники намерены представить комиссии, должны быть переданы ее секретарю не позднее двух суток до начала заседания. От участников дисциплинарного производства квалификационная комиссия в процессе разбирательства может принять к рассмотрению дополнительные материалы, если они не могли быть представлены заранее. В этом случае комиссия по ходатайству участников дисциплинарного производства может отложить разбирательство для ознакомления с вновь представленными материалами. По результатам разбирательства квалификационная комиссия вправе вынести заключение.

Разбирательство во всех случаях осуществляется на закрытом заседании квалификационной комиссии. Порядок разбирательства определяется квалификационной комиссией и доводится до сведения участников дисциплинарного производства. Заседание квалификационной комиссии ведет ее председатель (или назначенный им заместитель из числа членов комиссии), который обеспечивает порядок в ходе заседания. Нарушители порядка могут быть отстранены от заседания комиссии по ее решению. Участники дисциплинарного производства вправе присутствовать при оглашении заключения комиссии.

Заседание квалификационной комиссии фиксируется в протоколе, где отражаются все существенные стороны разбирательства, а также формулировка заключения. Протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. По существу разбирательства комиссия принимает заключение путем голосования именными бюллетенями, форма которых утверждается советом. Формулировки вопросов, вынесенных на голосование, предлагают председатель комиссии или назначенный им заместитель. Именные бюллетени для голосования членов комиссии приобщаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью. По просьбе участников дисциплинарного производства в течение десяти дней им вручается (направляется) заверенная копия заключения комиссии. Заключение комиссии должно быть мотивированным и обоснованным и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части заключения указываются время и место вынесения заключения, наименование и состав комиссии, сделавшей его, участники дисциплинарного производства, а также повод для возбуждения дисциплинарного производства. Описательная часть заключения должна содержать указание на предмет жалобы или представления (сообщения), объяснения адвоката. В мотивировочной части заключения должны быть указаны фактические обстоятельства, установленные комиссией, доказательства, на которых основаны ее выводы, и доводы, по которым она отвергает те или иные доказательства, а также правила профессионального поведения адвокатов, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодексом профессиональной этики адвоката, которыми руководствовалась комиссия при вынесении заключения. Резолютивная часть заключения должна содержать одну из формулировок, предусмотренных в п. 9 ст. 23 Кодекса профессиональной этики адвоката.

Дисциплинарное дело, поступившее в совет палаты с заключением квалификационной комиссии, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным советом уважительными. Участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени заседания совета.

Разбирательство по дисциплинарному производству проводится на закрытом заседании совета. Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не препятствует разбирательству и принятию решения. Участникам дисциплинарного производства предоставляются равные права в изложении своих доводов в поддержку или против заключения квалификационной комиссии, а также право высказаться по существу предлагаемых мер дисциплинарной ответственности адвоката.

Решение совета должно быть мотивированным и содержать ссылку на правила профессионального поведения адвоката, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодексом профессиональной этики адвоката, в соответствии с которыми квалифицировалось действие (бездействие) адвоката. Совет с учетом конкретных обстоятельств дела должен принять меры к примирению адвоката и лица, подавшего жалобу. Решение по жалобе, представлению или сообщению принимает совет путем голосования. Резолютивная часть решения оглашается участникам дисциплинарного производства по окончании разбирательства на том же заседании.

Глава 8. АДВОКАТУРА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО

 

§ 8.1. Адвокатура - институт гражданского общества

 

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре, адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Законе об адвокатуре особо подчеркивается, что адвокатура как профессиональное общество не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В своей деятельности адвокатура независима от государственных органов, но взаимодействует с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей, так же как и с другими институтами гражданского общества.

Адвокатура имеет довольно четкую организационную структуру. В качестве низовых звеньев в соответствии с действующим законодательством могут создаваться адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов и их филиалы, адвокатские бюро, а также юридические консультации. При этом вопрос о том, в какой организационной форме выполнять свои профессиональные обязанности, адвокаты решают самостоятельно. В каждом субъекте Российской Федерации образуется адвокатская палата. Собрание адвокатов (конференция) субъекта Российской Федерации является высшим органом адвокатского самоуправления.

