Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.М.Горький. 61. Дно жизни - трагический образ пьесы А.М.Горького На дне




61. "Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".

 

Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы

Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое вре-

мя не мог подобрать точного названия к пьесе. Первоначально она назы-

валась "Ночлежка", затем "Без солнца", и, наконец, "На дне". В самом

названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже

никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорб-

ленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, ко-

торым тоже "уже некуда больше идти". Много сходных черт можно найти у

героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, прости-

туток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан

Горьким.

 

В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир от-

верженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов,

об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сво-

дами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера

и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными

чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел,

жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о

своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей

любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сей-

час. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - трагические

жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает

быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

 

Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы,

но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают

замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы

Анны. "Не помню, когда я сыта была... - говорит она. - Над каждым кус-

ком хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы

больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою

несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной свое доле:

"Работы нет... силы нет... Вот -правда! Пристанища, пристанища нету!

Издыхать надо... Вот правда!"

 

Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих в

обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбил-

ся из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко и

физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и осталь-

ные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

 

И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают

действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержате-

ля ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из

своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.

Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.

 

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно оче-

видной, если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными

и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, нес-

частных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о чело-

век, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот правда!

Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же

остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это

звучит - гордо!"

 

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть чело-

век, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека,

которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...

 

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестест-

венно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лу-

ка, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам

писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (вырази-

тель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно наз-

вать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои

мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого

персонажа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.