КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ЧАСТНАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ НАРУШЕНИЯ ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ НАРУШЕНИЯ ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Геннадий Васильевич Порядин, Людмила Анатольевна Северьянова, Олег Степанович Сергеев,
Под редакцией профессора Г.В. Порядина
В создании учебного пособия принимали участие сотрудники кафедра патофизиологии Самарского государственнорго медицинского университета доцент Л.И. Уксусова, старшие преподаватели Н.И. Лясковская, В.В. Сапрыкин, ассистент М.Е. Абдалкин
Технический редактор…………………
Сдано в набор ………….Подписано к печати……………… Формат Бумага книжно-журнальная. Гарнитура “Литературная” Печать высокая. Усл. Печатн. Листов Тираж 500. Заказ Самарский Государственный Медицинский Университет Редактор Т.И. Заболоцкая Г. Самара, ул. Чапаевская, 89.
Формац-й и цивилиз-й подходы к изуч-ю ист. История – наука о прошлом. Для изучения имеется 2 подхода: «ф» и «ц». На протяжении долгого периода в Сов Союзе господствовал «ф» подход. Согласно данной теории в развитии общ-ва можно выразить 5 соц-экон формаций: 1.первобытнообщинная 2.рабовладельческая 3.феодальная 4.капиталистическая 5.коммунистическая. По данной теории законы развития общ-ва зависят от развития производительных сил и от классовой борьбы. На соврем. этапе ист. науки «ф» теория отвергается большинством ученых, т.к. она не смогла объяснить, чем движется само развитие производительных сил, а также 5 ее формаций не нашли подтверждения ни на одном из континентов. => выдвигается «ц» теория. Ее основы в том, что в качестве главного объекта исслед-я и описания истории выступает сам человек. Она включает 3 основных принципа:1.объектом исследования явл. не соц-экон формации, не формы собственности, а человеческое общ-во. 2.человек исследуется во всех своих свойствах и проявлениях в жизни. 3.все сферы жизни, общ-ва (экономика, политика, право, культура, религия) явл. равнонеобходимыми звеньями исторического процесса. «Ц» теория посвящена объяснению динамики и механизма развития общ-ва, отбором в ходе этого процесса ценностей, содержанием обществ-историч прогресса явл. постоянно возобновляющийся процесс роста и удовлетворения потребностей чел. Цивилизация-одно из ключевых понятий соврем. соц-гуманитарной науки. В обыденной жизни термин «цивилизация» употребляется эквивалентом слова «культура». Научное понимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, т.е. зависит от той области науки, кот раскрывает это понятие. В историч науке выделяют неск классификаций 1) по типу хоз-й деят-сти: земледельческую и индустриальную. 2) В зависимости от контакта с др цивилизациями, выделяют открытые и закрытые. 3) В завис от 2-х главных противостояний в мировой истории выделяют восточную(Китай), западную(США), промежуточную(Росиия). 4) В завис от способа производства - первобытную, рабовладельческую (Греция, Рим), феодальную, буржуазную, социалистическую (СССР). В наст время исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. Выделяют традиционную и техногенную цивилизации. Для техногенной хар-ны след. черты: 1.особое представление о природе. природа-сфера приложения сил человека. 2.чел рассматривается как активное сущ-во, человек призван преобразовывать мир. 3.деят-сть чел. направлена на преобразование предмета, а не на самого себя. 4.акцент делается на развитие техники и технологии. Для традиционной характерно: 1.невмешательство в природу, т.е. человек-созерцатель 2.деят-ть человека направлена на самосовершенствование. 3.развитие техники и технологии направлено на развитие собственных нужд (автономию личности).
