Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 60. Советская культура 1918-1941




В 1919 году был издан декрет о ликвидации безграмотности, по которому все люди от 8 – 50 лет должны были обучаться чтению и письму. Система школьного образования была представлена начальной четырехлетней школой, девятилетней городской школой, школой крестьянской молодежи и школой фабрично-заводского ученичества. Классовая политика в стране затронула сферу высшего образования.

1)Создавались условия для поступления в ВУЗы рабочих и крестьян.

2) Из профессорско-преподавательского состава исключались люди, не поддерживавшие власть. По инициативе Ленина были выдворены из страны 160 крупнейших ученых и философов. Многие русские писатели и поэты оказались за границей, прекрасно понимая, что свобода творчества и диктатура большевиков не совместимы (Куприн, Бунин, Набоков). Оставшиеся (Зощенко, Каверин и тд) выступали за поиск новой художественной формы, соответствующей времени. В области изобразительного искусства сложился ряд обществ художников,которые продолжали традиции русского авангарда (Филатов, Фальк). На рубеже 1920-1930 годов, проводится культурная революция, задачей которой было формирование социалистического сознания. Это предполагало: приобщение культуре народных масс и народное просвещение (духе марксистко-ленинского учения) в 1930-еосуществился приход к обязательному школьному образованию. По переписи населения в 1939 году грамотность составляла более 80% (в возрасте 9+) Создается всероссийская академия с/х наук, под руководством Вавилова. Ведут исследования атомного ядра. В химии изобрели синтетический каучук и этиловый спирт. Циолковским разрабатывается теория освоения космоса. В литературе основным направлением становится социалреализм, который не отражал реальность. Основной его задачей было создание искаженной действительности, создание идеала социалистического будущего. Архитектура тяготеет к монументальным неоклассическим формам. Идет массовое строительство общественных и правительственных зданий, широко применяются пышные внешние украшения. Массовым видом искусства и пропаганды становится кинематограф. (Эйзенштейн, Пудовкин, Герасимов)

Вопрос 61. Политика индустриализации в СССР (1925-41гг), её цели, характер, значение.

В конце 20-х годов в стране развернулось огромное строительство, проходившее по заранее подготовленному плану, рассчитанному на 5 лет. За 4-5 лет в стране должны были возникнуть целые отрасли промышленности. Руководители партии воспользовались разработками талантливых инженеров и экономистов. Их обобщили сотрудники Госплана – ведомства, созданного в 1921г. для реконструкции разрушенной в годы войны экономики. В основе принятого плана лежало создание пром центров на Урале и Сибири, в непосредственной близости к источникам сырья. Главная роль отводилась тяжелой промышленности – металлургии, химии, станкостроению и производству вооружений. Чтобы вдохнуть жизнь в новые предприятия и связать их между собой, предусматривалось строительство крупных электростанций и транспортных магистралей.

Самыми значительными стройками первой пятилетки (1928г. 1 октября) стали металлургический комбинат в Магнитогорске, крупнейшая электростанция на Днепре-Днепрогэс, Туркестано-Сибирская ж/д, Сталинградский тракторный завод, Ростовский завод сель-хоз машин. Автомобильные и тракторные заводы строились и в других городах. С самого начала на них был налажен и выпуск военной техники. Для воплощения этих проектов в жизнь привлекались иностранные инвестиции и иностранные специалисты (к началу 1931г. в СССР работало более 5 тысяч технических специалистов из разных стран).

Основные валютные ср-ва поступали от продажи за рубеж зерна, леса и золота. Валить лес и работать на приисках предстояло заключенным. Первая пятилетка стала не только эпохой великих строек, но и временем создания “лагерной экономики”, просуществовавшей долгие десятилетия. Основой для постоянного пополнения исправительных лагерей стала 58 статья уголовного кодекса, предусматривавшая ответственность за различные политические преступления. 27 июня 1929г. Политбюро приняло решение о развертывании сети исправительно-трудовых лагерей. Уже к 1930г. по всему северу Европейской России и в Карелии появилось множество лагерей. С 7 апреля 1930г. они были переданы под контроль Главного управления лагерей – ГУЛАГа.

Суть лагерной экономики заключалась в сочетании непомерных норм выработки, крайне ограниченного питания и возможности досрочного освобождения за доблестный труд. При добросовестном выполнении этих условий человек сгорал за несколько месяцев и редко доживал до конца.

Первым полностью лагерным строительством стало сооружение Беломоро-Балтийского канала, который начали строить в июне 1930г., а закончили 1 мая 1933 года. Каждый год стройка поглощала сто тысяч заключенных. Все делалось вручную, без применения техники и специальных инструментов. Причем практическое значение канала оказалось ничтожно – большую часть года он покрыт льдом и не годится для прохода крупных судов.

Все же в годы первой пятилетки роль лагерей была невелика. Еще существовала массовая безработица, молодежь горела неподдельным энтуазизмом, и люди были готовы терпеть лишения за небольшой заработок или из-за идейных соображений.

1934г. 26 января-10 февраля – принят план II пятилетки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.