КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое красота как ценность?
Термин «красота» принадлежит к числу таких средств познания сторон и объектов действительности, которые отражают их совершенство, гармоничность, упорядоченность, изящность, грациозность. Данное понятие является по своей природе ценностным понятием; оно раскрывает и оценивает и внешнее проявление предметов и явлений действительности (материальных, так и духовного свойств: к примеру, человек может быть красив и внешне и духовно, так же и теория ученого может быть красивой, т.е. стройной, логичной, доказательной и т.д.), и внутренние свойства объектов. «Красота, как определенная совокупность свойств предметов и явлений действительности, человека, продуктов материального и духовного производства, произведений искусства, характеризуется многообразием признаков: это соразмерность и пропорциональность, совершенство, соответствие формы содержанию и т.д.» (см.: Краткий словарь по эстетике. М., 1983. С. 80). Как правило, красота – это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, нечто приятное для субъекта. Поэтому понятие «красота» всегда выражает такие стороны и качества субъектов действительности, которые зависят от настроения, переживания человека, и поэтому могут в разные периоды жизни индивида восприниматься им по-разному. Здесь эмоциональность преобладает над разумом и даже подавляет, подчиняет его своим наплывом чувств и желаний. Кроме того, представление о красоте, красивом изменяется от эпохи к эпохе, от народности к народности – в общем зависит и от менталитета как наиболее общего выражения особенностей общественного сознания людей, в которых содержатся типичные черты их культуры (включая жизненные позиции, психологию, мораль, модели поведения и т.д.), обусловленные социальным строем, природной и социальной средой и национальными традициями. Менталитет – это в целом общее выражение особенностей индивидуального и общественного сознания субъектов, в поведении Известно, как Н.Г. Чернышевский объяснял понимание красоты у русских дворянских барышень и крестьянок, причем если для первых красота связывалась с идеалом стройной, белолицей, утонченной красавицы, то у простого народа идеал красоты отождествлялся с краснощекой, цветущей, пышущей здоровьем девушкой. Понимание красоты – одна из универсальных форм отражения материального мира в человеческом сознании, которая раскрывает смысл явлений природы и общества (см.: Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 162), а также является основной категорией искусства «Без способности переживания красоты природы и искусственно созданного, а также суждений о красоте и оценки ее проявлений невозможно полноценное существование человека как личности в окружающей естественной и предметной среде (см.: Там же). Вот это свойство переживания человека и воздействия на него искусства и было названо Пифагором, а затем и Платоном и Аристотелем катарсисом (гр. – очищение). Если для Пифагора катарсис – это очищение от вредных страстей, гнева, страха, ревности, возможно только специально подобранной музыкой, то для Аристотеля катарсис имеет уже более широкий диапазон, куда включается, кроме музыки, где происходит очищение и облегчение, связанное с удовольствием, также и трагедия. Именно в ней, в трагедии, и происходит трагическое очищение (катарсис). Об этом Аристотель пишет в 6-й главе своей «Поэтики»: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, (подражание) при помощи речи, Комментируя учение Аристотеля о катарсисе, выдающийся исследователь его творчества А.Ф. Лосев приходит к выводу, что античный мыслитель под катарсисом понимал не сами события, изображаемые трагедией, «не систему силлогизмов и не отвлеченную диалектику, а сцепление происшествий, содержащихся в трагедии». «Значит, – пишет А.Ф. Лосев, – пережить очищение (катарсис) можно только путем вживания в самые происшествия и в их собственную логику. Логика очищения не есть логика силлогизмов, но Таким образом, уже в V веке до н.э. Аристотель понимал, что существуют две логики – логика жизни (в нашем понимании это логика жизни, выраженная в искусстве, т.е. в социально-гуманитарном знании) и логика силлогизмов – логика науки, т.е. естественнонаучное знание, и хотя и существует некоторая связь между этими науками, но эти уровни знания различны, ибо со своих позиций, с точки зрения сути своих природ по-разному отражают и относятся к действительности. Поэтому учение о красоте, катарсисе, красивом
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |