2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
СЗ
ИС
АТ
ЗИ
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
6
в том числе:
лабораторные работы
-
-
-
-
практические занятия
-
-
контрольные работы
-
-
-
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
-
-
-
Самостоятельная работа студента (всего)
42
в том числе:
подготовка рефератов:
внеаудиторная самостоятельная работа:
3
39
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи для специальности 270802 СЗ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Культура речи и языковая норма
Тема 1.1. «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина, в основе которой языковая норма.
Содержание учебного материала.
2
«Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина Современный русский язык, тенденции его развития, проблема его экологии. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Понятие нормы, коммуникативная целесообразность нормы.
Литературный язык и языковые нормы, их типы
1
Лабораторные работы
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: индивидуальное задание- составление личного плана повышения уровня грамотности.
5
Тема 1.2. Орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
1
2
Орфоэпические нормы Понятия «орфоэпия», «акцентология». Варианты русского литературного произношения гласных и согласных звуков, заимствованных слов.
Акцентологическая норма. Разноместность и подвижность как свойства русского ударения. Вариативные нормы ударения.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: работа с орфоэпическими словарями - составление личного орфоэпического словарика «Трудные случаи ударения и произношения».
5
Тема 1.3.
Нормы русского правописания
Содержание учебного материала
1
2
Нормы правописания. Орфография и пунктуация, основные принципы. Понятие орфограммы и пунктограммы. Функции знаков препинания в тексте.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: работа с орфографическими словарями – составление личного словаря «Мои ошибки».
5
Тема 1.4.
Лексическая норма и основные коммуникатив-ные качества речи.
Содержание учебного материала
1
2
1.
Лексическая норма и основные коммуникативные качества речи. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Основные коммуникативные качества речи: правильность, точность, выразительность, уместность, чистота, логичность.
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: Работа с толковыми и фразеологическими словарями. редактирование газетных статей, подбор примеров с речевыми ошибками, публицистическими штампами, клише
5
Тема 1.5. Грамматические нормы
Содержание учебного материала
1
2
Грамматические нормы(морфологическая, словообразовательная, синтаксическая). Понятия: «части речи», «морфология», «морфема», «словообразование», «синтаксис», «синтаксические единицы языка. Стилистические возможности словообразования. Морфологические нормы употребления форм различных частей речи. Нормы употребления словосочетаний и предложений.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента: Работа с различными информационными источниками; составление словаря международных словообразовательных элементов; подбор примеров с использованием профессиональных и научных словообразовательных элементов.
5
Раздел 2.
Функциональные стили современного русского языка
Тема 2.1.
Понятие функциональ-ных стилей русского языка
Содержание учебного материала
-
2
Понятие стилей русского языка, функциональные стили и их взаимодействие
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента. Изучение особенностей стиля художественной литературы,индивидуальное творческое задание - лингвистический анализ художественного текста.
5
Тема 2.2.
Официально-деловой стиль
Содержание учебного материала
-
2
1.
Официально-деловой стиль, его своеобразие.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: Основные виды деловых и коммерческих документов. Языковые формулы официальных документов. Язык и стиль деловой беседы. Официально – деловая письменная речь. Культура составления деловых писем. Реклама в деловой речи. составление деловых писем; подбор из текстов примеров с разными типами связи в словосочетаниях, предложениях, свойственных деловому стилю речи.
5
Тема 2.3. Научный стиль
Содержание учебного материала
-
2
1.
Научный стиль в его устной и письменной разновидности.
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента: работа над рефератом по выбранной теме. Жанры научной речи: научная монография, статья, тезисы, аннотация, рецензия, резюме. Терминологичность словарного состава как ведущий признак научного стиля. Структурно- смысловые компоненты и языковые средства, оформляющие аннотацию, рецензию, конспект, реферат.
5
Тема 2.4.
Публицистичес- кий стиль
Содержание учебного материала
-
2
1.
Общественно-публицистический стиль.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенность устной публичной речи, ее риторические приемы и принципы построения.
Культура ораторской речи, Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения, Средства структурирования текста. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, начало, развертывание и завершение речи. Выступление перед аудиторией. составление отзыва (рецензии).
5
Тема 2.5.
Разговорная речь.
Содержание учебного материала
-
2
1.
Особенности разговорной речи.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента. Разграничение разговорности и просторечия, Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка и условия ее функционирования. Роль внеязыковых факторов. наблюдение над речью (своей, окружающих) с целью корректировки ошибок в употреблении речевых конструкций различных стилей речи.
5
Раздел 3.
Функционально - смысловые типы речи
Тема 3.1.
Описание; языковые средства и специальные приемы
Содержание учебного материала
1
2
1.
Понятие описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: подбор примеров текстов-описаний из учебной литературы. Виды описаний: деловое (научно-популярное) и художественное. Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний.
5
Тема 3.2.
Повествование; языковые средства и специальные приемы
Содержание учебного материала
-
2
1.
Понятие «повествование».
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента. Изучение жанров повествований: рассказ, пересказ, сообщение (отчет и доклад). Языковые средства и специальные приемы жанров-повествований. Работа с различными информационными источниками- пересказ прочитанного художественного текста, составление отчета
5
Тема 3.3.
Рассуждение; языковые средства и специальные приемы
Содержание учебного материала
-
2
Понятие«рассуждения»; структура рассуждения. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Взаимосвяэь рассуждения и других фунционально-смысловыхтипов речи.
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
-
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента: подбор примеров аргументов различных видов из текстов рассуждений.
5
Раздел 4.
Речевая деятельность и речевое взаимодействие.
Тема 4.1.
Речевая деятельность, структура и виды
Содержание учебного материала
2
2
Виды речевой деятельности: слушание, говорение, писание и чтение.Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения в различных ситуациях служебного общения. Активное чтение. Жанр и композиция текста. Деловой спор. Культура полемической речи. Дискуссия как управляемый спор.
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: подготовка выразительного чтения текстов разных жанров.
4
Тема 4.2.
Речевой этикет.
Содержание учебного материала
1
2
1.
Понятие речевого этикета. Способы передачи этикетной информации. Речевые клише для выражения приветствия, просьбы, благодарности, прощания. Культура выражения несогласия. Критика и комплимент. Речевое поведение в конфликтных ситуациях.
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа: работа с различными информационными источниками- подбор примеров с разными способами передачи этикетной информации.
4
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
Всего:
84
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи для специальности 230403 ИС
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Культура речи и языковая норма
Тема 1.1. «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина, в основе которой языковая норма.
Содержание учебного материала.
2
«Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина Современный русский язык, тенденции его развития, проблема его экологии. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Понятие нормы, коммуникативная целесообразность нормы.
Литературный язык и языковые нормы, их типы
1
Лабораторные работы
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: индивидуальное задание- составление личного плана повышения уровня грамотности.
5
Тема 1.2. Орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
1
2
Орфоэпические нормы Понятия «орфоэпия», «акцентология». Варианты русского литературного произношения гласных и согласных звуков, заимствованных слов.
Акцентологическая норма. Разноместность и подвижность как свойства русского ударения. Вариативные нормы ударения.
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: работа с орфоэпическими словарями - составление личного орфоэпического словарика «Трудные случаи ударения и произношения».
5
Тема 1.3.
Нормы русского правописания
Содержание учебного материала
-
2
Нормы правописания. Орфография и пунктуация, основные принципы. Понятие орфограммы и пунктограммы. Функции знаков препинания в тексте.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:Нормы русского правописания. Осложненное списывание. Орфографический и пунктуационный разбор.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента. Работа с информационными источниками, изучение понятий: орфография и пунктуация, основные принципы. Понятие орфограммы и пунктограммы. Функции знаков препинания в тексте. Работа с орфографическими словарями – составление личного словаря «Мои ошибки».
5
Тема 1.4.
Лексическая норма и основные коммуникатив-ные качества речи.
Содержание учебного материала
1
2
1.
Лексическая норма и основные коммуникативные качества речи. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Основные коммуникативные качества речи: правильность, точность, выразительность, уместность, чистота, логичность.
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
-
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента. Работа с толковыми и фразеологическими словарями.
редактирование газетных статей, подбор примеров с речевыми ошибками, публицистическими штампами, клише
Практические занятия: Морфологические и синтаксические нормы. Корректировка ошибок в словообразовании, формообразовании,использовании в тексте форм слова, словосочетаний, предложений.
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента. Работа с различными информационными источниками. Изучение понятий: «части речи», «морфология», «морфема», «словообразование», «синтаксис», «синтаксические единицы языка. Стилистические возможности словообразования. составление словаря международных словообразовательных элементов; подбор примеров с использованием профессиональных и научных словообразовательных элементов.
5
Раздел 2.
Функциональные стили современного русского языка
Тема 2.1.
