Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абвяшчэнне і заканадаўчае афармленне дзяржаўнай незалежнасці Рэспублікі Беларусь. Провазглашение и закон-ое оформление гос-ой незав-сти РБ

Читайте также:
  1. VIII. Оформление психологии как самостоятельной науки
  2. Аднаўленне народнай гаспадаркі рэспублікі пасля Вялікай Айчыннай вайны
  3. Библиографическое оформление самостоятельных работ
  4. В-71 Асноўныя накірункі сацыяльна-эканамічнага развіцця Рэспублікі Беларусь у 90-х гг. ХХ – пачатку ХХІ ст.
  5. Второй приоритетной задачей в области внутренней политики являлось оформление российской государственности.
  6. Выполнение работы и оформление отчета
  7. Выставки среди инструментов товарной политики. К инструментам товарной политики относятся качество товара, формирование ассортимента, торговая марка, внешнее оформление продукции.
  8. Грамадска-палітычнае становішча і перспектывы развіцця Рэспублікі Беларусь
  9. Документальное оформление движения
  10. Документальное оформление и организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов
  11. Документальное оформление и порядок начисления и выплаты заработной платы



На Пленуме (собр-е членов партии) ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. Стержнем преобразований должна была стать демократизация всех сфер жизни советского общества. Был выдвинут лозунг "Больше демократии, больше социализма". В стране стали возникать неформальные клубы и объединения. В Беларуси возрос интерес к проблемам культуры. В прессе публиковались материалы, в которых давались негативные оценки не только Сталина, но и роли Ленина, Октябрьской революции, партии большевиков. Начался новый этап реабилитации. С 1988 г. по 1993 г. в Беларуси было реабилитировано 130 тыс. человек. На XIX конференции КПСС (1988) подчеркивалось, что неудачи в проведении реформ связаны с консерватизмом партаппарата, командно-административной системой, бюрократизмом. Был сделан вывод о необходимости изменения политической системы с обязательным отказом партии от своей руководящей роли и передачей государственной власти Советам. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о созыве съезда народных депутатов и создании постоянно действующего Верховного Совета СССР. Две трети депутатов должны были избираться по территориальным округам на альтернативной основе, а третья часть - представлять разные общественные организации, в том числе и КПСС. Избирательная кампания проходила при большой активности населения, в острой и напряженной борьбе. Первый съезд народных депутатов, который открылся 25 мая 1988 г. стал ареной острой политической дискуссии. Председателем Президиума Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, опубликовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР (март 1990) отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в Беларуси. В условиях нарастания политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации стали возникать раньше. В июне 1998 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. - Белорусская крестьянская партия и др. Политическое развитие советского общества привело к усилению в республиках движения за национальную независимость, суверенитет, выход из состава СССР. После того, как Верховный Совет СССР принял постановление о нелигитимности договора Молотова-Риббентропа, М.С. Горбачев подписал указ о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из СССР. В июне - июле 1990г. государственный суверенитет провозгласили Российская федерация и Украина, а 27 июля Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции БССР. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. "За" высказались 76,4% голосовавших, в том числе в Беларуси - 82,7%. Попытки союзного руководства создать "обновленный Союз" и подписать в Ново-Огареве новый договор не увенчались успехом. Августовский путч в Москве 19 августа 1991 г. похоронил эти попытки окончательно. 25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики" и постановление "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности белорусской ССР". Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Cоветской Социалистической Республику в "Республику Беларусь" или "Беларусь". 8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое существование. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. а Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку. После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы республики Беларусь. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска - Совету Министров РБ. Белорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией. В первой половине 90-х гг. в Беларуси шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 политические партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси. В ноябре 1991 г. возникли "Свободные профсоюзы Беларуси (СПБ)". 14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. За него проголосовало 81% избирателей. Председателем Совета Министров стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг. 14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верховный Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание русскому языку равного статуса с белорусским, утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, интеграцию с Российской федерацией, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около 83% избирателей. В первом туре было избрано только 18 депутатов Верховного Совета. Для того, чтобы парламент приступил к работе, было необходимо избрать не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосования. Парламент 13-го созыва приступил к работе, его спикером был избран С. Шарецкий. Летом - осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано 70,45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни. Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства. Изменен порядок назначения и увольнения на некоторые государственные посты. Создана подчиненная Президенту вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.



 

 

Bопрос 72. Культура Республики Беларусь

Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.

У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления "Толока" в Минске, "Походня" в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон "О языках в Беларуси", по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.

В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.

На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило "Згуртаванне беларусау свету "Бацькаушчына", которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира.

Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. За десятилетие количество студентов возросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. студентом стал каждый второй выпускник средней школы. По количеству студентов, в расчете на 10 000 жителей, Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек).

В 90-е годы оказалась в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников уменьшилось с 102,6 тыс. человек в 1990 г. до 43,7 тыс. в 1999 г., а бюджетное финансирование на их подготовку - в 4 раза. В этих условиях идет разработка концепции сохранения и развития научного потенциала республики. В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем. В 1996-2000 гг. в Беларуси разрабатывалось 48 государственных программ фундаментальных исследований. Идет перестройка работы АН БССР.

Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. Штыхова и др. Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов "Энциклопедии истории Беларуси".

Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Появились публицистические произведения М. Ермоловича "Старажытная Беларусь", В. Чаропки "Имя в летописи", К. Тарасова "Ефросинья Полоцкая". Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси. Среди них В. Быков, Я. Янищиц, А. Кудравец, О. Лойко, С. Законников, А. Звонак, С. Граховский и др.

Увеличилось количество театральных постановок по национальной драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия, такие как "Казимир Лыщинский", "Князь Витовт", "Шляхтич Завальня", "Тутэйшыя", "Знак беды", "Крест Ефросиньи Полоцкой" и др. Государственную премию Республики Беларусь получила постановка балета "Страсти" ("Рагнеда").

Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей "Музыкальное Полесье", "Музы Несвижа", "Минская весна", "Белорусская сакавица", декада белорусской песни и поэзии в Молодечно и др. Особой популярностью пользуется международный фестиваль "Славянский базар" в Витебске.

Культурно-просветительные учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного творчества. Начал работать литературный музей им. М. Богдановича в Минске, историко-этнографический в п. Мир, историко-краеведческий музей в Новогрудке и др. В Белорусскую культуру вернулся во всем своем величии восточнославянский первопечатник Ф. Скорина. В связи с 500-летием со дня его рождения по решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Ф. Скорины.

Возрождение национальной культуры привело к изменению отношений церкви и государства - от конфронтации к сотрудничеству. На 1 января 1988 г. в Беларуси насчитывалось 793 религиозные организации, которые относились к 8 конфессиям. На 1 июля 1995 г. в Беларуси действовало уже 2018 религиозных организаций, представлявших 24 конфессии. В республике зарегистрировано 7 религиозных учебных заведений, 10 монастырей (8 православных и 2 католических).

17 декабря 1992 г. был принят "Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях". Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям.

Таким образом, признание важности общечеловеческих и национальных ценностей открывает возможности для участия разных социальных групп населения, организаций в процессе духовного возрождения.

 

В-36 Асноўныя мерапрыемствы расійскага самадзяржаўя ў Беларусі ў канцы XVIII – пачатку ХІХ ст.Беларусь из строя шляхетских вольностей вошла в состав строго централизованной монархической Российской империи. Поэтому все последующее развитие Беларуси надо рассматривать в тесной связи с историей России, ее огромного влияния на судьбу своего западного края.Вместе с тем, в значительной мере на территории Беларуси сохранились и традиции Речи Посполитой, влияние польской шляхты и культуры. Отсюда и многие особенности дальнейшего развития нашей Родины в составе России.
В первой половине XIX века в окружении императора сложились две группировки: пропольская и прорусская. Их влияние на государство во многом определили политику российских властей в западных губерниях. Но главная стратегическая линия царизма со времен Екатерины II неизменно оставалась одна: 1) русификация края и 2) превращение православия в основную церковь и религию на территории Беларуси. Учитывая ведущие позиции польских помещиков, до восстания 1830-31 гг. российская администрация старалась привлечь их к сотрудничеству, сделать их своей опорой. Вся политика царизма до 1830 г. сводилась к следующему: 1) вводилось новое территориально-административное деление: генерал-губернаторства (Белорусско-Витебская и Могилевская губернии), Литовская (Минская, Гродненская и Виленская губернии), уезды; 2) господствующее сословие -шляхта - после принятия соответствующей присяги сохраняло свои имения и получало сословные привилегии и права российского дворянства. В угоду шляхте сохранялось действие статута ВКЛ 1588 г. при рассмотрении гражданских дел и употреблении польского языка в местном делопроизводстве и в учебных заведениях; 3) для укрепления своей социальной опоры в белорусском крае со времен Екатерины II широко практиковалась раздача казенных земель с крестьянами российским генералам и крупным чиновникам (1 млн. человек - % всего населения); 4) основывалась Белорусская католическая епархия и свобода католических культов; сохранилось и униатство, собственность католической церкви; 5) ликвидировано Магдебургское право. Жизнь города регламентировалась «Жалованной грамотой городам» 1785 г. что ухудшило положение «низов» в город. Вводилась российская система налогов (в России платили ассигнациями, а здесь серебром, то есть налог оказался значительно велик); 6) вводилась рекрутская повинность (1=125); 7) в крестьянском вопросе акцент был сделан на усиление феодальной эксплуатации. Со временем положение и быт белорусских крепостных мало чем отличалось от остальных крестьян на территории России; 7) в 1794 г. вводилась черта оседлости для еврейского населения - это привело к яркой специфике развития белорусского города и решения национального вопроса; 8) и проводилась политика насаждения русского землевладения. (Не получила развития) Итак, «Золотые вольности» для местной шляхты кончились, но привилегии и собственность сохранились. После неудачного шляхетского восстания 1830-31 гг. царская администрация проводит жесткий курс на полную русификацию края: 1) местная администрация (польская шляхта) заменяется. Вся администрация комплектуется из числа русских представителей; 2) вся официальная документация переводится на русский язык; 3)преподавание переводилось на русский язык; 4) ликвидирован Виленский округ, вводилась четкая сословная система образования; 5) В 1936 г. закрыт Виленский университет - центр белорусской культуры, кузница национальной элиты; 6) под предлогом подготовки « Полного собрания законов Российской империи в 45 г.». В 1840 г. отменен Статут 1840 г.; 7) Указом от 18 июня 1840 г. были запрещены термины «литовские губернии», «белорусские губернии». Официально вводилось название «Северо-Западный» край»; 8) сильные гонения на католическую церковь, фактически она лишилась собственности. В 1841 г. всем церковным конференциям было запрещено иметь земли и крестьян. В 1839 г. по итогам работы Полоцкого церковного собора полагался процесс «воссоединения» униатов и православных; 9) завершился «разбор шляхты». Дворяне, которые не смогли документально подтвердить свое происхождение, переводились в разряд однодворцев, а часть из них с семьями были переселены на границы Империи. (Встречаются разные цифры - 12 тыс. человек).
Вывод. Общее направление политики царизма на территории Беларуси определялось стратегической задачей - полное экономическое, политическое и культурное подчинение. Тактические решения по отдельным вопросам этой задачи были противоречивыми и определялись обстоятельствами, которые складывались на конкретный момент. Беларусь, которая сначала рассматривалась как недостаточно колонизированная часть Польши, после событий 1830-31 годов, начала рассматриваться как слишком колонизированная часть России. Вопрос об культурной и тем более этнической самобытности местного населения вообще не существовало.
Включение белорусских земель в Российскую Империю переориентировало всю жизнь на Восток. Положительно: 1) политические факторы - конец опустошительных войн и междоусобиц шляхты; 2) экономические - Беларусь включилась в общероссийскую хозяйственную систему, что во многом определило дальнейшую хозяйственную специализацию, открыло емкий рынок, стимулировало развитие транспортной системы.

 

 

 

В-70 Асноўныя тэндэнцыі грамадска-палітычнага развіцця Рэспублікі Беларусь у 90-х гг. ХХ – пачатку ХХІ ст.Огромное значение в обновлении общества принадлежит политической реформе и связанным с ней процессам демократизации и гласности. Результатом демократических выборов 1989 года стало изменение роли и места Советов в жизни общества.

На основе нового принципа многопартийности начинается перестройка всей системы общественных организаций и органов государственной власти. В этот период в условиях ослабления всех ветвей власти начинается процесс распада СССР. В конце 80-х годов отчетливо стала проявляться тенденция нарастания движения за выход из состава СССР и стремление советских республик к получению реального суверенитета.

Первыми к реализации этой цели приблизились прибалтийские республики. Так, в марте 1990 года о своем суверенитете объявили Латвия Литва и Эстония.27 июля 1990 года Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Теперь на территории Беларуси имели верховенство не Конституция и законы СССР, а Конституция и законы республики.25 августа 1991 года Верховный Совет Белорусской ССР принял Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». 19 сентября 1991 года Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию БССР», в соответствии с которым страна стала называться Республика Беларусь, сокращенно – Беларусь. Была изменена государственная символика. 18 октября был принят Закон «О гражданстве Республики Беларусь».8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководители России, Беларуси и Украины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Официальным местом нахождения координационных органов СНГ был избран город Минск. Отношения в рамках СНГ планировалось строить на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела. С образование СНГ Советский Союз прекращает свое существование.Провозглашение суверенитета Беларуси сделало актуальным вопрос об образовании собственной армии, которая являлась бы гарантом ее безопасности. 20 сентября Верховный Совет принял Постановление «Об образовании Вооруженных Сил Республики Беларусь». В марте 1992 года начало работу Министерство обороны республики.

В начале 90-х годов происходит реорганизация и расширение полномочий местных органов власти и управления. 20 февраля 1991 года Верховный Совет республики принимает Закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР».Развитие права Республики Беларусь обусловлено не только изменениями конституционного законодательства. В Беларуси были приняты такие важные законодательные акты, как: Хозяйственный процессуальный кодекс, Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «Об образовании», «О милиции» (1991 год). В 1992 году принимаются Законы: «О приватизации жилищного фонда», «О пенсионном обеспечении», «Об обороне», «О Государственной границе», «Об оперативно-розыскной деятельности»; в 1993 году – «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О прокуратуре», «О здравоохранении», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», «О защите прав потребителей», «О залоге», Таможенный кодекс Республики Беларусь; в 1994 году – Законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об аудиторской деятельности», «О государственной налоговой инспекции», «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь».

