Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. 12 страница




Так, реализуя положения ст. 13 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., закрепившей положения о том, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи и в случаях, предусмотренных законом, получение бесплатной юридической помощи, в ст. 1 Закона Республики Казахстан "об адвокатской деятельности" от 5 декабря 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что "1. Адвокатура Республики Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи.

2. Адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью" <10>.

--------------------------------

<10> Адвокатская деятельность: Сб. законодательных и нормативных актов. Алматы, 2004. С. 3.

 

В Кыргызской Республике деятельность адвокатуры Кыргызстана - основной способ обеспечения выполнения ст. ст. 40 и 88 Конституции Кыргызской Республики, которые провозглашают: "Каждому гражданину Кыргызской Республики обеспечивается квалифицированная юридическая помощь и защита прав и свобод, гарантируемых Конституцией". "При любом публичном или ином обвинении гражданин имеет право на защиту своего достоинства и права в суде; ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано. Защита является ненарушаемым правом лица на любой стадии процесса рассмотрения судебного дела. При отсутствии у гражданина средств юридическая помощь и защита обеспечиваются ему за счет государства. В суде каждый участник судебного процесса имеет право быть выслушанным".

Согласно Закону Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности" от 21 октября 1999 г. правовой основой регулирования адвокатской деятельности являются: Конституция Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон "Об адвокатской деятельности" и международные договоры Кыргызской Республики, а также иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

В Законе Республики Молдова "Об адвокатуре" от 19 июля 2002 г. определено, что адвокатура является самостоятельным правовым институтом гражданского общества, призванным обеспечить оказание на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечить доступ к правосудию, и как правовой институт является профессиональным сообществом юристов, осуществляющих адвокатскую деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с Законом. Причем адвокатская деятельность не является предпринимательской.

В статье 3 названного органического Закона определено, что деятельность адвокатуры основывается на следующих принципах: а) обеспечение гарантированного Конституцией права на защиту; б) свобода и независимость осуществления адвокатской деятельности; в) демократизм и коллегиальность во взаимоотношениях между адвокатами; г) добровольность членства в профессиональных объединениях адвокатов; д) обеспечение законности и гуманизма.

В Таджикистане конституционный Закон об адвокатуре, принятый 4 ноября 1995 г., установил, что независимая профессиональная ассоциация, обеспечивает предоставление правовой помощи физическим и юридическим лицам. В Таджикистане существуют адвокаты, являющиеся членами коллегий, и так называемые адвокаты-поверенные, которые, будучи профессиональными юристами, не состоят в коллегиях адвокатов, но имеют лицензию Министерства юстиции на предоставление юридической помощи. На основе принципа взаимности Таджикистан признает право адвокатов иностранных государств - участников СНГ оказывать правовую помощь без создания юридических предприятий.

В Туркменистане требование профессиональной юридической помощи не включено в число предъявляемых к порядку судебного разбирательства. По Конституции Туркменистана (ст. 108), правовую помощь могут оказывать адвокаты и "другие лица и организации".

В Узбекистане организация и порядок работы адвокатуры определяются двумя законами: Законом "Об адвокатуре" от 27 декабря 1996 г. и Законом "О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов" от 25 декабря 1998 г.

К организационным принципам построения адвокатуры стран - участниц СНГ можно отнести: добровольность профессионального объединения; самоуправление адвокатуры и ее независимость от государственных органов; равенство прав входящих в ассоциацию адвокатов; право адвоката выполнять поручения клиентов на всей территории страны независимо от его вхождения в конкретное региональное объединение и др.

Законодательство об адвокатуре союзных республик, а затем суверенных государств СНГ формировалось в основном на тех же принципах, которые нашли ныне отражение в Законах об адвокатуре Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана и ряде других государств, принятых в 90-х годах XX века. Существенное организационное новшество содержит Конституция Республики Армения (от 5 июля 1995 г.), в ст. 93 которой записано: "Вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления пересматриваются в Кассационном суде на основании протеста Генерального прокурора, его заместителей или имеющих специальную лицензию и зарегистрированных в Кассационном суде адвокатов".

