Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право




Читайте также:
  1. A) Естественно-правовая теория
  2. Cодержание гражданского правоотношения составляют субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности их участников.
  3. I. Нормативные правовые акты
  4. I. Нормативные правовые акты и иные официальные материалы
  5. I. Правила русского правописания как система
  6. I. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений
  7. I. Правописание чередующихся гласных в корнях слова
  8. I. Правописание числительных количественных, порядковых, дробных
  9. II Подзаконные нормативные правовые акты.
  10. II. Конституционное право.
  11. II. Конституционное право.
  12. II. Право граждан па обращение и обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать их

 

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

Основная форма закрепления государственной экологической политики это и есть экологическое законодательство, являющееся самостоятельной отраслью современного российского права.

Объектами экологического права признаются естественные экологические системы, либо их компоненты. Например:

-земля, недра, почвы;

-поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животный мир и их генетический фонд;

- атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Особой охране подлежат: объекты включенные в Список всемирного культурного наследия; Список всемирного природного наследия; особо охраняемые природные территории; исконная среда обитания, места традиционного проживания коренных малочисленных народов РФ; континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; объекты, имеющие особое природоохранное значение, редкие исчезающие виды и т.п.

Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и т.д.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1. Конституция РФ.

2. Законы и кодексы в области охраны природы.

3. Указы и распоряжения Президента РФ.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств.

5. Нормативные решения местных административных органов.

Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Конституция РФ определяет также организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природноресурсную и природоохранную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. В вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы: основы управления в области охраны окружающей среды; права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций; экономическое регулирование; нормирование; требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; природные объекты, находящиеся под особой охраной и т.д.



Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам (земля, недра, воды и т. д.), а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводству и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных концентраций (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и сохранения природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным законом. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон, в первую очередь, относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон РФ «О животном мире» (1995 г.). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Важнейшие экологические требования отражены также в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и др.

Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером может служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

Согласно природоохранного законодательства хозяйственная или иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- сохранение биологического разнообразия;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека в целях устойчивого развития;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

За нарушение природоохранного законодательства установлены следующие виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная (материальная).

 





Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.