В процессе становления суверенного государства реорганизуется банковская система.Начало новому этапу развития национальной правовой сферы положило принятие 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь, которая заложила правовой фундамент дальнейшего построения независимого государства.Республика Беларусь объявлялась унитарным демократическим социальным правовым государством. Впервые на конституционном уровне Конституция Республики Беларусь 1994 года провозгласила человека, его права, свободы и гарантии их реализации – высшей ценностью и целью общества и государства.

Важным принципом формирования правового государства Конституция рассматривала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.Большое внимание Конституция уделяла статусу Президента. Глава государства и исполнительной власти в Республике Беларусь избирался непосредственно народом сроком на 5 лет. Одно и то же лицо могло избираться Президентом не более двух сроков.

Согласно конституции Президент являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, осуществлял руководство системой органов исполнительной власти, обеспечивал их взаимодействие с представительными органами; создавал и упразднял министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления республики; предоставлял Верховному Совету кандидатуры для избрания на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Председателя правления Национального банка; представлял государство в отношении с другими странами и международными организациями; вел переговоры и подписывал международные договоры; подписывал законы; имел право не позднее чем в десятидневный срок со дня получения закона возвратить его со своими возражениями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет большинством не менее 2/3 от избранных депутатов подтверждал ранее принятое им решение, Президент обязан был в трехдневный срок подписать закон.

В 1994 году первым Президентом Республики Беларусь был избран А.Г. Лукашенко. Важнейшими положениями предвыборной программы Президента были: борьба с коррупцией и преступностью; обеспечение суверенитета, экономической и политической стабильности республики; улучшение материального положения народа.

В июне 1996 года был принят Закон «О признании утратившими силу законодательных актов Республики Беларусь по вопросам государственной символики». На референдуме 14 мая 1995 года по вопросу о национальной символике большинство населения высказалось за новые, предложенные Президентом, варианты герба и флага.

Следующий этапом развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996 года, на котором была принята Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями.

В основном Законе государства был закреплен принцип верховенства права. В соответствии с новыми положениями Конституции главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, гарантом прав и свобод гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Конституция расширила перечень актов законодательства декретами и указами Президента Республику Беларусь. Значительно возрос объем полномочий правительства, более четко сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властями.

Конституционный Суд включен в судебную систему государства. Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью принятых нормативных правовых актов.

В 1998 году приняты: Таможенный кодекс, Водный кодекс, Гражданский и Хозяйственный кодексы Республики Беларусь, а также Законы «О радиационной безопасности населения», «О защите населения о территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера», «Об объектах, находящихся только в собственности государства», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», «О Национальной академии наук Беларуси», «О государственной охране», «Об энергосбережении», «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».

В 1999 году приняты кодексы: «О земле», «О браке и семье», Воздушный, Гражданско-процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный.9 сентября 2001 года прошли выборы Президента Республики Беларусь, в результате которых Президентом Республики Беларусь на второй срок был избран действующий Президент А.Г. Лукашенко. 17 октября 2004 года прошел республиканский референдум, но котором народ Беларуси разрешил первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и были внесены изменения в статью 81 Конституции Республики Беларусь.

Очередные выборы президента Беларуси, согласно решению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, принятому 16 декабря 2005 года, прошли 19 марта 2006 года. Победил действующий президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что в этот период впервые на конституционном уровне человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашались высшей ценностью и целью общества и государства. Что, на мой взгляд, и позволило строить демократическое социальное правовое государство.

В Беларуси были приняты свои собственные законодательные акты, не навязанные кем-либо извне.





Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 189; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. VIII. Оформление психологии как самостоятельной науки
  2. Аднаўленне народнай гаспадаркі рэспублікі пасля Вялікай Айчыннай вайны
  3. Библиографическое оформление самостоятельных работ
  4. В-71 Асноўныя накірункі сацыяльна-эканамічнага развіцця Рэспублікі Беларусь у 90-х гг. ХХ – пачатку ХХІ ст.
  5. Второй приоритетной задачей в области внутренней политики являлось оформление российской государственности.
  6. Выполнение работы и оформление отчета
  7. Выставки среди инструментов товарной политики. К инструментам товарной политики относятся качество товара, формирование ассортимента, торговая марка, внешнее оформление продукции.
  8. Грамадска-палітычнае становішча і перспектывы развіцця Рэспублікі Беларусь
  9. Документальное оформление движения
  10. Документальное оформление и организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов
  11. Документальное оформление и порядок начисления и выплаты заработной платы




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.129.162
Генерация страницы за: 0.009 сек.