Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чичиков - делец-приобретатель




Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в

Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний

по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя

работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение

клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга

перед родиной. В 1841 году поэма была написана, но члены

Московского цензурного комитета, которым он представил рукопись,

пришли в негодование от содержания произведения. Поэма была

запрещена, это были самые тяжелые дни для Гоголя. Он обратился за

помощью к Белинскому, и тот сделал все возможное, чтобы, минуя

цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду

представители правящих сословий, но считал своим долгом перед

Россией и народом "показать, хотя с одного боку, всю Русь". Гоголь

вначале хотел изобразить всю Русь с одного боку, а получилась картина

небывалого, разностороннего охвата явлений.

Гоголевский Чичиков - образ необыкновенный, скорее всего и не

образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего

первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с

которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала Гоголь

представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то

конкретное. "В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной

наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать,

чтобы стар, однако и не так, чтобы молод," - пишет Гоголь. В чувствах

Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того

времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время

заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать

герад с мертвыми душами". Гоголь строит поэму в двух сравнительных,

развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию

помещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую

ей на смену Россию Чичиковых.

Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо

более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь

Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской

поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом,

манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не

блистал. Навсегда запомнив зовет отца, "а пуще всего береги копейку,

копейкой все прошибешь", Чичиков все свои силы подчиняет

служебной деятельности и складыванию копейки. Гоголь рисует

Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот

человек. Гоголь пишет: "О себе приезжий, как казалось, избегал много

говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с

заметной скромностью". Единственное, чем Гоголь оживляет своего

героя, - это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один

только Ноздрев произвольно догадывается о сущности Чичикова,

потому что сам подлец. "Ведь ты большой мошенник, позволь мне это

сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя

повесил на первом дереве," - радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и

Чичиков - авантюристы, только в разных планах. Жадность погубила

Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без

капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех.

Хорошая черта Чичикова - это умение не унывать. Его жизненная

философия сводится к принципу: "Зацепил - поволок, сорвалось - не

спрашивай". Уже эти небольшие штрихи, сделанные с портрета

Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой

в планах и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем

с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгое время

службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая

страсть к накоплению средств благополучия не позволили герою после

краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить "блестящую

идею", навестившую Чичикова в дни уныния. Мошенническая

операция с "мертвыми душами" сулила солидный капитал. Чичиков-

великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех

помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова - в

прожектерстве и обходительности, Ноздрева - в изощренности

фантазии, Собакевича - в прижимистости и индивидуализме,

Плюшкина - в "светлой жадности". Чичиков как бы выступает

одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в

их общих чертах.

"Камнем преткновения" Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал

Иваныча в тупости и "дубиноголовости". Кто бы мог догадаться, что

"черт ее дернет" приехать в город справиться о цене на мертвую душу!

Подлость "притянула" подлость и "захлебнулась" в подлости. Чичиков

терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься,

соломку бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье

героя тем не менее не всегда могут подсказать ему "тонкие места",

потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где

кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в

глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные

от других героев -черты. Поэтому к выражению "Чичиков - делец-

приобретатель", можно было бы добавить - "В российских условиях".

"Милый подлец" Чичикова все же остается таковым, какими бы

деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что

Чичиков - славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом, в

понятие которого на Руси вкладывали всегда отрицательное значение.

Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый

раз, когда мы встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым,

одновременно симпатизируя оптимизму Чичикова и обсуждая предмет

страсти героя - деньги, которые делают его подлецом.

 

108. САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ (По произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Замысел "Мертвых душ" возник и сложился в творческом сознании

Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав

рукопись, произнес голосом, полным тоски: "Боже, как грустна наша

Россия?". В 1842 году поэма была опубликована, несмотря на

цензурный запрет, помог напечатать ее Белинский. Ее появление

оказалось большим событием в русской общественной и. литературной

жизни. Герцен отметил, что "Мертвые души" потрясли всю Россию".

Выход поэмы вызвал еще большую бурю, чем появление комедии

"Ревизор". Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового

произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, к

поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это

насмешка над русским обществом. Прогрессивный лагерь, и среди них

Белинский, считали, что сатира Гоголя - это сатира горячего патриота,

который пламенно любил свой народ. Гоголь был твердо уверен в

великом' будущем страны, он понимал, что в народе скрыты огромные

возможности и силы, чтобы изменить облик России. Именно глубокая

любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали

беспощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско-

крепостнического мира. Гоголь писал в своем дневнике: "Бывает время,

когда нельзя устремить общество иди даже все поколение к

прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости".

Портретная галерея "Мертвых душ" открывается Маниловым. По натуре

Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него

смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы,

потому что жизнь его занята пустяками. Слово "маниловщина" стало

нарицательным. Прекраснодушие - самая отличительная черта

Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда

праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он

совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией,

и поэтому он на все смотрит сквозь "розовые очки". Это единственный

помещик, который подарил "мертвых душ" Чичикову. Следом за

Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из "тех матушек,

небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между

тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по

ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру,

как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли

и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее,

как и для всех помещиков, - товар. Поэтому Коробочка не видит

разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит

Чичикову: "Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать

покойников". Чичиков называет Коробочку дубиноголовой. Это меткое

определение вполне освещает психологию помещицы, типичной

представительницы дворянского крепостнического общества. Типичен

образ Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул,

буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно

общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор

иронически называет Ноздрева "историческим человеком". Болтовня,

хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке

Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло и

имеет "страстишку нагадить ближнему". Собакевич, в отличие от

Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью.

