Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы и контрреформы императора Александра III




 

Александр Второй (1855 – 1881) Александр Третий (1881 – 1894)
Крестьянский вопрос. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне перево­дились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была сни­жена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о по­рядке переселения малоземельных крестьян за Урал(1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.  
Реформа системы высших органов управления. В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых ре­форм, был учрежден новый правительственный совещательный орган — Со­вет министров. Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, ко­торый в 60—70-х гг. провел большую работу по рассмотрению проектов зако­нов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подме­нен Комитетом министров. В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так, в 1865 г. Главное управление путей со­общений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений. Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной вы­платой крестьянами кредитов. В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежа­щими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.   В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах по сохранению государственной безопасности и обществен­ного спокойствия».«Либеральные бюрократы» были отправлены в ссылку. На­чалась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. Ближайшее окружение Александра III составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. К. Катков. По мнению исследователей, реакционный курс во внутренней политике Александра III окончательно восторжествовал лишь в мае 1882 г., когда ми­нистром внутренних дел был назначен граф Д. А. Толстой, а министром про­свещения стал И. Д. Делянов, «рабски покорный Толстому и Победоносцеву» (А. А. Корнилов). С. П. Рябикин суть нового курса определяет в следующих положениях. Во-первых, причины политического кризиса новое правительство видело не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заим­ствованных у Запада. Во-вторых, цель внутренней политики Александра III — укрепление са­модержавия, насаждение православия и русификация окраин России. В-третьих, новый курс.предполагал борьбу с революционным движением, искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение законов и учреждений, по­явившихся в «эпоху реформ».  
Судебная реформа 1864 г. В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы: — бессословность суда; — равенство всех подданных перед законом; — независимость суда от администрации; создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверен­ных (адвокатов); на судебные заседания допускались публика и представители прессы. — В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной рефор­мы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.   — Изменения консервативного характера вносились в судебную систему.Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889), ограни­чивалась публичность и гласность заседаний (1887).  
Земская реформа 1864 г. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Зем­ства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядитель­ные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу изби­рательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. В земских органах преобладали помещики и дворяне (около 40%). Со­гласно закону земства были избраны только в 33 (по некоторым данным в 34) из 50 российских губерний. Земства ведали хозяйственными делами, касаю­щимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством бла­готворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием. Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреж­дения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.   — Введен институт земских начальников (1889). Они назначались минист­ром внутренних дел из местных дворян — помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюде­нием порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укре­пила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам. — Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них иму­щественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Спи­сок гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах са­моуправления.  
Реформа городского самоуправления 1870 г. Всесословные органы обще­ственного самоуправления — городские думы — создавались в соответствии с новым «Городовым положением». Все жители, платившие налоги, разделя­лись на три группы соответственно сумме выплачиваемых ими налогов. Каж­дая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Один голос богатых плательщиков, избиравших '/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких. Глас­ные городской думы избирали из своей среды городскую голову и членов го­родской управы. Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах со­ответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.   — Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказ­чиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким об­разом, городское самоуправление практически было под контролем прави­тельства.  
Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессив­ных изменений в налоговой системе.    
Военные преобразования 60—70-х гг. Одним из наиболее последовательных и важных преобразований александровского царствования стала военная ре­форма. Ее начало относится к 1860—1861 гг., завершение — к 1874 г. Успеху этой реформы способствовало то, что ее подготовкой и проведе­нием в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изме­нить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офи­церский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию. Главное достижение военной реформы — переход от рекрутского набора квсеобщей воинской повинности (закон утвержден Александром II 1 января 1874 г.). Согласно закону мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок военной службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший выс­шее образование, служил полгода, среднее — полтора года. Первое серьезное испытание — Русско-турецкая война 1877—1878 гг. — показало высокий уровень боевой подготовки армии.    
Реформы в системе просвещения. Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на терри­торию университета без разрешения его ректора. Делами университетов ру­ководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал. В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гим­назии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили глав­ным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие техниче­ские учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сфе­ру начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.   По мнению правительства, от печати и образования исходила опасность устоям государства. Ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями. Университетский устав 1884 г. фактически упразд­нил автономию университетов; ректор и профессора назначались правитель­ством; возрастала почти в два раза плата за обучение; особая инспекция осу­ществляла надзор за студентами. Представителям «низших» сословий затруд­нялась возможность получения образования. Циркуляр о кухаркиных детях (1887) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей.
Ослабление цензуры. В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутрен­них дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати).Отменялась пред­варительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей час­ти книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — приме­нение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.   В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.  
В феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления — Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и обществен­ного спокойствия во главе с М. Г. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным под­польем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», по­лучил поддержку императора. — В соответствии с Положением о мерах к охранению государственной безо­пасности и общественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 Лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств. — В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религи­озному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероис­поведания, в особенности евреев. Правительство проводило политику руси­фикации национальных окраин.
Рабочее движение отсутствовало — Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреж­дена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению.
Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Но главное было даже не в этом.Монолог власти, характерный для Николаевской эпохи, по мне­нию И. Н. Ионова, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной. — Убежденный приверженец традиций, Александр III считал патриархаль­ность лучшим образом мыслей и действий для всех граждан империи. Он ста­рался быть строгим, но справедливым отцом для подданных и того же требо­вал от чиновников, военных, священников — всех, имевших власть над людь­ми. Его вполне устраивала известная формула С. С. Уварова — «православие, самодержавие, народность».



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.