Все адвокатские палаты России объединяются в Федеральную палату адвокатов РФ, а высшим органом адвокатского самоуправления является Всероссийский съезд адвокатов. Следует отметить, что эти положения полностью соответствуют рекомендациям Организации Объединенных Наций, содержащимся в преамбуле к Основным принципам, касающимся роли адвокатов, принятым Конгрессом ООН, проходившим с 7 августа по 7 сентября 1990 г. В этом документе подчеркивается, что Основные принципы сформулированы с целью оказать помощь государствам - членам ООН в осуществлении задач развития и обеспечения надлежащей роли адвокатов, что эти принципы должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и что они должны быть доведены до сведения как адвокатов, так и других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов, и населения в целом.

Органы самоуправления адвокатского сообщества призваны представлять интересы адвокатов, способствовать повышению их профессиональных знаний, защищать их законные права. Они выполняют организационные функции самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления. В части 2 ст. 3 Закона об адвокатуре сформулированы (но не раскрыты) основные принципы деятельности адвокатуры. Основополагающим в деятельности адвокатуры является принцип законности. Это общий принцип деятельности государства и общества. Из этого принципа следует, что органы самоуправления адвокатуры должны создаваться в строгом соответствии с законом. Деятельность адвокатов должна осуществляться в организационно-правовых формах, предусмотренных законом. При выполнении своих профессиональных обязанностей адвокаты, как это следует из содержания ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, обязаны соблюдать Конституцию и действующие законы. При этом необходимо учитывать, что в правовую систему Российского государства входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В связи с этим ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает весьма важное правило - если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Вторым принципом организации и деятельности адвокатуры является независимость. Это означает, что никакие органы и должностные лица не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность как адвокатских сообществ, так и отдельных адвокатов.

Адвокат при оказании юридической помощи, при осуществлении защиты по уголовным делам, при отстаивании интересов своего клиента, действуя как представитель в административных, гражданских, арбитражных делах, самостоятельно определяет свою позицию и не связан мнением ни участников судопроизводства, ни любых иных лиц, наделенных властными полномочиями. Попытки вмешательства в профессиональную деятельность адвоката со стороны любых лиц считаются недопустимыми. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения внутри адвокатского сообщества. Любые формы влияния на профессиональную позицию адвоката по конкретному делу со стороны адвокатского сообщества и отдельных его членов не должны иметь места.

Третьим принципом Закон указывает самоуправление. Этот принцип выражается в том, что адвокатские сообщества как не входящие в систему органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют правила, которые регулируют отношения, возникающие в процессе их деятельности. По существу, самоуправление является органически необходимым составным элементом механизма функционирования адвокатуры. Адвокатские образования, созданные в установленном Законом порядке, самостоятельно решают все организационные вопросы.

Так, Закон об адвокатуре определяет, что высшим органом адвокатской палаты каждого субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов, а при численности адвокатов свыше 300 человек - конференция адвокатов.

Собрание (конференция) адвокатов вправе самостоятельно решать различные вопросы самоуправления: избирать совет адвокатской палаты, решать вопросы о досрочном прекращении полномочий членов совета, избирать ревизионную комиссию и членов квалификационной комиссии и т.д.

Таким образом, самоуправление означает, что деятельность адвокатских образований осуществляется в соответствии с решениями, принятыми правомочными органами, которые формируются в установленном законом порядке. Характерно, что решения органов самоуправления адвокатских сообществ обязательны для исполнения всеми адвокатами, являющимися членами этого адвокатского образования. В то же время все исполнительные органы подотчетны и подконтрольны общему собранию.

Четвертым принципом является принцип корпоративности, т.е. общности профессиональных интересов. Этот принцип определяет особый характер взаимоотношений между адвокатами. При осуществлении своих профессиональных обязанностей адвокат, руководствуясь требованиями закона, отстаивает свою позицию и в то же время как член адвокатского сообщества должен действовать в интересах этого сообщества <1>. Принцип корпоративности также означает, что все вопросы в органах самоуправления адвокатского сообщества должны решаться в интересах всего коллектива с максимальной пользой для каждого из адвокатов.

--------------------------------

<1> Более подробно правила поведения адвоката отражены в Кодексе профессиональной этики адвоката, принятом Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.