Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какой смысл вкладывается в понятие «вера»?




Что такое заблуждение?

 

Заблуждение – это противоположный истине процесс, это иллюзорное, превратное, фантастическое, одностороннее отражение действительности. Источником его служит сама противоречивая, сложная природа познания, в котором всегда есть момент получения верного и искаженного знания, т.е. заблуждения. Поэтому заблуждение – это истина, как это ни парадоксально, «в форме неистинного». Как истина, так и заблуждение взаимосвязаны и взаимозамещаемы: догматизация, абсолютизация истины «на все времена» неизбежно превращают ее в заблуждение.

Заблуждение связано не только с природой познания, но в еще большей степени – с социальными отношениями людей, их общественно-историческим опытом. Именно последние факторы удерживают, сохраняют заблуждения, делают познание ограниченным и даже тупиковым (экологические, глобальные проблемы тому яркое подтверждение). Что касается гносеологических факторов заблуждения, то они остаются возможностью, которая при социально-ограниченных условиях не только становится причиной движения познания человечества по пути истины, но и включают в себя и заблуждения.

Истина, напомним еще раз, всегда связана со знанием, т.е.
с той суммой представлений, взглядов и положений, которые в значительной степени проверены, могут быть взяты на веру, ибо правильно отражают познаваемый объект. Путь, обратный истине (как говорилось ранее), связан с заблуждением, которое иногда толкуют как «слепая вера».

 

 

Что же такое вера? Понятие «вера» многозначно. Есть материалистическая и религиозно-идеалистическая трактовка веры.

Вера, во-первых, понимается как элемент разума, который включает в себя момент научной истины, практически проверенного знания о каком-либо объекте; вера, во-вторых, – это степень достоверности факта, обязательный уровень устоявшегося, традиционного знания; в-третьих, вера – это готовность действовать, опираясь на ранее приобретенные знания, определенным образом. Вера здесь связана с наивно-стихийным, а также с научным мировоззрением и его формированием.

Что касается второго, религиозно-идеалистического, значения понятия «вера», то оно выражает, во-первых, слепое следование догматическим принципам без их логической проверки, без их логического анализа. Но даже если подобная проверка проводилась, то она не повышает и не понижает авторитетность и степень убедительности аргументов и фактов. Во-вторых, вера связана с определенной эмоциональностью, рассчитана на эмоции, чувства, экзальтацию. В-третьих, вера связана с движением не к научной, объективной истине, а вспять от нее, так как вера является последним уровнем знания. Она всегда со-бытие с Богом и есть, по словам Гегеля, «мучительное противоречие в глубинах духа». Только такая вера позволяет индивиду вступать в общение с иррациональным объектом. Как правило, это диалог по форме и монолог по существу. Вера – это общение иллюзорно-практическое, всегда рассчитанное на чудо, на признание чудесного в реальной жизни. Религиозная вера возникает не в процессе познания, а в процессе понимания человеком мира. Он представляется человеку сложным, таинственным, непознаваемым, и индивиду остается только одно – домысливать нереальные связи, отношения и существа. Все это рушится тут же, когда человек начинает практически действовать, идти от познания к практике.

Как связаны научное познание и вера? Материалистическая трактовка веры способствует научному познанию. Религиозно-идеалистическая трактовка веры – антипод научного познания, способствует заблуждению.

 

Что такое практика?

Научное решение о возможности познания мира, о соотношении уровней познания и его границах, об истине или заблуждении,
о природе и взаимодействии субъекта и объекта познания и др. обусловливается деятельностью человека – в конечном итоге его материальной, т.е. практической деятельностью. Практика (от греч. «праксис» – дело, действие) – это чувственно-предметная, материальная деятельность по освоению и преобразованию человеком действительности. (См.: Философская энциклопедия. Т. 4. Статья «Практика».)

Практика – основа не только познания, но и всей жизни человека, человеческого общества. Введение учения о практике в теорию познания дало возможность философской науке преодолеть ограниченность как метафизических, так и идеалистических учений о познании.

Метафизический материализм понимал познание как абстрактный индивидуальный акт пассивного отражения субъектом действительности («гносеологическая Робинзонада», теория «чувствующего фортепиано», учение Д. Локка о душе человека как о «чистой доске», на которой природа пишет свои узоры, и т.п.). Введение категории практики в теорию познания дало возможность объяснить познание как социальный, конкретно-исторический, активный процесс; практически изменяя мир, общественный субъект познает его.

Идеализм, в противоположность метафизическому материализму, развивал плодотворную идею активности познавательного процесса, но в силу непонимания (или ограниченного понимания) роли практики мистифицирует этот процесс. Преодолеть данный недостаток стало возможным благодаря введению в эпистемологию учения о практике.

Исходным положением диалектико-материалистической эпистемологии является вывод о том, что в основе познания лежит не чувственное восприятие, не абстрактное мышление и не абсолютный дух, а человек в его социально-историческом бытии, в его деятельности. Суть этого бытия – в активном отношении к миру по поводу его разумного понимания и практического преобразования.

Практика – это активная целесообразная, материально-предметная преобразовательная деятельность, целостное системное образование, существо которого раскрывается в следующих моментах: цель, сама целесообразная материальная деятельность, предмет, средства, результат практической деятельности.

Практика как целенаправленная деятельность представляет собой единство субъективного и объективного, ибо люди сами делают свою жизнь, свою историю, каждый человек обладает определенными знаниями, мировоззренческой установкой, волей и т.д. Будучи материальной деятельностью по-существу, практика проявляется как диалектически-противоречивое тождество духовного и чувственно-предметного действия, элементарной «клеточкой» которого является познавательно-технологическое отношение (каждый акт предметного действия сопровождается действием в идеальном плане), которое проявляется в актах опредмечивания и распредмечивания.

Важнейшей движущей силой практики являются человеческие потребности и интересы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.