КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть третья основные типы философии
Глобальные проблемы современности Современности Глобальные проблемы Проблемы современности Основные глобальные
ГЛАВА ХVII
В современной философии изучение истории философии Если история науки обычно отличается от теории науки (космологические взгляды Птолемея – это не более чем факт истории астрономии и физики, поскольку его взгляды устарели уже после открытий Коперника), то философия часто включает свою историю Философское знание остается актуальным несмотря на смену эпох. При этом сохраняются смыслы понятий и концептуальная наполненность прежних философских систем. Они не отвергаются новыми теоретическими построениями. Вопрос лишь в том, для чего именно оно нам нужно и каким образом мы к нему относимся. Философия – это особая сфера человеческой мысли. С точки зрения проблем, которые она решает, ее можно считать универсальной. Философия возникла приблизительно одновременно в Китае, Индии и Греции. Поэтому философию можно считать и многообразной, и одновременно монолитной, единой. Она всегда является выражением самых важных вопросов, которые волнуют всех людей без исключения. Однако конкретный философ предлагает такое решение бытийных и познавательных проблем, которое пригодно лишь для определенного времени. Выделение исторических, культурных типов философии, а также мировоззренческих типов позволяет нам упорядочить то многообразие идей и решений, которые мы обнаруживаем в философских текстах. Существование философии как самостоятельного явления связано прежде всего с Древней Грецией. Само название «философия» происходит от древнегреческого слова, которое означает «любовь к мудрости». По этой причине неправильно было бы говорить о том, что существует единая мировая философия. Так, например, восточная философия длительное время развивалась самостоятельно, в отрыве от европейской традиции. А следовательно, восточная философия – это особое явление, которое неуместно привязывать к европейской философии. Русская философия также самобытна: у нее свои задачи, свои методы их решения, и с точки зрения преемственности философского знания русскую философию нельзя сводить к западной философской традиции. Основная задача, которая стоит перед историей философии Невозможно учесть все типологические основания философии, поэтому назовем наиболее масштабные принципы, определяющие историю философии в качестве самостоятельной дисциплины. Культурный принцип: философия зависит от культуры, представляет собой ее концентрированное выражение и в то же время оказывает на нее влияние. Именно эта общая закономерность лежит в основании противопоставления европейской В то же время нельзя говорить о целостности западной или восточной философии. Так, индийская философия существенно отличается от китайской (хотя в них есть и пересечения), а древнегреческая философия – от философии Средних веков. Однако в самом общем смысле противопоставление восточной и западной (европейско-американской, или просто европейской) философии остается верным. Исторический принцип: философия является выражением духа эпохи. Именно это легло в основу общего деления философии на древнюю, средневековую, философию Нового времени Типологический принцип: типы философии можно выделить и в зависимости от того, как решается основной вопрос философии – вопрос о том, что первично – мышление или бытие. Это совершенно особый способ упорядочения философских учений, который отличается как от культурного, так и от исторического принципа. Идеализм и материализм, рационализм и иррационализм в одинаковой степени присущи любой философской системе, независимо от ее культурной или исторической принадлежности. Онтологический аспектосновного вопроса философии заключается в следующем: что первично в мире – бытие или сознание? Согласно первому решению, которое получило название идеализма, первичным признаются мышление, дух, а не бытие. Кроме того, существует и третье решение основного вопроса философии, признающее, что и идеалистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, которые склоняются к такому промежуточному решению, получили название дуализма. Основателем дуализма считается французский философ Нового времени Рене Декарт. Гносеологический аспект основного вопроса философии формулируется иначе: что первично в процессе познания – бытие или сознание? Первое решение получило название рационализм, оно предполагает признание первичным не бытия или материи, Второе гносеологическое решение основного вопроса философии состоит в том, что в процессе познания первичным является бытие. Философские направления, которые принимают эту точку зрения, получили название эмпиризма. У истоков этого философского направления стоял английский философ Нового времени Фрэнсис Бэкон. Имеется и третий вариант ответа на этот вопрос, вообще отрицающий возможность познания мира, – иррационализм. Основатель иррационализма Артур Шопенгауэр считал, что мир не имеет внутренней логики, а следовательно, он не может быть познан. Грубо говоря, поскольку мир не упорядочен, то не может существовать В современной философии основной вопрос звучит в ином смысловом подтексте: как сориентировать практическое применение знания, чтобы при этом сохранить саму природу, человеческую цивилизацию, человека и способствовать их развитию?
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |