Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговая организация как социально-экономическая система: сущность, субъект, объект, факторы внешней среды, оказывающие прямое и косвенное воздействие на деятельность организации




Предприятие торговли, представляя собой организационно-целостную совокупность взаимодействующих структур, соединенных для достижения определенных целей, может рассматриваться как система. Торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социально-экономическим системам. Социальной системой оно является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется ими в соответствии с их личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечиваются непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарного обращения, доведение до конечного потребителя товаров и услуг.

Торговое предприятие является открытой системой, поскольку постоянно обменивается с внешней средой информацией, регулирует свои входы и выходы и состоит из двух самостоятельных и взаимодействующих составляющих - объекта и субъекта.

В качестве объекта воздействия в системе торгового предприятия рассматривается совокупность материальных условий, технологических, технических, организационных процессов, а также отношений между работниками во время выполнения предприятием функций по обслуживанию населения.

Субъектом является специальная группа людей (аппарат управления), которая посредством форм экономического воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Воздействие субъекта на объект в системе торгового предприятия может осуществляться только при условии циркулирования (движения) информации

Предприятие торговли постоянно взаимодействует с внешней средой через механизмы государственного регулирования и рыночной конкуренции, финансово-кредитную систему, потребление ресурсов, взаимоотношения с покупателями, местными органами власти.

Свойство предприятия как развивающейся системы проявляется в цикличности развития предприятия или его отдельных элементов. Динамический цикл развития предприятия можно представить как единство и постоянное обновление трех стадий – формирования, функционирования и обновления. На первой стадии происходит формирование предприятия как системы для реализации определенных целей. Вторая стадия – это период максимального функционирования для достижения поставленных целей. По мере постоянного изменения внутренней и внешней среды соответствующим образом изменяются цели и способы их достижения, и для сохранения предприятия возникает необходимость в третьей стадии – обновлении предприятия. Затем все стадии вновь повторяются.

Как открытая социально-экономическая система торговое предприятие находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней среды, которые могут позитивно или негативно влиять на деятельность предприятия. Ответной реакцией предприятия на эти факторы является принятие решений либо по их устранению, либо по приспособлению к ним его внутренней среды.

В современных экономических условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационно-экономический комплекс, развивающийся с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи

Негативные последствия для деятельности торговых предприятий имеют частые изменения законодательной и нормативной базы, отсутствие государственной программы поддержки социально значимых предприятий торговли и общественного питания, а также малых форм предпринимательства в отрасли, рост цен и тарифов на услуги других отраслей (электроэнергия, транспорт, связь).

 

 


  1. Емкость рынка: сущность, определение емкости рынка на разных уровнях, факторы влияния.

Ёмкость рынка — потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Емкость рынка изменяется во времени.

Ёмкость рынка - это верхний предел, к которому стремится спрос. Это потенциальный, максимально возможный спрос. Объем рыночного спроса определяет некоторую долю от емкости рынка. Очень многое зависит от своевременности и точности оценки емкости рынка и объема сбыта. Прогноз сбыта ориентирован прежде всего на объем продаж конкретных изделий.
Производственный метод определения емкости рынка

в теории также встречается этот способ под именем «основанный на структурных характеристиках рынка».
Суммарная ёмкость рынка (E) будет вычисляться: E = П + V имп – V экс + V изм скл,
где П – объём производства продукции в стране за рассматриваемый период,
V имп и V экс – величины соответственно объёмов импорта и экспорта продукции,
V изм скл – величина изменения объёмов складских запасов на начало и конец периода

Определение емкости рынка по отраслевому росту Суть заключается в расчёте ёмкости рынка путём экстраполяции данных по его росту за последние несколько или более лет при условии стабильности макросреды. Таким образом за базу берётся ёмкость рынка определённого периода и домножается на коэффициент роста.

Е = Е прш * k роста,
Где Е прш – ёмкость прошлого периода, взятая за базу,
k роста - коэффициент роста (при 5% росте коэффициент будет равняться 1.05).

Метод индекса исследовательской панели
E = (∑ (Viн - V iк) + Пр i) / K n * 12/T * Kобщ, i=1, … K n,
Где Viн и V iк объём складских запасов на начало и конец периода исследования в i-том магазине
Пр i объём продаж в i-том магазине за период исследования
K n количество магазинов, входящих в панель
T период за который собираются данные, выраженный в месяцах
Kобщ общее количество магазинов, торгующих исследуемым товаром.

Метод на основе индекса покупательской способности применим в основном для оценки ёмкости региональных рынков, при условии что ёмкость всего рынка известна.

Ер = E * И пс,
Где Ер ёмкость регионального рынка,
И индекс покупательной способности регионального рынка, при расчёте которого с весовыми коэффициентами учитываются доли располагаемого дохода, розничного товарооборота и численность населения по отношению к стране.

(∑ (Viн - V iк) + Пр i) / K n ещё называется индексом панели

аналогичная схема применяется для проведения расчётов на панели потребителей. При этом стоит помнить, что «метод индекса исследовательской панели» для одного и того же товара при использовании методик панели продавцов должен совпадать с панелью покупателей.

Метод на основе норм расходования товара используется для приобретаемых систематически и быстрорасходуемых потребительских товаров (например зубная паста). Основой формулы является величина потребления при одном обращении к товару. Тогда расчёт ёмкости примет следующий вид

E = ∑ Д i * С* T i,
Где Д i количество пользователей товара в выделенной группе,
С объём потребления продукта при одном обращении,
T i частота обращения в год.

Метод суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж Частично данный метод хорошо знаком через призму повторных продаж для товаров длительного пользования. В этом случае применяется упрощённый подход, связанный со сроком службы единицы товара и общим количеством товара, находящемся в пользовании, что даёт

Еповт= V*(1/ T сл),
Где V общий объём товара, находящегося в пользовании,
T сл срок службы данного товара.

Теперь перейдём к общей ёмкости рынка для товаров длительного пользования, используя объём первичных, повторных и дополнительных продаж. При этом следует помнить, рынок первичных продаж суммируется из тех, кто впервые приобретает продукцию; рынок дополнительных продаж – из тех, кто приобретает товар к уже имеющемуся. Следовательно
Е = Епер + Еповт + Едоп

 


 

  1. Покупательский спрос: сущность, классификация, методы прогнозирования

покупательский спрос - отражение потребностей потребителей в том или ином товаре, работе, услуге, сопоставимости желания и возможности приобрести данный товар, работу, услугу. Это довольно сложное явление, которое складывается из различных элементов с определенными социальными, экономическими, демографическими и региональными особенностями. Это дает возможность дифференцировать спрос по определенным признакам, что облегчает его регулирование.

Розничная торговля различает три вида спроса: формирующийся, реализованный и неудовлетворенный.

Изучение покупательского спроса проводится, в первую очередь, для расчёта действий, направленных на более полное удовлетворение потребностей населения. Изучение спроса направляется на определение тенденций в формировании спроса, на выяснение причин, вызывающих его увеличение или сокращение на отдельные товары. В свою очередь в условия развития торговли входит и своевременная реализация готовой продукции, и объем товарных ресурсов, и покупательская способность населения, от чего зависит покупательский спрос на товары.

Прогнозирование покупательского спроса изучает тенденции развития спроса населения на различные товары. Результаты применяются в процессе планирования капитальных вложений, при обосновании торгового заказа. Методы прогнозирования потребительского спроса зависит от того, какова цель прогноза: определение структуры, темпов, объема спроса, от степени детализации структур, от объекта прогнозирования, от периода упреждения прогноза.

Выделяются следующие базовые методы:

нормативный метод, базирующийся на научно обоснованных нормах потребления и нормативов обеспеченности товарами населения;

дельфийский метод; метод определения емкости рынка, характеризующий объем товаров, которые могут быть куплены за определенное время при заданных условиях доходов, уровне цен и насыщенности рынка;

математические методы и модели.

 

 


 

  1. Товарное предложение: сущность, факторы, планирование.

Одним из важнейших условий развития рыночных отношений является предложение товаров – это масса товаров, которая находится на рынке или может быть доставлена на него.

Величина предложения товаров и услуг на потребительском рынке определяется как масса товаров и услуг, которые произведены, поставлены на рынок и предназначены для продажи. Она зависит от следующих параметров:
1) p – цена товара или услуги на рынке,
2) pr – цена на ресурсы, используемые в производстве данного товара или услуги,
3) Tech - уровень технологии, влияющий на величину затрат на производство данного товара,
4) pgr - цена на товар, производимый из тех же ресурсов, что и данный товар,
5) exp - ожидания производителей относительно состояния рынка в будущем.
Все параметры функции предложения оказывают влияние не только на величину предложения, но и на конкурентоспособность производителей
Товарное предложение на потребительском рынке осуществлялось за счет следующих источников:
- производства потребительских товаров на специализированных предприятиях;
- сельскохозяйственной продукции производимой совхозами, колхозами и частично закупаемой у населения;
- организации производства непродовольственных товаров народного по-требления как дополнительной продукции на предприятиях других отраслей промышленности;
- ввоза в республику потребительских товаров из зарубежных стран.

Товарное предложение включает товарные ресурсы и товарные запасы. Под товарными ресурсами понимается вся масса товаров на определенный период, служащая источником покрытия личных и коллективных потребностей населения и частично потребностей народнохозяйственного комплекса. Товарные запасы находятся в сфере обращения и предназначены для бесперебойной продажи населению.

Основную часть товарных ресурсов составляют ресурсы, предназначенные для продажи населению (80-95 %).
В настоящее время предложение товаров осуществляется на основе поставки товаров на потребительский рынок в соответствии с контрактными договорами об условиях купли-продажи товара и складывается из:
- поставок товаров на рынок от республиканских производителей;
- импортных поставок, ввоза товаров физическими лицами;
- продажи продукции с личного подсобного хозяйства;
- нереализованных остатков в оптовой и розничной торговле.
Индикативным показателем наличия товара в соответствии с ассортиментом является коэффициент наполняемости товарами торговых предприятий. Этот коэффициент рассчитывается на основе 10 наблюдений в течение определенного периода времени как доля посещений, когда товар имелся в наличии, выраженная в процентах. Коэффициент наполняемости не рассчитывался в плановой экономике, в условиях переходной экономики на этапах ненасыщенного рынка он характеризует возможности выбора товаров и их ассортиментный состав и насыщенность рынка. С развитием рынка и в условиях рыночной экономики, когда предложение ориентируется на спрос потребителя, данный индикатор не используется, уступая место, например, индексу потребительских настроений.

Товарные ресурсы в целом к л а с с и ф и ц и ру ю т с я:

По потребительскому назначению:

  • продовольственные;
  • непродовольственные.

По характеру использования:

  • продажа населению;
  • промышленная переработка или потребление;
  • потребление организациями социального характера;
  • экспорт.

Товарные ресурсы для промышленного потребления или переработки – это часть товаров, которые используются в качестве основного сырья для производства других товаров (например, сахар для кондитерских изделий, мука для хлебобулочных изделий, ткани для швейных изделий и т.д.) или в качестве вспомогательного сырья (например, ткань для обувной, мебельной, автомобильной промышленности).

Товарные ресурсы для организаций социального характера - это часть непродовольственных товаров, предназначенных для снабжения больниц, домов отдыха, детских учреждений и т.д.

Отдельно в составе товарных ресурсов следует также учитывать снабжение спецодеждой, спецобувью работников ряда отраслей национальной экономики.

В основе планирования и распределения товарных ресурсов лежат материальные балансы. В доходной части баланса отражаются все источники товарных ресурсов (запасы на начало периода; поступление из различных источников и т.д.), в расходной – направления использования ресурсов (продажа населению; промышленная переработка, экспорт и т.д.).

Основными источниками формирования товарных ресурсов являются: легкая, пищевая, тяжелая промышленность; сельское хозяйство, фермерские хозяйства; личные подсобные хозяйства; подсобные хозяйства организаций; импорт.

Соотношение указанных источников зависит от уровня развития производства и сферы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства.

Масштабы, качество и динамика развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития платежеспособного спроса населения и одновременно выступают в качестве основных показателей уровня развития сферы товарного обращения и экономики страны или региона.

  1. Товарооборот организаций торговли: сущность и состав товарооборота организаций торговли

Одним из основных экономических показателей хозяйст­венной деятельности торгового предприятия является товаро­оборот — процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара — торговое предприятие* — за деньги продает товар в собствен­ность другому юридическому или физическому лицу. Товаро­оборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товаро­оборот хар-ся наличием 2 признаков:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.