Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок выполнения работы. Приоритетным мероприятием в обеспечении нормативов микроклимата является эффективная система вентиляции




Вентиляция

Приоритетным мероприятием в обеспечении нормативов микроклимата является эффективная система вентиляции, которая может быть естественной, искусственной и комбинированной. Эффективность вентиляции оценивается путем сравнения нормативной кратности (Кн) с фактической (Кф). Кратность воздухообмена – величина, показывающая сколько раз в течение часа воздух в помещении полностью обменивается на чистый. Вентиляция считается эффективной при К ф ³ Кн.

 

Задания и порядок выполнения работ

 

Задание №1. Измерить температуру (ртутным и спиртовым термометрами), влажность (психрометрами Августа и Ассмана) и скорость движения воздуха (кататермометром и крыльчатым анемометром) в помещении … (по заданию преподавателя). Объяснить наблюдаемые расхождения в показаниях приборов. Установить, можно ли при найденных метеорологических условиях комфортно выполнять работы … категории тяжести (тяжесть работы задает преподаватель).

Порядок выполнения работы

 

1. Температуру воздуха в помещении определить по показаниям спиртового и ртутного термометров на высоте 0,1 и 1 м от пола в нескольких точках помещения. Найти среднюю, максимальную и минимальную температуры.

2. Влажность воздуха измерить на высоте 1м от пола психрометрами Августа и Ассмана. Работа с психрометрами приведена в прил.2.1.

3. Включить бытовой вентилятор и измерить подвижность воздуха с помощью крыльчатого анемометра (см. прил.2.2).

4. В этой же точке при включенном вентиляторе измерить подвижность воздуха с помощью кататермометра. Работа с кататермометром приведена в прил.2.

5. Объяснить наблюдаемые расхождения при измерении метеорологических показателей различными приборами.

6. Найти диапазоны оптимальных метеорологических параметров для заданной категории тяжести работ и соответствующего периода года (см. прил.2.3 или в литературе [11,12]) и установить, входят ли измеренные выше параметры микроклимата в эти диапазоны. Сделать выводы.

 

Задание №2. Оценить соответствие температуры, относительной влажности и подвижности воздуха в помещении (по заданию преподавателя) гигиеническим требованиям, предъявляемым к работам … категории тяжести (по заданию преподавателя). По найденным параметрам микроклимата установить, каким условиям труда они соответствуют.

.

 

1. Измерить температуру воздуха термометром на высоте 0,1 и 1 м от пола не менее чем в 3-х местах помещения (вблизи и при удалении от оконных проемов), рассчитать среднюю температуру.

2. Измерить влажность воздуха психрометром Августа или Ассмана (по заданию преподавателя) на высоте 1 м от пола и давление по барометру. Работа с психрометрами описана в прил.2.1.

3. Рассчитать абсолютную и относительную влажность (см. прил.2.1).

4. Найти относительную влажность по таблице (для психрометра Августа) или по номограмме (для психрометра Ассмана) и сравнить расчетные значения с табличными.

5. Измерить подвижность воздуха на рабочем месте с помощью кататермометра. Работа с кататермометром описана в прил.2.2.

6. По полученным результатам измерений метеорологических параметров найти, работы какой категории тяжести можно выполнять при найденных метеорологических условиях (см. прил.2.3 или литературу [11,12]).

7. Определить соответствует ли разница температур, измеренных в различных точках помещения, допустимым перепадам по СанПиН [12] (см. прил. 2.3).

8. Установить допустимое время работы при найденных значениях температуры воздуха (см. прил.2.4.).

9. По руководству Р 2.2.755-99 (см. прил.2.4) или по литературе [9] найти, каким условиям труда соответствует работа при найденных параметрах микроклимата.

Задание №3. По частоте пульса и дыхания установить, к какой категории тяжести относятся работы, выполняемые в лаборатории. Определить, соответствуют ли метеорологические условия в лаборатории оптимальным (допустимым) значениям, предъявляемым к условиям микроклимата в помещениях, где выполняются работы найденной категории тяжести, а также состояние условий труда.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Несколько раз пройти по лаборатории, затем нащупать на запястье руки пульс и определить количество ударов пульса за минуту.

2. Аналогично измерить частоту дыхания.

3. По результатам измерений установить энерготраты и категорию тяжести работ (по прил.2.3 или по литературе [5]).

4. Измерить температуру, относительную влажность и подвижность воздуха в помещении лаборатории (смотри задание 2).

5. Найти диапазоны оптимальных и допустимых параметров микроклимата для работ найденной категории тяжести по прил.2.3 или литературе [11,12] и сравнить полученные значения с нормативными.

6. Установить каким условиям труда соответствуют работы, выполняемые при найденных метеорологических условиях (по прил.2.4).

 

Задание №4. Оценить эффективность естественной, искусственной и комбинированной общеобменной вентиляции в помещении … (по заданию преподавателя). Определить, отвечают ли указанные виды общеобменной вентиляции санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к воздухообмену в помещениях, где одновременно работает много людей.

 

Порядок выполнения работы.

 

1. Обследовать существующую систему вентиляции в указанном помещении. Найти вытяжные (приточные) отверстия, через которые воздух удаляется (поступает) из помещения.

2. Измерить скорость движения воздуха в вытяжном (приточном) отверстии с помощью крыльчатого анемометра. Измерения провести не менее трех раз в разных участках вытяжного (приточного) отверстия. Найти среднее значение скорости воздушного потока;

3. Измерить площадь вытяжного (приточного) отверстия и рассчитать объем воздуха, удаляемого (подаваемого) через это отверстие с помощью естественной вытяжной вентиляции по формуле:

Lе = 3600WSm, (2.1)

где Lе - объем удаляемого (подаваемого) воздуха, м 3/ч;

W- скорость воздушного потока в вытяжном отверстии, м/с;

S- площадь вытяжного отверстия, м2;

m- коффициент, учитывающий рабочую площадь в вытяжном (приточном) отверстии.

4. Если механическая вентиляция осуществляется при помощи вытяжных шкафов, то включить механическую вентиляцию и измерить крыльчатым анемометром (см. прил.2.2) не менее, чем в 3-х точках, скорость воздушного потока в плоскостях отверстий вытяжных шкафов, образованных при опускании передних стекол на высоту 10-20 см.

5. Измерить площади отверстий, в которых проводились измерения. Объем удаляемого с помощью механической вентиляции воздуха (Lм, м3/ч) рассчитывают по формуле (2.1).

6. Объем воздуха, удаляемый из помещения комбинированной системой вентиляции (Lк, м3/ч), найти сложением двух предыдущих объемов (Lк= Lе+ Lм).

7. Рассчитать кратности воздухообмена для естественной (Ке,ч-1.), искусственной (Ки, ч-1) и комбинированной (Кк.,ч-1) систем вентиляции путем деления соответствующих объемов воздуха на свободный объем помещения (Vсв берется как 80% от геометрического объема Vг).

8. Найти нормативную кратность воздухообмена (Кн ) по формуле:

Кн= LN/Vсв, (2.2)

где L- удельный расход воздуха, приходящийся на одного человека по санитарным нормам. Этот расход зависит от объема помещения, приходящегося на одного человека. Если этот объем менее 20 м3/чел., то L ³ 30 м3/ч×чел, если объем более 20 м3/чел., то L ³ 20 м3/ч×чел.;

N – максимальное количество людей, одновременно работающих в данном помещении;

9. Сравнить кратность воздухообмена, создаваемую вентиляционной системой (естественной, искусственной и комбинированной), с нормативной кратностью и оценить эффективность различных видов вентиляционных систем.

 

Задание №5. Оценить по комплексным показателям (ЭТ, ЭЭТ и тепловой нагрузке среды) степень дискомфорта, который испытывает человек, выполняя работы в лаборатории. Найти характеристику условий труда по тепловой нагрузке среды.

Порядок выполнения работы

 

1. Смочить ткань влажного термометра в психрометре Августа дистиллированной водой и через 3-4 минуты записать показания сухого и влажного термометров психрометра.

2. По диаграмме (прилагается к установке) найти точку пересечения прямой, проведенной через точки, соответствующие показаниям термометров психрометра, с кривой, соответствующей нулевой подвижности воздуха. Эта точка соответствует эффективной температуре (ЭТ).

3. Включить бытовой вентилятор и через 2-3 минуты снова записать показания сухого и влажного термометров психрометра Августа.