Соответственно этому конституционному положению Закон Республики Армения "О деятельности адвокатуры", принятый 12 января 1999 г, предусмотрел, помимо выдачи лицензий на занятие адвокатской деятельностью Союзом адвокатов, выдачу при определенных условиях "особой лицензии" сроком на пять лет, которая регистрируется в Кассационном суде "по приказу председателя Кассационного суда".

Таким образом, члены Союза адвокатов Армении разделены на две категории, подобно тому, как это имеет место в Англии и ряде других стран Запада.

Отметим, что оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адвокатуры. Адвокатура отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость; адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему неизвестными в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Особо квалифицированная помощь необходима лицам, заключенным под стражу, так как, будучи лишенными свободы, они ограничены в выборе форм и методов защиты. Поэтому процедурные вопросы оказания юридической помощи весьма подробно регулируются в уголовно-процессуальном законодательстве государств - участников СНГ.

Юридическая помощь неимущим в странах СНГ осуществляется при определенных условиях бесплатно так же, как адвокатами России. Однако существуют значительные различия в определении контингента лиц, пользующихся этой льготой, в порядке компенсации труда адвокатов и в организации такого рода услуг.

Во всех странах СНГ ряд вопросов, относящихся к деятельности адвокатуры, регулируется подзаконными нормативно-правовыми актами (постановлениями правительств, инструкциями министерств юстиции и рядом других). К корпоративным актам относятся уставы объединений адвокатов, решения общих собраний и конференций, акты ревизионных комиссий. Представляется, что роль корпоративных актов будет возрастать ввиду все большей самостоятельности адвокатов и структурных подразделений коллегий.

Тем не менее в ряде исследуемых государств национальное законодательство не содержит пояснений, создающих гарантии независимости адвокатской деятельности от неуместного государства. Так, президент Союза адвокатов Казахстана Р.С. Куанышбаева отмечает: "Все адвокатское сообщество принципиально не согласно с государственным лицензированием адвокатской деятельности, осуществляемым Министерством юстиции. Мы неоднократно выражали свою позицию Министерству юстиции, Правительству, что данный порядок необходимо изменить, но не нашли понимания, тем не менее мы считаем, что приемом в коллегии адвокатов должно заниматься само адвокатское сообщество и государство не должно вмешиваться в вопрос подбора кадров. Удостоверение права адвоката на осуществление адвокатской практики происходит по предоставлению лицензии адвоката, выданного юридической консультацией, адвокатской конторой. Возникновение права адвоката на занятие адвокатской практикой начинается с момента приема адвоката в коллегию адвокатов. Поэтому после получения лицензии любое лицо должно вступить в коллегию адвокатов" <11>.

--------------------------------

<11> Куанышбаева Р.С. Правовой статус общественного объединения Союза адвокатов Казахстана // Современное состояние адвокатуры в странах Центральной Азии (проблемы и перспективы): Материалы Международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г. Ташкент, Узбекистан). Ташкент, 2003. С. 64 - 65.

 

В государствах Центральной Азии, по мнению профессора А.Х. Саидова, нередки случаи, когда адвокат, ведущий дело, бывает неудобной фигурой для следователя, осуществляющего предварительное следствие, для прокурора, надзирающего за ним, и т.д. Желая избавиться от "неудобного" адвоката, правоохранительные органы начинают оказывать на него "воздействие", что свидетельствует о необходимости внесения в уголовно-процессуальное законодательство дополнительных процессуальных гарантий, которые учитывали бы публичный характер адвокатской деятельности <12>.

--------------------------------

<12> См.: Саидов А.Х. Международные стандарты и законодательство об адвокатуре в странах Центральной Азии // Современное состояние адвокатуры в странах Центральной Азии (проблемы и перспективы): Материалы Международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г. Ташкент, Узбекистан). Ташкент, 2003. С. 16.

 

Исследуя статус адвокатуры в Кыргызстане, отметим, что в октябре 2002 г. Уголовный кодекс Кыргызской Республики был дополнен новой нормой - ст. 318, предусматривающей уголовную ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности защитника, согласно которой воспрепятствование в какой бы то ни было форме реализации прав и исполнению обязанностей защитника, предусмотренных ст. 48 УПК Кыргызской Республики (права и обязанности защитника), наказывается вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет.

