Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие различных, религиозных систем на территории Казахстана (зороастризм, тенгрианство, ислам, буддизм, христианство) в древнем и средневековом Казахстане




В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками. У них существовал:

Культ Неба (Тенгри) — каганы правили по воле неба и именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражения.

Культ Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай — женское божество, покровительница очага и детей; Культ священных гор — Хантийские горы.

Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.

Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Эти религиозные идеи распространялись по Великому Шелковому пути.

Буддизм — проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н. э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцев и канглов (I-III вв. н. э.). С IV в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье являются:

два буддийских храма в городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв); подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины с сюжетами буддийской иконографии.

Христианство — в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был город Мерв. При патриархе Тимофее (780–819 гг.) христианство принято карлукским жабгу. На рубеже IX-X вв. была образована карлукская митрополия. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви. В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета. Путешественник Виллем Рубрук сообщает о христианской церкви в Коялыке.

Манихейство — возникло в III в. н. э. в Иране, оно представляло собой синтез христианства (взяло идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья — Баласагуне и Шигил-балыке. В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.

Зороастризм — возник в VII-VI вв. до н. э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание четырех стихий: Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.

Ислам — в VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превратились в мечети. Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов — умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.). В XI-XII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище.

25.Государство огузов и кимаков (н. ІХ-н. ХІ в.в.)Образование Огузской конфедерации.
В рез-те б-бы в сер. VIII в. за тюргеш.наследие с карлуками значит.часть огузов покинула Жетысу и ушла в предгорья и долину Чу. Здесь находилась их резиденция «Старая Гузия». В н IX в. вожди огузов в союзе с карлуками и кимеками разгромили кангаро-печенежское объед-ие и захв.низ.Сырдарьи и степи Приаралья. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в IX—Х вв. огузского союза племен.Первоначально ядро огузской группирови формировалось в Жетысу, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана. Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Согласно Махмуду Кашгари (XI в.), первоначально они состояли из 24 племен и делились на две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большими привилегиями. В каждую из этих групп входило12 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном Прикаспии.
Одно из наиболее ранних известий о существовании у огузов своего государства содержится в сочинении аль-Якуби (IX в.). Свидетельство арабского географа интересно не только упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимеками. В Х в. столицей огузского государства стал город Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю Азию, Вост.Европу и Ц. Азию. Главой огузского гос-ва был верх.правитель, носивший титул «джабгу». джагбу имели заместителей — коль-эркинов. Вл.верх. правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов проводились на советах. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши». В конце Х- нач. XI вв. в державе сырдарьиискнх джабгу функционировала система регулярных налоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппарата управления. В огузском обществе развивалась частная собственность, шел интенсивный процесс выделения богатой знати. Основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. Гл.хоз.занятием огузов было экстенсивное скот-во. В 965 г. в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский каганат, восточные границы которого в середине Х в. достигали северо-восточного побережья Каспийского моря. В 985 г. огузский джабгу вместе с русскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. Все это способствовало росту политической мощи огузской державы.
На рубеже X—XI в. огузское гос-во испытало кризис вследствие восстания среди огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов. Огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кыпчакских племен. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов.

Кимекский каганат.
Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо. Яньмо — одно из телеских племен — в начале VII в. обитало в северо-западной Монголии. К середине VII в. кимеки откочевали в районы сев.Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племени произошло после падения Зап.тюрк.каг.в 656 г. Скорее всего, именно в это время возникло ядро кимек.пл. союза. Глава племени кимеков носил титул «шад-тутук». Во 2 пол.VIII—нач. IX в. кимекские пл.двига­ются в 3 напр.: на сев.-запад, к Юж. Уралу, на юго-запад, к бассейну Сырдарьи и Ю. К-ну и на юг, в пределы сев-вост. Семиречья. Между 766 и 840 гг. кимеки заняли тер-ию Зап.Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до сев.пределов токузогузов, обитавших в В.Турк-не. Граница между ними проходила по Джунг.хр. Первое по времени упоминание этнонима «кимек» в письменных источниках относится к событиям VIII в. по данным араб.географа Ибн Хордадбеха (IX в.). Единственным источником, сохранившим, хотя и в неполном, искаженном, переработанном виде, легенду о происхождении ки­меков, является труд персидского историка XI в. Гардези. После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимекского объединения. Глава кимекских племен стал носить титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка различных тюркоязычных народов — карлуков, огузов, уйгуров и др. В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из долины Сырдарьи и Приаралья. Первое упоминание о гос.обр-ии у кимеков появляется в арабоязычных историко-геогр.сочинениях конца IX—нач. Х вв. Аль-Якуби (IX в.), отлич.шир.осведомленностью и срав­нительно высокой точностью сообщений, упоминал о госуд-ти у кимеков и других тюркоязычных народов. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения у кимеков каганата в конце IX — нач. Х вв. их царь стал носить высший тюркский титул кагана. В ходе стан.кимекского гос-ва менялся состав кимекских племен. По данным «Худуд аль-алам», ядром кимекского гос-ва стали 12 племен. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были предст­-ми пл.знати. Владельцы уделов, как обычно, находились в подчинении кимек­ского кагана. Косвенные данные средневековых источников недвумысленно свидетельствуют о со­циальной дифференциации в кимекской структуре. О наличии письменности позволяет судить запись арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». По всей вероятности, кимеки пользовались древнетюркским алфавитом. У кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых зани­мал культ Тенгри и культ предков. В социальном и культурном отношении кимеки во многом унаследовали и развили традиции, сложившиеся в древнетюркской среде VI—IX вв., а с конца IX — до начала XI вв. они обладали раннефеодальной государственностью. Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив. Кимекские правители совершали успешные походы на юг. Каган кимеков вторгался и в страну енисейских кыргызов. В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизирова­лись. Взаимные военные набеги кимсков и их соседей все чаще сменялись мирным общением. В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в кагана­те междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Централь­ной Азии, переселение которых относится к началу XI в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.