Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрождение




С 14 века в Италии, в остальных странах с 15-16. 16-й век - Высокое Возрождение. Меняется менталитет человека, меняется литература, искусство. Меняется от истории: рост городов, рост торговли, возникновение товарно-денежных отношений, возникает (выгодная) торговля с арабскими странами через Средиземное море. Европейские страны начинают быстро обогащаться (прежде всего Италия). Появляется роскошь, люди начинают цениться по их материальному состоянию. Появляется огнестрельное оружие, которое подрывает власть феодалов. Возникают государства как разветвленная структура. Появляется первая буржуазия (людей надо воспринимать не по рождению, а по его талантам и проч.). Буржуазная революция. Рост университетов, рост науки. Меняется отношение к Богу. Христианство остается. Если в Средневековье человек боялся Бога, то в эпоху Возрождения человек становится увереннее, надеется на милосердие. Человек знает, что он создан по образу и подобию Божию, хочет приблизиться к Богу и стать совершеннее. Поэтому человек начинает думать о других людях, появляется направление "гуманизм". Человек стремится стать сотворцом Бога. Считается, что познание божественных законов (законов о природе и другие) приближает человека к Творцу. Вооружившись знанием и разумом, человек воспевает гимн Творцу. Чтобы познавать природу, искусство, надо обладать всеобъемлющим умом. Это был идеал человека Возрождения. Совершались великие географические открытия: Колумб, Васко да Гамма, первое кругосветное путешествие Магеллана. Появляется книгопечатание. Возрождаются старые китайские изобретения, которые ранее были утрачены: например, компас. Леонардо да Винчи создает проект первого летательного аппарата. Итальянский философ Дольче сказал: "Художник должен стремиться не только подражать природе, но и превзойти ее". Усиливается роль поэзии и живописи. Если в Средневековье главным достижением была архитектура, то в Возрождение главной становится живопись (Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Дюрер и др.). Главное - человек. Появляется романтическая поэзия, так как раскрывается внутренний мир человека (Петрарка, Данте, Шекспир, Сервантес (позднее)). В 1483-1484 годах появляется понятие "композитор"как профессия. В музыке, которая как правило всегда немного отстает от литературы и других искусств, продолжается Средневековая линия. Происходит развитие полифонии. Стали появляться большие коллективы с огромным количеством голосов. Тем не менее идеи Возрождения проникают в музыку. Композиторы решают уподобиться Богу и построить "Храм из звуков"во Славу Божию. Храм из звуков - это месса. Мессы писали важнейшие композиторы того времени (Палестрина, Жоскен Депре (написал мессу "Будда"). Пять частей. Месса всегда была а капелла.

Философы приходят к двум основным принципам построения мира. Эти принципы противоположны Средневековью. Первое - природа являет собой явление гармонии. Второе - внутри единства в природе существует колоссальное многообразие. Такие сильные контрасты дополняют друг друга.

Появляется "строгий стиль"полифонии. Название этому стилю дал фтанеев, когда он изучал музыку эпохи возрождения ("Подвижной контрапункт строгого письма"). (См. Полифония). По технике не индивидуализировано. Правила для всех одинаковые. Мелодия часто пишется на темы григорианского хорала, следовательно мессы походи друг на друга. Многообразие может быть в различии полифонических приемов и в различии мастерства. Аналогичное происходит в изобразительном искусстве (канон один и тот же, а мастерство разное). Возникает три направления:

• вариетас (все мелодии опираются на одни и те же опорные звуки, весь материал произрастает из одного корня, это создает вариантность),

• имитация (начало одного голоса повторяется в другом голосе),

• контрапункт (может быть построен на разных темах).

Эволюция стиля строгого письма.

Италия, 14 век - первый этап (20-е - 80-е). Центр - во Флоренции (Джотто, Бакачча, Петрарка). В поэзии появляется новый стиль - сладостный. Богатые меценаты (Медичи) могли спонсировать художников, поэтов. Вначале было развитое многоголосие (продолжается школа Перотина). Появляется богатая пластичная мелодия с альтерациями. Музыка преобладает светская. Жанры: баллата, качча, вилланелла (крестьянская итальянская песня), баркарола, мотет, лауда, появляется жанр мадригал - любовная песня.

В это время живет Франческо Ландини недалеко от Флоренции. Он был поэтом, органистом, композитором, участвовал в эстетических спорах гуманистов (гуманисты образовывали кружки талантливых людей, где обсуждалось будущее искусства. Там и зародилось понятие об опере). Пишет светскую музыку. Развивает полифонию. Во Франции - Арс Нова, в Италии - ренессанс.

Второй этап. Франко-фламандская школа. Дюфаи (Бельгия), Гольстейбл (Англия). Пересечение арс нова и ренессанса, пересечение итальянского и французского. Не было обязательного хора а капелла. Начиная с 15-го века (влияние Нидерланд испытывают Франция, Англия) складывается общеевропейская система письма. 15-й век - расцвет Нидерладского искусства. В Нидерланды входят: Голландия, север Франции, Бельгия. Нидерланды первые развернули торговлю и плавание. В 16-м веке первая буржуазная революция. Богатая знать, сильное бюргерство (средний класс). Больше всего развивается школа живописи (Ян ван Эйк).

Третий этап. Вторая половина 15-го века. Франко-фламандская школа. Формирование всех ограничений строгого письма. Создается прямолинейная мелодия, ясный строгий стиль. "Чтобы успевать в жизни, надо скучать, терпеть, делать и переделывать". Культура в церкви развивается. Звучит не только на службах. Появляются концерты. Появляются закрытые школы-приюты (метризы), где дети живут и обучаются. С раннего детства готовили органистов, певцов и других исполнителей. Наиболее известные композиторы: Йоханнес Окегем (11 месс, 13 мотетов, 22 песни. Он был еще и математиком, что помогало в написании. 36-голосный канон Део Грациас на 4 темы (в реальности 18 голосов (удвоение)) и Яков Обрех (25 месс, 20 мотетов, 30 полифонических песен (месса "Под Твоим покровом". В основе антифон, посвященный Деве Марии (кантус фирмус). К этому антифону прибавляются свои мелодии. В Кредо одновременно звучат Кирие, Глория, антифон, нижние три голоса исполняют Кредо. В агнус Деи одновременно 7 разных тем. Композитор сопоставляет крупные длительности и мельчайшие. Современники (Глареан) считали, что Обрех может написать столько, сколько нужно времени на запись). С этого времени музыка начинает тяготеть к гармонии.

Четвертый этап. Джованни Палестрина. Им написано 100 мотетов, 100 мес. Зарождение тональности из модальности, нет бури чувств в отличие от Джезуальдо, сохраняется стиль акапелла.

Венецианская школа: Ви Ллаэрд, Габриэли. Художники: Тициан, Веронезе. АкадемияДе Ла Фама.

Музыка в Венеции звучит пышнее. У них антифонное пение, пленерная музыка. Хор мог быть 6,8,12,16 голосов. Месса многохорна (3 хора). Это все подводит к опере 17 века.

Арландо Лассо. (Псевдоним, а зовут Орландо) (Нидерланды 1532-1594). Жил в Италии, Франции. В 1556 осел в Мюнхене, возглавлял капеллу, мировая известность. 60 месс, 100 мадригалов, лиед, вилланеллы, 4 пассионы (страсти).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.