Закон "Об адвокатской деятельности" 1999 г. предусматривает неприкосновенность адвоката и гарантии адвокатской деятельности, которые ранее не были предусмотрены каким-либо законом. Так, в соответствии со ст. 17 адвокат-защитник не подлежит вызову и допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые входят в предмет адвокатской тайны. Адвокат не вправе давать объяснения и показания об этих обстоятельствах, а также предоставлять о них какие-либо материалы для использования в оперативно-розыскной деятельности, судопроизводстве и другом производстве в правоохранительных органах.

Неприкосновенность адвоката гарантирована ст. 16 Закона "Об адвокатской деятельности": проникновение в жилище или рабочее помещение адвоката, в используемый им транспорт, производство в них осмотра, обыска, выемки, личный досмотр или личный обыск адвоката, наложение ареста на его имущество, осмотр и выемка его почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание его телефонных и других переговоров; привод, задержание и арест адвоката могут производиться не иначе как по постановлению прокурора либо по определению суда. Адвокат не может быть подвергнут личному обыску или личному досмотру при выполнении им своих профессиональных обязанностей. Уголовное дело в отношении адвоката в связи с его профессиональной деятельностью может быть возбуждено, а арест санкционирован Генеральным прокурором Кыргызской Республики либо его заместителем <13>. В законодательстве ряда стран - участниц СНГ также определенное место занимают вопросы гарантий адвокатской деятельности, в том числе адвокатского иммунитета. Так, например, ст. 26 Конституции Молдовы гласит: "Вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих защиту в установленных пределах, наказывается законом". Гарантии адвокатской деятельности закреплены в ст. ст. 43 и 44 Закона Республики Молдова "Об адвокатуре". Так, в статье 43 этого Закона определено, что при осуществлении своей деятельности адвокат независим и руководствуется только законом, он свободен в выборе своей позиции и не обязан согласовывать ее ни с кем, кроме клиента. Статья 44 Закона "Гарантии независимости" гласит: "При осуществлении своей деятельности адвокат независим и руководствуется только законом. Адвокат свободен в выборе своей позиции и не обязан согласовывать ее ни с кем.

--------------------------------

<13> См.: Кожомова Г.К., Иванова Л.А. Статус адвокатуры в Кыргызстане // Современное состояние адвокатуры в странах Центральной Азии (проблемы и перспективы): Материалы Международной региональной конференции (4 - 7 февраля 2003 г. Ташкент, Узбекистан). Ташкент, 2003. С. 70 - 71.

 

1. Вмешательство в профессиональную деятельность адвоката запрещается.

2. Обыск жилища адвоката или помещения для оказания юридической помощи, используемого им транспорта, изъятие принадлежащих ему предметов и документов, досмотр и выемка его почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров допускаются только с санкцией Генерального прокурора, его заместителей или на основании решения судебной инстанции.

3. Адвокат не может быть подвергнут личному обыску или личному досмотру при выполнении своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев очевидного правонарушения.

4. В случае задержания адвоката или привлечения его к уголовной ответственности принявший данные меры орган обязан проинформировать об этом Министерство юстиции и Совет коллегии адвокатов в течение шести часов с момента задержания или привлечения к уголовной ответственности.

5. Оскорбление адвоката, клевета, угрозы в его адрес, насилие по отношению к адвокату при исполнении им профессиональных обязанностей или в связи с их исполнением влекут установленную законом ответственность.

6. Адвокат не может быть допрошен о содержании своих отношений с лицом, которому оказывает или оказывал ранее юридическую помощь.

7. Судебная инстанция обеспечивает адвоката помещением для выполнения им своих профессиональных обязанностей по делам, рассматриваемым данной инстанцией.

8. Ни один орган публичной власти не может прямо или косвенно оказывать влияние на договор между адвокатом и клиентом".

Схожие положения содержатся в Законе Украины об адвокатуре, принятом в декабре 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Статья 10 этого Закона гласит: документы, связанные с выполнением адвокатом поручения, не подлежат досмотру, разглашению или изъятию без его согласия... Адвоката нельзя привлечь к уголовной, материальной и иной ответственности или угрожать ее применением в связи с оказанием юридической помощи гражданам и организациям согласно закону.

