Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое движение как способ бытия материи?




Материя, будучи субъектом всех своих изменений, раскрывается через свои конкретные формы организации и взаимодействия. Любой объект материи как система существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения (в силу внутренних и внешних взаимодействий). Движение внутренне присуще материи. Движение – атрибут, неотъемлемое свойство материи
и всех ее образований. Наличие движения в реальном мире, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские течения. Но в основе метафизических, идеалистических и религиозных концепций лежит отрыв материи от движения и движения от материи.

На трудности в понимании движения обратили внимание еще древние мыслители. Движение, как философскую категорию, наиболее подробно проанализировал Зенон Элейский (V в. до н.э.). Им был сформулирован ряд апорий (от греч. aporia – безвыходное положение), где показана сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. В апории «Стрела» Зенон, например, рассуждал так: когда летящая стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована в состоянии покоя, т.е., другими словами, ее скорость равна нулю. Следовательно, движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя. Сложив нули скоростей, Зенон подучил равную нулю сумму и сделал вывод: движения нет.

Конечно, здесь имеется ошибка, которая в философском аспекте заключается в следующем: отсутствует понимание внутренней противоречивости самого движения, ибо стрела одновременно и находится в определенном месте, и не находится в нем. И это не игра слов, но отражение в понятиях реального процесса движения, аналогичного тому, в котором проявляется корпускулярно-волновая природа света, а также сущность субатомных элементарных структур (они и частица, и волна одновременно).

Вплоть до середины XIX в. движение понимается, как только механическое движение. К середине XIX в. само естествознание накапливает массу таких сведений о физических, химических, биологических процессах, которые не могут быть объяснены с точки зрения механической формы движения, с помощью лишь науки механики.

Чтобы преодолеть механистический взгляд на движение философии и естествознания, необходимо выделить такой признак, который имел бы действительно всеобщий характер, был присущ всем без исключения видам материи. В качестве такого признака выступает изменение.

Однако этот признак еще не позволяет раскрыть полную структуру процесса движения. Поэтому наряду с данным признаком
в философии подчеркивают неразрывную связь движения с материей, определяют движение как «атрибут» материи, «способ существования» материи.

Из положения о неразрывной связи материи и движения следует, что движение обладает всеми атрибутами материи – оно объективно, независимо и первично по отношению к сознанию, носит всеобщий характер, оно вечно во времени и бесконечно в пространстве, оно несотворимо и неуничтожимо. Движение немыслимо вне или до материи, так же как и материя немыслима вне или до движения. Движение непрерывно себя «поддерживает» благодаря противоречию, которое представляет собой внутреннее состояние материи. Противоречие поэтому является источником движения материи, и в связи с этим движение понимается как самодвижение. «Противоречие – корень всякого движения и жизненности» (Гегель). Основанием движения является взаимодействие, которое объединяет мир в единую целую систему. Тело, объект, мыслимые вне взаимодействия с другим (другими) телами, объектами, лишены способности проявить себя, свое бытие, свою природу. Следовательно, и не могут быть познаны.

Можно говорить о двух типах движения. Первый – это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Второй – это движение, связанное с переходом от одного качества
к другому, с изменением качественного состояния предмета. Такого рода движение характеризуется как развитие, которое всегда связано с преобразованием одного качества в другое, с направленным формированием новых систем, новых типов организации (через взаимодействие), которые рождаются из предшествующих им систем.

Следует выделить две разновидности развития, учитывая системную организацию материи. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки существующего вида материи, определенного уровня ее системной организации (например, эволюция звезд, формирование новых видов животных
и растительных организмов и т.д.). Вторая – процессы перехода от одного порядка к другому (скажем, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, а от них – к человеку).

Для выявления сложности, противоречивости движения как способа существования материи важным представляется соотношение движения и покоя. Согласно философской традиции, движение имеет свою противоположность, покой. Это означает, что покой – это такое свойство движущейся материи, которое не существует где-то отдельно наряду с изменяющейся материей, а осуществляется
в самом процессе ее движения и существует благодаря только движению. Покой есть момент движения и всегда относителен, движение же абсолютно.

Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества (предмет есть единство устойчивости и изменчивости). Возможность относительного покоя выступает условием дифференцирования материи, условием существования конкретного бытия определенных тел, конкретных форм общности людей, цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.