Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.Н.Толстой. 42. Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и




42. Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и

Толстого "Война и мир".

 

Два величайших писателя Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой поче-

му-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его де-

тище - Петербург. И это свое негативное отношение к северной столице

отразили в своих бессмертных творениях.

 

"Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний

на душу человека, как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов, ге-

рой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". И действитель-

но, Петербург - театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как

шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мос-

тов, единственное нарушение прямизны -это изгибы рек и каналов. Петер-

бург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная ис-

кусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красо-

тами этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости

и одиночество.

 

Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жа-

ра стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,

кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому пе-

тербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это неприятно

потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский

в "Преступлении и наказании", прослеживая связь между "исступленными

мыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки. Эта ка-

морка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же

душной каморки - большого города. Только в духоте узких улочек, в тес-

ноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорблен-

ных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и

молодости...

 

Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся

"на аршине пространства", дополняет чувство духовного одиночества че-

ловека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозре-

нием и недоверием, их объединяет только злорадство и любопытство к

несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетите-

лей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.

 

В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, рав-

нодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова

"от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него

эта картина".

 

Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огром-

ная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных

лестниц, грязных углов; город - соучастник преступления Раскольникова,

то для Толстого Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души,

где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспом-

ним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гости-

ных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при

встрече с ним: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для ме-

ня".

 

Петербург для Толстого - это источник искушения и всяческих

бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после

того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяж-

кие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая

с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.

 

Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города,

искусственность и фальш царят в душах представителей петербургского

высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вот

их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано

ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих

нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любез-

ность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес-

тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их

речь, жесты, интонация и поступки определяются "условными правилами

светского поведения". Город, в котором они живут, сыграл с ними мрач-

ную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему

образу и подобию.

 

Несмотря на то, что два величайших писателя по- разному изоб-

разили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое:

оба они не любят и не принимают его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.