4. При включенном вентиляторе измерить подвижность воздуха с помощью крыльчатого анемометра, размещая последний в плоскости расположения психрометра Августа.

5. По диаграмме найти точку пересечения прямой, проведенной через точки, соответствующие новым показаниям термометров психрометра с кривой, соответствующей найденной скорости движения воздуха. Это и будет эффективно-эквивалентная температура (ЭЭТ).

6. Полученную эффективную и эффективно-эквивалентную температуры разделить соответственно на оптимальные показатели 18,9оС (для холодного периода года) и 21,1оС (для теплого периода года).

Если полученные значения будут меньше 0,82, то в помещении имеет место охлаждающий микроклимат, а человек будет испытывать чувство холода. Если полученная величина будет больше 1,25, то в помещении микроклимат нагревающий, а человек будет испытывать чувство жары. Чем больше полученный результат будет отличаться от указанных значений в ту или другую сторону, тем большую степень дискомфорта будет испытывать человек, находясь в данном помещении.

7. Тепловую нагрузку среды (ТНС) найти, записав показания термометра, помещенного внутри зачерненного шара (Тш) и температуру влажного (Тв) и сухого (Тс) термометров психрометра Августа. Измерения проводить при работающем бытовом вентиляторе и включенном рефлекторе или электрической плитке. ТНС находят по формулам:

в помещении при тепловом излучении

ТНС=0,7 Тв + 0,1 Тс + 0.2 Тш, (2.3)

при отсутствии теплового излучения

ТНС=0,7Тв+0,3Тш , (2.4)

8. По величине ТНС по данным таблицы, приведенной в прил.2.4, найти, работы какой категории тяжести можно выполнять без напряжения процесса терморегуляции.

9. Дать характеристику условий труда в помещении, где выполняются работы при найденной тепловой нагрузке среды (см. прил.2.4).

 

Задание №6. Определить интенсивность теплового облучения работающих на разных рабочих местах от источника теплового излучения (рефлектора). Установить, где интенсивность облучения превышает допустимые значения. Оценить эффективность различных материалов, используемых для снижения теплового облучения.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Включить источник теплового излучения (рефлектор).

2. Подготовить к работе радиометр неселективный «Аргус–03», предварительно ознакомившись с его устройством и принципом действия.

3. Нарисовать план помещения и показать на нем источник теплового излучения и точки, где предполагается провести измерения интенсивности облучения.

4. Измерить интенсивность теплового облучения работающих (в расчетных точках) радиометром.

5. Сравнить полученные результаты с допустимыми уровнями облучения и найти рабочие места, где тепловое облучение превышает допустимые уровни (см. прил.2.3, табл.2.5).

6. Установить между источником теплового излучения и рабочим местом с высоким уровнем тепловой нагрузки теплоизоляционный экран и повторно провести измерения.

7. Оценить степень ослабления интенсивности облучения по разности замеров до использования экрана и при наличии экрана.

8. Провести аналогичные измерения, используя экраны из различных материалов. Найти наиболее эффективный материал.

 

Контрольные вопросы

 

1.Метеорологические условия и их влияние на организм человека. Степень риска возникновения хронических заболеваний и несчастных случаев.

2.Понятие о терморегуляции и процессе теплообмена организма человека с окружающей средой. Адаптация организма к изменению параметров микроклимата.

3.Нагревающий и охлаждающий микроклимат. Сочетанное воздействие параметров микроклимата на человека.

4. Нормирование метеорологических параметров: цель, нормируемые показатели, факторы, учитываемые при нормировании.

5. Мероприятия по обеспечению оптимальных и допустимых параметров микроклимата в «горячих» и «холодных» помещениях.

6. Вентиляция. Назначение, виды вентиляционных систем, методы оценок эффективности системы вентиляции.

7. Оценка эффективности действующей системы вентиляции.

8. Гигиенические требования к выбору системы вентиляции при проектировании.

9. Конструктивные особенности приточной и вытяжной систем вентиляции.

10. Оценка соответствия микроклиматических параметров санитарно-гигиеническим требованиям.

11. Приборы для измерения температуры, влажности, скорости движения воздуха, теплового излучения.

12. Определение комплексных показателей: эффективной и эффективно-эквивалентной температур, тепловой нагрузки среды.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к разделу «Метеорологические условия»

Приложение 2.1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.