Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура античной Греции




Европа – это колыбель западной цивилизации, начало которой положила Греция и древний Рим пережившие свой расцвет более 2000 лет назад.

Большую роль в развитии мировой архитектуры, как и всей мировой культуры, сыграла античная Греция. В Греции архитектура достигла такой высокой степени художественного совершенства, что ее сооружения до настоящего времени «в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца», а разработанные греческими зодчими ордера (от латинского ordo - порядок, строй) продолжают служить одним из важнейшим художественных средств, которыми пользуется современный архитектор.

Ордер представляет собой художественную систему, показывающую при помощи тщательно разработанных и ставших традиционными форм назначение отдельных элементов стоечно-балочной конструкции здания, работу внутренних сил в ней, взаимную связанность всех ее частей. Художественными средствами он выражает господствующие в этой конструкции закономерности.

В античной Греции сложились три ордера: дорический - наиболее строгий и монументальный, ионический - с более утонченными членениями и нарядными формами и коринфский, отличающийся наибольшей утонченностью пропорций и пышностью форм. (рис.1.5).

Доричеекая колонна, сохраняя форму мощного древесного ствола, значительно суживалась кверху; вместе с тем образующая этого высокого усеченного сверху конуса имела легкую кривизну, дающую чуть заметное расширение в нижней половине ствола. Ствол покрывали широкие, соприкасающиеся краями вертикальные углубления -каннелюры. Колонна ставилась непосредственно на верхнюю площадку основания - стилобат.

Капитель дорического ордера состояла из как бы «пружинящей» круглой подушки - эрхина и лежащей на ней квадратной доски - абака. Дорический фриз представлял собой полосу из слегка выступающих плиток с вертикальными врезами, так называемых триглифо в, отмечавших когда - то выходившие на фасад торцы балок перекрытия, и из заполняющих промежутки между ними плит - метоп.

Ионическая колонна, значительно более тонкая, для большей устойчивости и более выгодного распределения нагрузки на основание, имела внизу уширение - базу. Сужение ее ствола кверху почти незаметно. Каннелюры в ней глубже и уже; между ними приходят плоские дорожки.

Ионическая капитель ведет свое происхождение от отрезка бруса, передающего нагрузку балки на вертикальную опору. Такой отрезок бруса («подбалка»), с древнейших времен распространенный на Востоке, получил еще там украшения по краям в виде спиральных завитков - волют, своего рода геометризованных Элементов цветка или растения. Переняв эту форму, греки добились в ней изумительного благородства линий.

В общей совокупности форм ордера четко выделены работающие, напряженные части конструкции. Ствол колонны расширяется в середине: капитель заканчивающая колонну вверху, подпирает главную балку -архитрав, который свободен от всяких украшений, чтобы он был виден во всей своей мощи.


Рисунок 1.5 Древнегреческие архитектурные ордера:

  • а) Дорический ордер: 1- стилобат; 2 и 3 – ствол колонны; 4 – каннелюры; 5 – капитель; 6 – эхин; 7 – абак; 8 – антаблемент; 9 – архитрав; 10 – фриз; 11 – метопа; 12 – триглиф; 13 – карниз; 14 – кровельные черепицы.
  • б) Ионический ордер: 1 – стилобат; 2 – колонна; 3 – ствол колонны; 4 – база; 5 – каннелюры; 6 – капитель; 7 – волюты; 8 – абак; 9 – антаблемент; 10 – архитрав; 11 – фриз; 12 – карниз; 13 – сима

Этим несущим частям противопоставлены верхние, менее нагруженные, покоящиеся части, имеющие другие функции. На архитраве лежит фриз - как бы само перекрытие из поперечных балок. Фриз уже имеет целую систему украшений. Над фризом выступает завершающая здания вверху легкая плита карниза, цель которой - защитить все здания от стекающей с крыши воды.
Примером высшего достижения среди построек ионического ордера считается небольшой, изысканно изящный храм Эрехфейон, расположенный напротив Парфенона с северной стороны. Композиция Эрехфейона сложна и прихотлива, отдельные части его выстроены в разных уровнях, все четыре фасада украшены разными по формам портиками. Южную стену украшает небольшой «портик кариатид», в котором перекрытие несут вместо колонн статуи девушек; фигуры их задрапированы живописными складками одежд, на высоко поднятых головах они легконесут свою ношу. Детали храма выполнены с ювелирной тщательностью (рис. 1.6).


Рисунок 1.6 Архитектурные памятники Греции: а) Парфенон в Афинах; часть фасада (вторая половина V в. До н.э.) б) Храм Эрехфейон (Афина) (421-406 гг. до н.э.)

Позднее, в IV в. до н. э., у греков складывается еще новый ордер – коринфский (рисунок 1.7). Его можно считать разновидностью ионического, так как он отличается от него только капителью и еще несколько более стройной колонной. Основная конструктивная часть коринфской капители - соединенный непосредственно со стволом колонны массивный опрокинутый колокол - на самом деле представляет прекрасную опору для архитравной балки.


Рисунок 1.7 Коринфская капитель из Эпидавра (середина IVв. до н.э.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.