Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства на Руси




В конце X в. на Руси было официально введено христианство. Развитие феодальных отношений подготовило замену языческих культов новой религией.

Восточные славяне обожествляли силы природы. Среди почитаемых ими богов первое место занимал Перун — бог грома и молнии. Даждь-бог был богом солнца и плодородия. Стрибог — богом грозы и непогоды. Богом богатства и торговли считался Волос, творцом всей человеческой культуры — бог-кузнец Сварог.

У восточных славян имелись капища, где происходили моления и приносились жертвы идолам. Археологами открыто капище Перуна на Перыни под Новгородом. Заметную роль в общественной жизни играли кудесники-волхвы, ведуны и т. п. Существовал восходящий ещё к родовому строю культ предков. Останки умерших сжигали, и над ними насыпали курган. С развитием индивидуальной семьи вместо устройства родовых усыпальниц над каждым захоронением стал возводиться особый курган.

Христианство рано стало проникать на Русь в среду знати. Ещё в IX в. константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила «языческое суеверие» на «христианскую веру». Христиане были среди дружинников Игоря. Христианство приняла княгиня Ольга.

Владимир Святославич, крестившись в 987 или в 988 г. и оценив политическую роль христианства, решил сделать его государственной религией на Руси. Принятие Русью христианства произошло в сложной внешнеполитической обстановке. В 80-х годах X в. византийское правительство обратилось к киевскому князю с просьбой о военной помощи для подавления восстаний в подвластных землях. В ответ Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагая скрепить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское правительство было вынуждено на это согласиться. Русское войско быстро ликвидировало восстание в Малой Азии, но Византия отказалась выполнить условие соглашения с Русью. Тогда Владимир двинулся в Крым, и русское войско в 989 г. заняло Херсонес. Василий II должен был уступить. После брака Владимира и Анны христианство было официально признано религией Древнерусского государства. Христианство, утверждавшее божественное происхождение власти, стало идеологическим орудием укрепления феодального строя и авторитета государства.

Церковные учреждения на Руси получили большие земельные пожалования и десятину из государственных доходов. На протяжении XI в. были основаны епископии в Юрьеве и Белгороде (в Киевской земле), Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей.

Народ встретил враждебно новую веру и её служителей. Христианство насаждалось насильственно, и христианизация страны затянулась на несколько столетий. В конце XI в. во время народного восстания был убит ростовский епископ Леонтий; в середине XII в. вятичи убили киевского миссионера Кукшу. Дохристианские («языческие») культы долго продолжали жить в народной среде.

Введение христианства было прогрессом в сравнении с язычеством. Вместе с христианством русские получили некоторые элементы более высокой византийской культуры, приобщились, как и другие европейские народы, к наследию античности. Введение новой религии повысило международное значение древней Руси.

6.«Русская правда» - законодательный свод древнерусского государства.

«Русская Правда» – это сборник древнейших русских законов сформированный на протяжении ХI-ХIII вв. Но некоторые ее статьи «уходят» в языческую старину. Первый текст был явлен на свет в 1973 г. Татищевым В.Н. Нормы «Правды» располагаются в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.

7.Политическая раздробленность Руси: предпосылки, сущность и последствия.

В двенадцатом веке произошел распад Киевской Руси на отдельные, независимые друг от друга княжества, однако формально единое государство еще продолжало существовать вплоть до периода татаро-монгольского нашествия. Время с 12 по 16 века принято считать периодом политической раздробленности (феодальной) Руси. Политическая раздробленность Руси: предпосылки Среди современных историков до сих пор ведутся дебаты о том, что же стало истинной причиной разделения единого крепкого государства на несколько более мелких и разрозненных. Считается, что первостепенную роль в историческом процессе сыграло появление местного боярства. Князья, правящие отдельными русскими землями, не хотели больше делиться доходами с Киевским князем, местному боярству же, как никогда нужна была сильная власть на местах, поэтому оно активно поддерживало их позицию. Кроме того, на рубеже 11-12 столетий складывается система производства товаров всеобщего потребления, структурной единицей которой становится отдельная вотчина. Со временем такие вотчины, имеющиеся в разных уголках страны, начинают производство продуктов только для собственного потребления, но никак не на продажу. В результате товарный обмен между землями единого государства практически прекращается. Каждая территория, находящаяся под управлением отдельного князя, становится полностью автономной и имеет возможность благополучного существования без поддержки соседних земель. Оседлый образ жизни, развитие пашенного земледелия привели к усилению власти дружинников на местах. Постепенно дружинники превращаются в землевладельцев, заинтересованных в том, чтобы их владения стали полностью независимы от общегосударственных законов. В связи с этим получает развитие система так называемых иммунитетов, в соответствии с которой бояре-землевладельцы получали полную независимость от Великого князя, становились полноправными хозяевами своих владений, имели право на установление определенных законов на их территории. Отсюда напрашивается вывод, что политическая раздробленность Руси явилась следствием развития частного землевладения и перехода дружинников к оседлому образу жизни. К середине 12 столетия на основе существующего еще несколько десятков лет назад единого государства складывается около пятнадцати самостоятельных княжеств. Число независимых от Киева земель растет с огромной скоростью и к 14 веку достигает двухсот пятидесяти. Крупнейшими государственными образованиями этого периода времени становятся Новгородская республика, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества. Каждое такое княжество является полностью самостоятельным и независимым от других, имеет свою денежную единицу, отдельное войско и т.п. Отношения между главами всех земель регулируются на основе соглашений и традиций. Междоусобные войны если и ведутся, то очень редко, в основе их – желание расширить свои земли за счет территорий соседнего княжества. Политическая раздробленность Руси: последствия Главными последствиями политической раздробленности Киевской Руси стали: освоение новых земель для выращивания зерна, развитие крестьянского хозяйства; усиление власти церкви, ее влияние на культурную жизнь страны; складывание четкой системы феодальной иерархии. Развитие сельского хозяйства, стремительный рост городов, выход отдельных русских княжеств на внешнеполитическую арену, развитие архитектуры, летописания – таковы последствия феодальной раздробленности Руси. Кроме того, полный политический распад государства так и не состоялся. Власть Киевских князей существовала всегда, пусть и весьма призрачно. Православная вера на протяжении всего периода раздробленности объединяла людей всех русских княжеств, руководство всей церковной организации находилось в руках Киевского митрополита. Перед внешней опасностью Киевский князь выступал как единый защитник русского государства. Политическая раздробленность Руси стала важным этапом развития государства на пути к его будущей централизации, политическому и экономическому взлету.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.