Закон Республики Армения "О деятельности адвокатуры" содержит такие положения: "Запрещается использование тех доказательств, которые приобретены во время личного обыска адвоката или вследствие обыска его квартиры и которые содержат адвокатскую тайну. При аресте адвоката орган, осуществляющий арест, в обязательном порядке уведомляет соответствующий союз адвокатов. Уголовное дело в отношении адвоката, имеющего особую лицензию, может возбудить только Главный прокурор".

Гарантии независимости адвоката и элементы адвокатского иммунитета содержат и другие законы об адвокатуре, принятые в странах - участницах СНГ.

В то же время юридический иммунитет далеко не всегда ограждает адвоката от имущественной ответственности за ущерб, причиненный клиенту небрежным или неквалифицированным исполнением обязанностей. Этот вопрос в законодательстве об адвокатуре СССР и союзных республик не затрагивался. Этой же традиции следуют и принимаемые ныне в странах СНГ законы об адвокатской деятельности. Однако едва ли эта традиция сохранится надолго с учетом перехода к экономическим отношениям рыночного типа.

Интересен опыт развития института адвокатуры в Китайской Народной Республике. В последние годы с развитием экономики Китая наблюдается и динамичное развитие адвокатуры. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими адвокатскую деятельность и адвокатуру, являются: Закон КНР "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" от 1 января 1997 г. (в ред. от 29 декабря 2001 г.), Постановление Минюста КНР "О профессиональной нравственности и требованиях к адвокатской деятельности" от 27 декабря 1993 г. и Постановление Минюста КНР от 1 января 1995 г. "О порядке регистрации адвокатских контор и о порядке управления адвокатскими конторами".

Также немаловажное значение имеют Постановления Министерства юстиции КНР "Об ответственности адвокатов" от 31 января 1997 г. и "О порядке управления представительствами иностранных адвокатских контор в Китае" от 1 января 2002 г. и другие нормативные акты, связанные с адвокатской деятельностью и адвокатурой.

Эти нормативные акты устанавливают правила получения статуса адвоката, правила включения адвокатов и контор в государственный реестр, права, обязанности и правила об ответственности адвокатов, а также требования к деятельности адвокатов и адвокатских контор и другие.

Адвокатская деятельность и адвокатура практически полностью находятся в ведении Министерства юстиции КНР и его территориальных органов, хотя существуют Всекитайская палата адвокатов и территориальные палаты адвокатов.

Закон КНР "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" устанавливает несколько предпосылок для получения статуса адвоката. Претендент на получение статуса должен иметь высшее юридическое образование. После получения высшего образования необходимо сдать единый государственный экзамен. Этот экзамен проходит один раз в год. На практике его успешно выдерживают всего 10 - 15% претендентов. Таким образом, только те, кто имеет степень бакалавра, магистра или аспиранта могут претендовать на сдачу экзамена для занятия адвокатской деятельностью. После сдачи экзамена адвокат должен быть внесен в Государственный реестр. По Закону в оформлении статуса адвокату должны помочь уже существующие конторы. То есть адвокатская контора должна обратиться в Министерство юстиции с ходатайством о включении лица в Реестр. Затем после получения удостоверения адвоката и иных документов, подтверждающих его статус, он может непосредственно начать заниматься адвокатской деятельностью. В соответствии с Законом КНР "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", никто, кроме адвокатов, не может оказывать юридические услуги <14>.

--------------------------------

<14> Изложенное не включает сведения об адвокатуре в районах Китая: Гонконг, Аомынь и Тайвань.

 

На сегодняшний день адвокаты в Китае играют все большую роль в экономической деятельности участников рыночных отношений в стране и за ее пределами. Адвокатская деятельность состоит не только в оказании юридической помощи по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, но и в юридической поддержке, и консультировании бизнеса, и ведении деловых переговоров. После вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) все более актуальной становится адвокатская деятельность по разрешению споров, связанных с торговлей в рамках ВТО.