В3. Кам век на территории Беларуси. Делится: 1) палеолит (40-9 тыс лет до н.э.), мезолит (8-5 тыс лет до н.э.), неолит (4-3 тыс лет до н.э.). Насел в палеолите было немногочисленным. На каждой стоянке в среднем жило по 25 чел. Самые древние Бердыж Чеч р-на (23 тыс лет до н.э.) и Юравичы Калинкович р-на (26 тыс лет до н.э.). а этот период существовала ранне родовая община. Несколько общин объединялись в род. В род входили по материнской линии (матриархат). 16 тыс лет до н.э. – сильное похолодание, чел уходтит с тер Б. 10-8 тыс лет до н.э. – интенсивное заселение. Наиб. важными достижениями людей кам века было освоение огня, изобретение остроконечных рубящих, режущих и оказывалась свободной от ледяного покрытия, занятиями людей были: собирательство корней, клубней (использовали палки-копалки, острые камни); загонная охота на мамонтов, северных оленей и др животных (каменные остроконечники, ножи, топоры, пики(копья); рыболовство (исп-сь удочки, костяные гарпуны, сети, крючки). Древний чел. научился также добывать мед диких пчел в дуплах деревьев. Позже он стал ухаживать за ними и собирать мед. Это занятие получило название бортничество (от слова «борть» — улей в дупле). Особенностью занятий людей каменного века было то, что человек брал от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим. После отхода последнего ледника (приблиз 13— 11 тыс. лет до н. э.) произошло потепление. Территория Бел. постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была заселена более мелкими лесными зверями (мамонты и др крупные животные исчезли). Первобытные люди стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлой жизни. Полное заселение тер Б человеком происходит в мезолите. Известно более 120 стоянок. Начел = 4500-6000 чел. В мезолите родовые общины начинают объединяться в роды. Они изобрели лук и деревянные стрелы с каменными наконечниками, просверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, использовали при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Начиная примерно с 5 тыс. лет до н. э. зарождаются гончарство и ткачество. Люди научились изготавливать остродонную глиняную посуду. Ткачество развивалось с учетом опыта плетения рыболовных сетей. Основным материалом для изготовления орудий труда стал кремень. Его добывали в шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м. Такие шахты были найдены в Беларуси около поселка Красносельский Волковысского района. Первой известной общностью людей стало первобытное человеческое стадо (праобщина). Возможно, что кроманьонцы жили уже родовыми общинами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Многие историки считают, что родство первоначально велось по материнской линии, потому что женщина в тот период играла главную роль в жизни общины.
В4.Бронзовый век. Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе III и II тысячелетий до н. э. и продолжался приблизительно до начала 1 тысячелетия до н. э. В это время появляются изделия из меди й бронзы. Они привозились в основном с Кавказа. В Беларуси не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Медные и бронзовые орудия труда были более совершенными в сравнении с каменными.Люди начали приручать диких животных, а потом перешли к их разведению. Таким образом, примерно 2,5— 1,8 тыс. лет до н. э. происходит переход от охоты к животноводству. Собирательство женщинами семян диких растений постепенно привело к земледелию — обработке земли с целью выращивания растений. Сначала земледелие было мотыжным (основным орудием труда служила мотыга), а потом — подсечно-огневым, или лесным. Древние люди вырубали топорами лес, корчевали и жгли пни, пепел использовали в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серп. Муку получали на зернотерках. Для хранения зерна и других продуктов стала использоваться плоскодонная глиняная посуда. Развивались прядение и ткачество. Переход от присвоения человеком даров природы к производству продуктов имел огромное значение. В исторической науке это событие называется неолитической революцией (неолит — новый каменный век; каменный век разделяется археологами еще на палеолит — древний каменный век и мезолит — средний каменный век). Переход от охоты и собирательства к животноводству и земледелию означал переход от присваивающего к производящему хозяйству.Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастает. В результате этого на смену материнскому роду (матриархату) приходит отцовский род (патриархат).В бронзовом веке на территорию Беларуси постепенно начинают проникать индоевропейцы.Это многочисленные племена животноводов-кочевников,которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Индоевропейцев иногда называют арийцами(арии — племена, что расселились на территории Ирана и достигли Индии). Индоевропейцы вели кочевой образ жизни. Считают, что они стали изобретателями колеса из сплошного куска дерева. Колесный транспорт дал возможность индоевропейцам расселиться на просторах Европы. В результате их смешения с местными племенами возникли три больших народа — германцы, славяне и балты.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |