КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поможет ли философская антропология решить проблему сущности человека?
Какие противоречия обнаруживаются в экзистенциалистском понимании гуманизма?
Долгое время как нашей философско-идеологической общественностью, так и представителями религиозной философии экзистенциализм рассматривался как философия человеческой никчемности, социального пессимизма и страха, как философия, акцентирующая свое внимание на низменном в человеке, на его индивидуализме и т.п. Однако в настоящее время отношение к данному философскому направлению изменилось и теперь нет необходимости доказывать, что философы экзистенциалистского направления поставили ряд проблем, имеющих важное значение для понимания сущности XX века. Это, во-первых, проблема человеческой свободы. Именно «левые» движения молодежи в 60-х годах в качестве духовных пастырей избрали философов экзистенциалистского направления. А «Май-68» как следствие «долго сдерживаемого разочарования» заставил увидеть в социальной реальности с ее «готовыми», жесткими структурами и институтами нечто такое, что изначально определяется выбором и решением человека. Но абстрактность теоретических рассуждений пастырей обусловила утопичность идеологии паствы. Во-вторых, проблема гуманизма. Этот гуманизм направлен Экзистенциализм – «это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу сам». (Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 344). В-третьих, мировоззренчески поставили глобальные проблемы современной цивилизации. В современной научно-технической революции философы экзистенциалистского направления увидели не только грандиозные достижения человеческого гения, но и смертельную угрозу существованию человечества. В-четвертых, индивидуализм как альтернатива деперсонализации личности. Экзистенциалистский индивидуализм, в отличие от прагматистского, представляет собой тип мировоззренческой, психологической, поведенческой ориентации, в рамках которой основной акцент переносится на самоценность индивида, на его свободу и автономию, на его ответственность за свою судьбу.
Другим направлением современной мировой философии, которое основным предметом анализа делает человека, выступает «Философская антропология». Необходимо сделать одно уточнение, связанное с употреблением термина «философская антропология» как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле данное понятие употребляется для характеристики философских учений, ориентированных на проблему человека. В узком смысле – это философское направление, рассматривающее человека с точки зрения его бытия. Суть антропологической философии заключается в попытке определить основы и сферы собственно человеческого бытия, человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека, из него и через него объяснить как его собственную природу, так и смысл, и значение окружающего мира. Непосредственным предшественником и основателем философской антропологии считается, немецкий феноменолог Макс Шелер (1874–1928). Основные идеи философской антропологии изложены в его работе «Положение человека в космосе». В ней он приходит к выводу, что понимание и познание человека не было столь проблематичным, как в XX в. Объяснением этому служит то, что для этого периода характерна абсолютизация «знаний контроля», т.е. естествознания, недооценка «знаний культуры», т.е. антропологии, и пренебрежение к знаниям «спасения», т.е. знаниям о восхождении человека к Богу. Именно поэтому отсутствует синтетическое учение о человеке, что и определяет неустойчивость человеческого бытия. Выход из создавшегося положения М. Шелер видит в начертанной им программе. Согласно этой программе философская антропология должна соединить конкретно-научное, предметное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. В этой связи он характеризует философскую антропологию как науку о метафизическом происхождении человека, его физическом, психическом и духовном началах в мире, Вместе с М. Шелером у истоков современной философской антропологии стоит и немецкий философ Гельмут Плеснер (1892–1985). Исходные предпосылки своего понимания философской антропологии Г. Плеснер изложил в работе «Ступени органического Наиболее известными представителями философской антропологии являются Арнольд Гелен (1904–1976), Эрих Ротхакер (1888–1965), Ханс-Эдуард Хенсстенберг (р. 1904), Конрад Лоренц (1903–1989). Ответ на вопрос: «что такое человек?» обосновывается в философской антропологии в связи с анализом «субстрата» и «сущности» человека. В рамках этого обоснования прослеживаются биологическая и функционалистская ветви современной философской антропологии. Представители биологической ветви (А. Гелен, К. Лоренц) рассматривают человека, его положение в мире с биологической неспециализированностью (как результат социального развития). Несколько отличным от биологической интерпретации философской антропологии является функционалистский подход к человеку. Основное содержание функционалистского подхода развернуто в работе немецкого философа Эрнста Кассирера (1874–1945) «Что такое человек? Опыт философии человеческой культуры». Согласно функционалистской точке зрения, сущность человека исчерпывается кругом его деяний, обусловленных пересечением символов языка, мифа, религии, искусства, науки и истории, ибо человек – узник мира образов, сотворенных им самим. Поэтому подлинной философией человека может быть только философия, проникающая в структуру каждой из этих форм и рассматривающая их как органическую целокупность. Решение проблемы культуры и человеческого бытия сводится к отысканию формообразующего принципа, а не к раскрытию содержания, скрывающегося за символическими формами. Особое место в философской антропологии занимает психоаналитическое понимание человека и его сущности. Эта традиция восходит к идеям венского врача-невропатолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856–1939). З. Фрейд утверждал, что сознание есть лишь надстройка над его предсознательной и бессознательной основой. Фрейдовская трактовка личности основывается на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом. «Оно» глубинный слой бессознательных влечений, это то сущностное ядро личности, вокруг которого объединяются и над которым надстраиваются остальные элементы. «Я» – сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение. «Сверх-Я» («Я-идеал») – сфера должествования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе. Таким образом, «то, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глубочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеала самым высоким в смысле наших оценок достоянием человеческой души» (Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 439). Психоаналитическое видение человека повернуло философское осмысление бытия человека в мире, вовнутрь индивида, акцентируя внимание на тех аспектах жизни, которые проявляются по ту сторону сознания. В первой половине XX в. У З. Фрейда было много последователей. Среди них: Карл Густав Юнг (1875–1961); Альфред Адлер (1870–1952); Карен Хорни (1885–1952); Эрих Фромм (1900–1980). Наряду с экзистенциальной и психобиологической концепциями человека в современной мировой философии сложилось и теистическая тенденция, реализованная в философии персонализма.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |