Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какова взаимосвязь индивидуального и общественного сознания?




Вопрос об общественном сознании (сознании общества) невозможно рассматривать в отрыве от общественного бытия. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого изменения его. Понимание общественного бытия как совокупности общественно-практических отношений, возникающих на базе производственных отношений и материальных элементов производительных сил, а общественного сознания – как совокупности учений, обобщенных взглядов, систематизированных знаний, мнений, чувств, переживаний, эмоций членов данного общества, возникающих как результат отражения и понимания общественного бытия, приводит к выводу о вторичности общественного сознания как по происхождению, так и по уровню отражения. Оно является духовной стороной жизни общества, имеет относительную самостоятельность в развитии, активно воздействует на общественное бытие, имеет сложную структуру.

Существование общественного сознания возможно только
в органической взаимосвязи с индивидуальным. Они взаимообогащают друг друга, едины и автономны, источником их формирования является бытие людей, средством проявления обоих выступает язык. Но вместе с тем общественное и индивидуальное сознание не тождественные понятия. Сознание общества полностью не охватывает и не включает в свое содержание результатов активно-творческого освоения действительности в индивидуальном сознании, а также своеобразия чувств и переживаний отдельных людей. Индивидуальное сознание имеет собственные «границы жизни», обусловленные бытием конкретного человека (телесные качества, темперамент, характер и др.). Общественное сознание в определенном смысле носит надличностный характер, «охватывает» жизнь множества поколений людей. И вместе с тем сознание общества не является суммой индивидуальных сознаний, так как между ними имеются качественные различия. Индивидуальное сознание образует внутренний психический мир человека, а общественное – духовную сторону всего исторического процесса.

В современный период вопрос о диалектике общественного
и индивидуального сознания приобрел особую актуальность, так как изменение общественного строя страны предполагает перестройку сознания множества отдельных людей. Всякое индивидуальное сознание отражает помимо общих тенденций и закономерностей социального процесса целую гамму противоречий, специфично преломляющихся в духовном мире отдельной личности: это противоречия между общественным и индивидуальным, социальным
и природным, сознательным и бессознательным, рациональным
и иррациональным и т.д.

Индивидуальное сознание по своей природе общественно, оно содержит типичные черты и свойства, детерминированные конкретно-историческими условиями. В революционные периоды возникают новые формы человеческой практики и познания, поэтому индивидуальное сознание играет особую роль. В эволюционные периоды роль общественного сознания по отношению к индивидуальному существенно возрастает. Если в сознании общества формально продолжают функционировать нормативы, ценности, стереотипы духовной жизни, явно не соответствующие потребностям практики, то возникает новый тип индивидуального сознания, характеризующийся, с одной стороны, чувством осознанного или неосознанного протеста против существующих порядков в обществе, с другой – такими чертами, как отчужденность от общественных ценностей, сомнение и неверие в общественные идеалы, бездуховность и равнодушие к социальным проблемам, или противостоит господствующему мировоззрению. М.К. Мамардашвили считает, что сознание двоично, оно аннигилирует в период перестройки, попадая в ситуацию неопределенности, где человек тоже аннигилирует, и «сознательные» акты – честь, достоинство, мужество, трусость, бесчестие – перестают участвовать в мировых событиях (Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. М., 1989.
С. 331). Курс на возрождение России предполагает активизацию личности, формирование творческого типа индивидуального сознания.

Развитие творческой активности индивидуального сознания во взаимосвязи с сознанием общественным является необходимым фактором изменения всех сфер общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.