КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Частные психологические науки
Общая психология — это наука о психике взрослого нормального человека. Однако в задачи психологии входит изучение психики и детей, и больных, и психологических законов научения и обучения, трудовой деятельности и многого другого. По мере вычленения новых конкретных предметов исследования создаются новые частные и специальные психологические науки. Это процесс неизбежный и прогрессивный. Система психологических наук открыта для расширения. При любых расширениях числа психологических наук работает одно обязательное правило: все они опираются на общую психологию и в то же время влияют на нее, обогащая новыми знаниями. В связи с этим есть еще одно определение общей психологии — как науки, концентрирующей основные достижения всех других психологических наук. Эти определения не исключают, а дополняют друг друга. Дадим краткую характеристику некоторым частным психологическим наукам. Психофизиология. Кроме отмеченного ранее принципиального значения психофизиологического подхода, для этой науки важна и ее методическая оригинальность. Если в общепсихологическом исследовании могут использоваться физиологические параметры, например показатели психомоторных или вегетативных функций, а могут и не использоваться, то для психофизиологии это является правилом. Именно совместное применение как психологических методик (тестов), так и физиологических (преимущественно электрофизиологических — ЭЭГ, ЭКГ, электронейрограмм и др.) составляет основную особенность этой науки. Возрастная психология. Предмет возрастной психологии также не вполне оригинален. Генетический подход, т. е. исследование истории становления психики в онтогенезе, вполне вписывается в проблематику общей психологии. Тем не менее возрастная психология давно и прочно воспринимается всеми психологами как самостоятельная наука. Отличие предмета возрастной психологии от общей вполне конкретно и состоит в том, что ребенок, юноша или девушка с позиций возрастной психологии изучаются не только и не столько с точки зрения формирования их психики, сколько как люди определенного возраста. Конечно, пятилетний ребенок через год станет шестилетним, но сегодня, когда он ходит в детский сад или занимается с родителями, очень важно понимать его сегодняшние интересы, потребности и возможности, вне зависимости от того, что было ему свойственно год назад и станет актуальным еще через год. Именно это чисто практическое соображение делает возрастную психологию самостоятельной наукой, со своими теориями и практическими рекомендациями, необходимыми всем, кто общается с детьми и юношами разного возраста. Педагогическая психология. Предмет педагогической психологии — исследование психики учащегося и учащих в динамике процессов научения и обучения и разработка мероприятий по оптимизации и гуманизации процесса учения. Не следует думать, что вся педагогика — это прикладная психология, но нельзя и представить себе развитие педагогики без учета рекомендаций педагогической психологии. Особо тесные связи существуют между педагогической и общей психологией. Научение как стихийный жизненный процесс равно занимает обе науки, а все, что связано с обучением, с учебным процессом, — это прерогатива в основном педагогической психологии. Психология труда. Предмет психологии труда можно сформулировать как исследование внутренней картины труда в целях ее оптимизации и гуманизации. Связи психологии труда с общей психологией также тесны и органичны. Например, в советской психологии деятельность идентифицировалась с психической активностью вообще. Соответственно, деятельностный подход стал едва ли не единственным в общепсихологической теории. В современной российской психологии наряду с деятельностным развивается личностный подход и отдается должное проблемам общения. Тем не менее проблемы человеческой деятельности, особенно трудовой и профессиональной, остаются в центре внимания. Широта и глубина психологических проблем трудовой деятельности и запросы практики привели к вычленению из психологии труда нескольких самостоятельных наук, таких как инженерная психология, эргономика, техническая эстетика, авиационная и космическая психология. Много общих проблем у психологии труда с педагогической психологией, психологией спорта и другими науками. К их числу относятся проблемы навыков, упражнения, утомления, стрессоустойчивости и пр. Медицинская психология. В еще большей мере, чем психология труда, достаточно разветвленную группу наук представляет собой современная медицинская психология. Это — клиническая психология, патопсихология, нейропсихология, психогигиена, психология здоровья и др. Некоторые подробности изложены в специальном разделе 16-й главы нашего учебника. Социальная психология. Предметом социальной психологии является исследование психологии личности в неразрывной связи с межличностными отношениями в группах — реальных и формальных, больших и малых. Более подробно о ней говорится в разделе о социальном интеллекте, в 13-й главе. Как и другие частные психологические науки, социальная психология развивается и вполне самостоятельно, и в тесном взаимодействии с общей психологией. Наш список заведомо неполон, он имеет целью дать читателю лишь самую общую ориентировку в современной психологии как системе психологических наук. Система эта живая, подвижная, она меняется в зависимости от процессов роста каждой из наук, ее составляющих, их взаимодействия и быстро растущих потребностей общества и государства в психологической оптимизации и гуманизации всех сторон жизни.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |