Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление как базовый феномен внутреннего мира




Представление

Ключевые слова

Представления, мышление и речь,

высшие формы памяти. Действия

в плане образа. Креативностъ. Речь,

язык. Языковое сознание,

непосредственное и опосредованное

запонимание. Сохранение.

Воспроизведение. Готовность к школе.

Организация учебной деятельности

 

Взаимодействие человека с физическим миром, вершинным событием которого является формирование образов восприятия и их использование для регуляции внешнего, психомоторного поведения, — это одна их трех форм психической активности. Параллельно с ней созревают и совершенствуются формы взаимодействия человека с другими людьми в процессе общения, порождающие интерактивные структуры психики. На основе этих двух — манипулятивных и интерактивных — структур психики формируется третья — рефлексивная (см. рис. 6).

Уже манипулятивные компоненты психики включают в свой состав не только низшие, биологически детерминированные психофизиологические механизмы, но и высшие психические функции и процессы (как их назвал Л. С. Выготский), т. е. процессы первично социальные, поведенческие, затем интернированные и ставшие высшими психическими процессами и функциями. Понятия «процесс» и «функция» не идентичны, но в данном контексте мы этим пренебрежем.

Процессы общения, в принципе более сложные и высокие (в сравнении с манипуляцией с вещами), наиболее активно формируют высшие психические функции. Тем более это справедливо для рефлексивного компонента (обозначенного на рис. 6 буквой пси греческое с латинским индексом r).

На рис. 5, стр. 99 показано, как впервые наиболее полно проявляют себя высшие психические функции 4-го уровня — представления. С них, с представлений начинается полноценный внутренний мир.

 

В общей психологии термин «представление» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле под представлением понимается чувственный образ предмета или явления (события), которые не воздействуют в данный момент на органы чувств человека. Данные образы возникают путем воспроизведения прошлого опыта субъекта (результатов ощущений и восприятий) в памяти или воображении. В широком смысле под представлением понимается процесс репрезентации образов восприятия.

Сравнение образа представления с образами восприятия и ощущения показывает, что представление — это вторичный образ предмета или явления, который сохраняется в памяти. Восприятие возникает лишь при непосредственном воздействии предмета на наши периферические рецепторные аппараты, представление же — это образ предмета, который воспроизводится в отсутствие его самого на основе предшествовавшего сенсорного воздействия. В этом и состоит основное отличие от восприятия. Другим важным отличием представления является отсутствие проекции образа вовне. Этим представление отличается от галлюцинаций. Когда у человека возникают галлюцинации, то образ, появившийся в сознании, проецируется во внешний мир и становится для субъекта частью реальности.

Если сравнить первичные образы с образами представлений, можно выделить ряд особенностей последних. В сравнении с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью. Мысленные образы не только бледнее, но и фрагментарнее. Часть сторон или черт предмета в представлении могут вообще отсутствовать. Образ представления обычно неустойчив, он быстро начинает трансформироваться во что-то иное или разрушается. Удержание в неизменном виде удается лишь благодаря специальным волевым усилиям. На уровне представления предмет или явление воссоздаются с меньшей точностью и несут в себе определенные искажения в сравнении с образами восприятия того же самого.

Представление является относительно самостоятельным психическим процессом и ни в коем случае не может рассматриваться как некий сокращенный вариант процесса восприятия, у которого просто заторможены афферентные и эфферентные нервные пути. Вторичные образы не являются бледной копией первичных. Так, например, образ-представление может выступать как обобщенный образ предмета или явления, что само по себе значительно расширяет и углубляет наше познание действительности, позволяя преодолеть бесконечное многообразие единичных фактов и отразить закономерное и существенное в окружающем мире. На уровне представления действительность обнаруживает себя перед нами в переработанном виде. Эта переработка ведет к тому, что в образе-представлении некоторые черты предмета или явления акцентируются, выходят на первый план, а что-то стушевывается, уходя да задний план. Процесс переработки определяется задачей выделения значения предмета, подчеркивания его роли и отношения к нему субъекта деятельности.

Значение представлений определяется отличием процесса их возникновения (в функциональном плане) от процесса формирования образов восприятия. На уровне восприятия мы привязаны к наличной ситуации, т. к. стимулы из внешнего мира детерминируют возникновение психического образа восприятия. Если бы не было представлений, то «наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто»*. Представления создают тот уровень психики, на котором возникает внутренняя жизнь человека, относительно независимая от текущего момента времени и условий наличной ситуации.

* Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.

 

Виды представлений

В психологии деление представлений на виды осуществляется по нескольким различным основаниям.

По своему происхождению представления разделяют на образы, возникающие на основе ощущений и восприятий, воображения, мышления. Основную массу представлений составляют образы, формирующиеся на базе непосредственного чувственного отражения действительности. Эти образы лежат в основе картины мира, без них последняя выглядела бы как некая схема с вкраплениями быстро меняющихся картинок восприятия текущего момента. Данный вид представлений позволяет узнавать предметы и явления окружающего мира и успешно ориентироваться в нем.

Образ-представление может формироваться на основе воображения. Например, когда мы слушаем рассказ товарища о его путешествии по Уралу, то у нас возникают образы тех мест, о которых он повествует, хотя мы и не бывали там. Читая любое художественное произведение, человек представляет себе героев, о которых идет речь, обстоятельства действия и многое другое. Воображение позволяет представить события будущего, создать образ ситуации, которая еще только намечается.

На основе логического уровня (мышления) отражения действительности формируются представления, которые позволяют человеку выразить абстрактный результат познания в предметно-наглядной форме. Речь идет о схемах, графических моделях, структурных формулах и т. п. Например, многие определения геометрических понятий опираются на наглядные схематические представления различного рода. В физике при объяснении строения атома широко используется его наглядная модель, которую можно встретить почти во всех учебниках — как школьных, так и вузовских. Специфические наглядные представления позволяют ученым делать важные открытия. Примером может служить история открытия Кеккуле структурной формулы бензола. Ученый, размышляя над этой проблемой, задремал и увидел во сне змею, которая ухватила себя за хвост. Когда он проснулся, то на основе образа-представления, подсказанного сном, сформулировал свое открытие.

Еще одним основанием для деления представлений на различные виды является степень обобщения в образе объективной реальности. По данному основанию различают единичные, общие и схематизированные представления.

Единичное — образ какого-либо конкретного предмета или явления. Они тесно связаны с эмоциональным переживанием действительности, они придают нашим образам ощущение реальности мира, в котором мы живем. Именно единичные представления лежат в основе процесса узнавания человеком чего-либо.

На основе единичных формируются общие представления. Общие представления — образы, возникающие на основе общих черт группы сходных предметов или явлений. Даже маленький ребенок может нарисовать кошку вообще, собаку вообще или дом. В каждом таком рисунке схвачены те черты животного или предмета, которые всегда у него присутствуют. Однако при более высоком уровне обобщения образ-представление начинает распадаться на образы отдельных объектов. Например, нельзя представить растение вообще или животное вообще.

Схематизированным называют представление, образ которого отражает предмет или явление в виде условного графического изображения. Например, на уроках истории в школе дети изучают особенности боев и сражений по картам и схемам, где с помощью условных знаков показано положение войск, техники, направление ударов и т. д. На уровне схематизированных представлений утрачивается внешнее сходство с предметами соответствующего класса.

Поскольку представления являются чувственными образами, постольку их можно классифицировать по тем анализаторам, с которыми тесно связано их возникновение. На этой основе выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные и другие виды представлений. Модальность представлений играет важную роль в организации и динамике психических процессов. Например, слуховые представления позволяют последовательно презентировать объекты в сознании, в то время как зрительные дают возможность одновременно ввести в поле ясного сознания множество различных объектов. Замечено, что полярный по своему значению опыт люди склонны сохранять в форме представлений различной модальности. Например, воспоминания об успехах и достижениях презентируются в форме зрительных образов-представлений, а жизненные неудачи и потери — в форме аудиальных. Возможно и иное (в том числе и обратное вышеприведенному) соотношение содержания опыта и его модальной представленности. Учет модального уровня организации представлений позволяет оптимизировать методы обучения в системе среднего и высшего образования, повысить эффективность психологической помощи при консультировании, а также успешно используется в иных сферах психологической практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.