Собакевич - кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает

жадного накопителя, которого "омедведила" система крепостного права.

Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни - это материальное

обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла,

стулья - напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение

с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и

выразительности в описании характерных черт героя. Галерею"мертвых

душ" завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и

пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к

накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его

к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его

имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в

гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У

него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах.

Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами. В главе о

Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос.

Уже внешний вид деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле

крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего

крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в

образе Плюшкина.

Образы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым

обобщением общественных порядков. Писатель сам глубоко и

великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им

типов. Гоголь писал: "Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде

между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане". Гоголь

нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного

общества, которое неспособно к руководству национальной жизнью,

общества, лишенного элементарного представления о честности и

общественном долге, опустошенного и духовно мертвого. Вся

передовая, мыслящая Россия читая поэму, понимала ее название так,

как понял Герцен: "Мертвые души" - это ужас и позор России".

Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее

Чернышевский писал: "Давно уже не было в мире писателя, который

был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России."

Сейчас нет помещиков, но черты характера, которые так ярко

запечатлел -Гоголь в поэме "Мертвые души", остались, рассыпавшись в

бессчетных количествах пороков огромной части общества.

Жириновский напоминает Ноздрева, поэтому его можно назвать

"исторической личностью". Коробочки встречаются почти на каждом

шагу, выживших из ума Плюшкиных редко, но все-таки можно

встретить, одним Маниловым в нашем жестоком веке нечего делать.

Попусту мечтать - это слишком, большая роскошь. Гоголь бессмертен,

и это ясно каждому, кто хорошо изучил русскую литературу

девятнадцатого века. Главное свойство гоголевского дара особенно

отчетливо проявилось в обрисовке характеров помещиков. Умение

очертить двумя, тремя чертами "пошлость пошлого" человека позднее

использовал Чехов. Социальная почва, на которой процветали

Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Ноздревы, давно разрушена. А зло

бюрократизма, накопительства, лицемерия по-прежнему в человечестве

неистребимо. Разящая сатира Гоголя необходима и нашему времени.

Важно, может быть, и другое. В произведении - пугающая картина

разобщенности людей, их отчуждения от подлинного смысла жизни.

Человек потерял человеческое лицо. А это уже не смешно, а страшно.

"Мертвые души" помещиков окончательно утратили способность по-

настоящему видеть, слышать, думать. Их поведение механическое,

заданное раз и навсегда, подчинено единственной цели - приобретать,

чтобы "спать" наяву. Это духовная смерть! Страстное желание Гоголя

пробудить сонное человеческое сознание созвучно любой эпохе застоя.

"Мертвые души" - произведение новаторское, смело развивающее

традиции русской литературы. Все свои помыслы писатель отдавал

народу, он видел возрождение России в уничтожении праздной касты

тунеядцев, имя которым - дворяне-крепостники. В этом величие

литературного подвига Гоголя.

 

 

109. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО ИЗ РОМАНОВ И.А.ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ".

Два обстоятельства творческой истории романа "Обломов" нужно иметь

в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым

опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал "Сон Обломова"

- "увертюра всего романа", тем не менее, в окончательном тексте

занявшая место 9 главы 1 его части. "Сон" является средоточием

авторской мысли в романе. Второе обстоятельство - перерыв в писании

романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции

на Дальний Восток на фрегате "Паллада" в качестве секретаря

начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного

путешествия очерковая книга "Фрегат "Паллада" (завершена

одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на

реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен

как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные

связи, дух прогресса, дух торговли и империализма - все это для

западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для

изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли,

затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве

барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического

делячества.

В "Сне Обломова" есть характерная деталь - отношение господ к

знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость,

ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. "Сну" предшествует эпизод

с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар

произносит фразу "Другие не хуже нас, да переезжают", которая так

обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на

исключительность: "Кажется, подать, сделать - есть кому", "ни голода,

ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще

черным делом не занимался". Слова Захара - результат воздействия

петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который

переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую

улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных

Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего

для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в "умственном" плане

преобразований в имении "определил ему особый дом, огород,

отсыпной хлеб, назначил жалованье". Т.е. Обломовка-это торжество

крепостнических отношений.

1 часть романа мало действенна (Обломов лежит на диване и

отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней "свернута"

эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности,

обучение в пансионе, но служить не смог, хотя исключительность свою

тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии для созерцания шедевров

(вспомним пушкинское "Из Пиндемонти"), а свою исключительность

демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает

вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает

без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки

эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизировано, таким

же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все

еще спящий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость,

кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и

самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который

сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости

развивать их в себе. Об этом свидетельствует его "мысленный" план

реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и

консерватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие

крепостные захары) от него.

В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные

стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого

стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже

имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво

требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат

способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту

критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому

он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в

Петергоф.

Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца,

борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели.

Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская

мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия,

Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный

разночинец.

Во 2 части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика

Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных

побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки,

придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет

видеть в Обломове дворянского интеллектуала, "лишнего человека",

имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического

служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по

свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово "обломовщина" произносит Штольц, обозначая им комплекс

причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их

прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность,

возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем

романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная

особенность его героя, но следствие влияния всего общественного

настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой

решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же

продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга

активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна,

здесь он похож на Чацкого и Онегина. 2 часть кончается летним

объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание страсти,

снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется

вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского "романа". Ведь любовь

дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-

духовная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная "барская"

страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь -

дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень

стройной и логичной): 1 часть моногеройная -Обломов как таковой, во

2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и

Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в

новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних

чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-

активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия.

Во "Сне Обломова" крестьянский труд дан издали, здесь - крупным

планом, но не крестьянский.

С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и

моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский

домашний труд.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской

"Женитьбы" (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1

части), а отчество - у своей матери, которая рано овдовела, стала жить

с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и

получил дворянское воспитание.

Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены

Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это

две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная

жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий

труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия

ближнего освещают новую Обломовку.

В последней части романа герой проявляет новые черты характера:

решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди

простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные "идиллии" -

Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а

Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

 

110. СТОЛКНОВЕНИЕ "ВЕКА НЫНЕШНЕГО" - И "ВЕКА МИНУВШЕГО"

"Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии,

а была бы, пожалуй, картина нравов". И.А. Гончаров

Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет

конфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в

обществе начинают появляться люди с новыми взглядами,

убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не

зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере

низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их

столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания

"века нынешнего" и "века минувшего" была актуальна для времени

создания Грибое-

довым комедии "Горе от ума", актуальна она и в наши дни. Итак, в

центре комедии - конфликт между "одним здравомыслящим человеком"

(по оценке Гончарова) и "консервативным большинством". Комедия

Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума.

Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на

этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей

его фамусовской среды, конфликта между "веком нынешним" и "веком

минувшим".

"Век минувший" в комедии представлен рядом ярких типов. Это и

Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья.

Одним словом, - их множество. Прежде всего выделяется фигура

Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее

расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен,

весел, в общем, - радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона.

Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденный

крепостник, яростный противник просвещения. "Собрать все книги бы

да сжечь!" - восклицает он. Чацкий же, представитель "века

нынешнего", мечтает "в науку вперить ум, алчущий познаний". Его

возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если

Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо

говоря ей ("Кто беден, тот тебе не пара"), то Чацкий жаждет

"возвышенной любви, перед которой мир целый... - прах и суета".

Стремление Чацкого - это служить отечеству, "делу, а не лицам". Он

презирает Молчалина, привыкшего угождать "всем людям без изъятья":

Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге

его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие

делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью

говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно

Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже

талантлив. Он заслужил расположение фамусова, любовь Софьи,

получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит

больше всего: умеренностью и аккуратностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются

и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то,

что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет

только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он

хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул,

поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад,

прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. И

если Фамусов относится к ней формально, бюрократически

("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - я

от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь," смешивать два этих

ремесла есть тьма искусников, я не из их числа". О делах фамусов

беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб

множество не накоплялось их".

Другим представителем "века минувшего" является Скалозуб. Именно

такого зятя мечтал иметь фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и

метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты

реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот.

Созвездие маневров и мазурки", он такой же враг просвещения и

науки, как и Фамусов. "Ученостью меня' не обморочишь", - говорит

Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества

заставляет ^представителей молодого поколения проявлять свои

негативные качества. Так Софья использует свой острый ум для

откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Софья

вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка, с

сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной

душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных

качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу

взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его

острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и

Молчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья стала

типичной барышней фамусовского общества, она не виновата.

Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, в

духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего

воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний").

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он

совершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственный

считал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвал

свору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, он

хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! Отрезвился я

сполна!" - восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это -

поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не

веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен

количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар

качеством силы свежей". И я полностью согласна с Гончаровым,

считающим, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же время

всегда "победительная".

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется

против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и

доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто"... он сорвал

маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский

народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли

людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзые

три собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и

честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от

плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной,

культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми

действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это весь

свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому

окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку

нарушить привычный уклад жизни. "Век минувший", то есть

фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что

они посягают на тот строй жизни, который является основой

благополучия этого общества. Прошедший век, которым так

восхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха".

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но

единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица:

двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему - он службу вдруг

оставил..."), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно

говорит "мы", "один из нас", выступая таким образом не только от

своего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время

"века минувшего" проходит, а ему на смену приходит "век нынешний",

сильный, умный, образованный.

Комедия "Горе от ума" имела огромный успех. Она разошлась в тысячах

рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые

люди того времени горячо приветствовали появление этого

произведения, а представители реакционного дворянства были

возмущены появлением комедии. Что же это - столкновение "века

минувшего" и "века нынешнего"? Конечно, да.

Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и

совершенно справедливые слова написаны на могильном памятнике

А.С. Грибоедова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.