В Китае нет ясности в том, является ли адвокатская деятельность коммерческой или нет, но адвокатские конторы создаются в форме товариществ, и их деятельность облагается налогом. Адвокатская контора может учреждаться не менее чем тремя адвокатами. Примечательно еще то, что адвокатскую контору учреждают адвокаты, но и адвокатами становятся при помощи контор, то есть контора регистрирует их деятельность. В одних адвокатских конторах оказываются услуги по гражданскому, международно-торговому, хозяйственному праву, а в других - уголовному процессу и т.д.

Отметим, что основу правового и морального регулирования деятельности адвокатуры и каждого адвоката в отдельности на международном уровне, путей совершенствования статуса адвокатур независимых государств и статуса адвокатов составляют следующие международные акты:

1. Устав Организации Объединенных Наций, принятый 26 июня 1945 г. и провозгласивший право людей различных наций без разделения по признакам пола, языка, религии на создание условий, в которых уважались бы права человека и соблюдалась бы законность.

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., закрепившая принципы равенства всех перед законом, презумпции невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и самое главное - гарантии защиты.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 19 декабря 1966 г., подтвердивший основные положения Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека и детализировавший их:

во-первых, право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность; никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; никто не должен быть лишен свободы не иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

во-вторых, каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины его ареста и в срочном порядке любое предъявляемое ему обвинение;

в-третьих, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно доставляться к судье или другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть; арестованное или задержанное лицо имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение;

в-четвертых; каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

4. Основные положения о роли адвокатов, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в 1990 г. в Нью-Йорке, закрепили следующее:

а) возможность исполнять все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

б) возможность передвигаться и консультировать клиентов в своей стране и за границей;

в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за особые действия, осуществляемые с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами;

г) там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями;

д) адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей;

е) обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования и до судебного рассмотрения дела.

ж) суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был квалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения;

з) адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме, при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе;

5. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1988 г., согласно которому любое задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Задержанное лицо вскоре после ареста информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права. Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами.

Свод принципов также закрепляет:

а) право задержанного или находящегося в заключение лица связываться и консультироваться с адвокатами;

б) задержанному или находящемуся в заключении лицу должны быть предоставлены необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом;

в) право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка;

г) свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать;

д) связь задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом не может использоваться как свидетельство против обвиняемого или находящегося в заключении лица, если она не имеет отношения к совершаемому или замышляемому преступлению.

6. Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые на восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 г. в Гаване, закрепили положения, касающиеся: доступа к юристам и юридическим услугам; специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия; квалификации и подготовке кадров; функций и обязанностей; гарантий в отношении выполнения юристами своих обязанностей; свободы убеждений и ассоциаций; профессиональных ассоциаций юристов; дисциплинарных мер, принимаемых за надлежащее выполнение юристами своих обязанностей.

7. Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении.

8. Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела.

9. Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступления и превышения власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровнях для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещения вреда, компенсации и помощи для жертв преступления.

10. Стандарты независимости юридической профессии, принятые Международной ассоциацией юристов в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке, закрепили: допуск к юридической профессии и юридическому образованию; правовое обучение общества; права и обязанности юристов; юридическое обслуживание бедных; задачи и ассоциации адвокатов; дисциплинарное производство юристов.

К числу важных международно-правовых актов об адвокатуре относятся также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г. в Риме (данная Конвенция неоднократно дополнялась и в нее вносились изменения: 21.09.1970; 20.12.1971; 01.01.1990; 06.11.1990; 25.05.1992; 25.05.1992; 11.05.1994). В частности, Конвенция подтвердила: право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность; никто не может быть лишен свободы иначе как в определенных случаях в порядке, установленном законом.

Конвенция провозгласила, что каждый, обвиняемый в совершенном преступлении, имеет следующие права: во-первых, быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного обвинения; во-вторых, иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; в-третьих, защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.

Регламент Европейского суда по правам человека, принятый 4 ноября 1998 г., содержит положения, согласно которым каждая сторона имеет право получать помощь от советников и адвокатов.

В феврале 1996 г. Кабинет Министров Совета Европы принял Резолюцию "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам". Основная цель этого документа - устранение препятствий экономического характера для доступа к правосудию неимущих и малоимущих. Резолюция рекомендует правительствам предоставлять юридическую помощь всем на тех же условиях, что и своим гражданам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.