Понятие функциональ-ных стилей русского языка
Содержание учебного материала
-
2
Понятие стилей русского языка, функциональные стили и их взаимодействие. Стиль художественной литературы. Богатство языка художественной литературы.
Лабораторные работы
-
Практические занятия: Продуцирование и подбор текстов разных стилей.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента. Работа с различными информационными источниками. Изучение понятия функциональных стилей русского языка, и их взаимодействия, особенностей языка художественной литературы. Индивидуальное творческое задание - лингвистический анализ художественного текста.
5
Тема 2.2.
Официально-деловой стиль
Содержание учебного материала
-
2
1.
Официально-деловой стиль, его своеобразие
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента. Работа с различными информационными источниками. Основные виды деловых и коммерческих документов. Языковые формулы официальных документов. Язык и стиль деловой беседы. Официально – деловая письменная речь. Культура составления деловых писем. Реклама в деловой речи. составление деловых писем; подбор из текстов примеров с разными типами связи в словосочетаниях, предложениях, свойственных деловому стилю речи.
5
Тема 2.3. Научный стиль
Содержание учебного материала
-
2
1.
Научный стиль в его устной и письменной разновидности
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента: работа над рефератом по выбранной теме. Жанры научной речи: научная монография, статья, тезисы, аннотация, рецензия, резюме. Терминологичность словарного состава как ведущий признак научного стиля. Структурно- смысловые компоненты и языковые средства, оформляющие аннотацию, рецензию, конспект, реферат, работа над рефератом по выбранной теме.
6
Тема 2.4.
Публицистичес- кий стиль
Содержание учебного материала
-
2
1.
Общественно-публицистический стиль.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента. Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенность устной публичной речи, ее риторические приемы и принципы построения.
Культура ораторской речи, Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения, Средства структурирования текста. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, начало, развертывание и завершение речи. Выступление перед аудиторией. составление отзыва (рецензии).
5
Тема 2.5.
Разговорная речь.
Содержание учебного материала
-
2
1.
Особенности разговорной речи
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента. Разграничение разговорности и просторечия, Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка и условия ее функционирования. Роль внеязыковых факторов. наблюдение над речью (своей, окружающих) с целью корректировки ошибок в употреблении речевых конструкций различных стилей речи.
5
Раздел 3.
Функционально - смысловые типы речи
Тема 3.1.
Описание; языковые средства и специальные приемы
Содержание учебного материала
-
2
1.
Понятие описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи.
Лабораторные работы
-
Практические занятия: продуцирование и подбор текстов разных типов речи: описаний, повествований, рассуждений.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: подбор примеров текстов-описаний из учебной литературы. Виды описаний: деловое (научно-популярное) и художественное. Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний. подбор примеров текстов-описаний из учебной литературы.
5
Тема 3.2.
Повествование; языковые средства и специальные приемы
Содержание учебного материала
-
2
1.
Понятие «повествование»,
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента: работа с различными информационными источниками, изучение жанров повествований: рассказ, пересказ, сообщение (отчет и доклад). Языковые средства и специальные приемы жанров-повествований. пересказ прочитанного художественного текста, составление отчета.
5
Тема 3.3.
Рассуждение; языковые средства и специальные приемы
Содержание учебного материала
-
2
Понятие«рассуждение».
Лабораторные работы
Практические занятия.
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента,работа с различными информационными источниками. Изучение структуры рассуждения. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Взаимосвяэь рассуждения и других фунционально-смысловыхтипов речи. подбор примеров аргументов различных видов из текстов рассуждений.
5
Раздел 4.
Речевая деятельность и речевое взаимодействие.
Тема 4.1.
Речевая деятельность, структура и виды
Содержание учебного материала
1
2
Виды речевой деятельности: слушание, говорение, писание и чтение.Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения в различных ситуациях служебного общения. Активное чтение. Жанр и композиция текста. Деловой спор. Культура полемической речи. Дискуссия как управляемый спор.
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: подготовка выразительного чтения текстов разных жанров.
5
Тема 4.2.
Речевой этикет.
Содержание учебного материала
1
2
1.
Понятие речевого этикета. Способы передачи этикетной информации. Речевые клише для выражения приветствия, просьбы, благодарности, прощания. Культура выражения несогласия. Критика и комплимент. Речевое поведение в конфликтных ситуациях.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа: работа с различными информационными источниками- подбор примеров с разными способами передачи этикетной информации.
5
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
Всего:
86
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи для специальности 190103 АТ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление