Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психомоторные качества




Методика «Скорость реакции выбора»

Задача исследования — определение скорости реакции выбора. Точнее скорость реакции выбора можно исследовать на специальных аппаратах. Но если их нет, то используют данный метод.

Оборудование — бланк по образцу.

Порядок выполнения исследования. На каждую фигуру бланка исследуемый должен реагировать различными простыми движениями.

Две дополнительные серии позволяют глубже оценить индивидуальные особенности соотношения реакции выбора и простой реакции и роли их сенсорного и моторного компонентов.

Инструкция исследуемому. По первой серии: «Наверху вашего бланка нарисованы четыре фигуры. Поставьте в квадрате горизонтальную линию, в треугольнике — вертикальную, в круге — косую, ромб не трогайте. Линии должны быть четкими и не выходить за фигуры. (Поправить, если неверно.)

По команде "Начали!" Вы, быстро просматривая слева направо бланк, лежащий перед вами, в каждой фигуре ставьте соответствующую линию как в трех верхних. Работать надо по возможности быстрее и точнее. Поправлять ошибки нельзя. Поняли? (Ответить на вопросы.) Начали!»

Пустить секундомер, когда бланк будет заполнен — остановить.

По второй серии: «Теперь на таком же бланке как можно скорее перечеркните каждую фигуру вертикальной чертой. Понятно? Начали!»

Пустить секундомер и остановить при перечеркивании последней фигуры.

По третьей серии: «Теперь на листе бумаги как можно скорее ставьте в ряд вертикальные черточки примерно такой же длины, как раньше, но так, чтобы они не сливались. Кончите по команде "Стоп!" Поняли? Начали!»

Пустите секундомер и считайте про себя. Примерно на 50-й черточке дать команду "Стоп!" и остановить секундомер.

Учет и анализ результатов. Получают три временных показателя: Т ргв— среднее время на фигуру в первой основной серии, которое можно рассматривать как скорость моторного реагирования с выбором; Т прг — среднее время на фигуру во второй серии, выступает как скорость простого моторного реагирования; Т м среднее время на одну черточку в третьей серии; его можно рассматривать как моторный компонент обоих видов реакции Т ргви Т прг. Скорость самой реакции выбора Трв достаточно точно определяют по формуле:

 

Скорость простой реакции (для сравнения с другими исследуемыми по этому же методу) может быть вычислена по формуле:

 

Представляет интерес сравнение у ряда исследуемых индивидуальных величин чистого времени выбора Т в, полученных для каждого по формуле:

 

Общий показатель — количество правильных реакций (по первой серии).

Методика «Тремометрия»

Методика позволяет оценивать способность к тонкой сенсомоторной координации движений путем регистрации дрожания (тремора) кисти.

Для исследования необходим тремометр. Прибор состоит из металлической (алюминиевой или латунной) пластины, контактного стержня, источника тока и счетчика импульсов, включенных последовательно в электрическую цепь; параллельно к счетчику подключается электросекундомер. В пластине сделаны прорези в виде ломаной и кривой линии длиной 600 мм и шириной 5 мм, а также три отверстия диаметром 5, 7 и 10 мм. Толщина контактного стержня с резиновой или деревянной рукояткой — 3 мм.

Сущность исследования заключается в том, что обследуемому необходимо провести стержень через прорезь пластины или удержать его в отверстии таким образом, чтобы не коснуться им краев прорези или отверстия. При каждом касании стержнем пластины замыкается электрическая цепь, количество касаний регистрируется счетчиком импульсов, а продолжительность каждого касания фиксируется электросекундомером.

Обследуемому необходимо выполнить одну динамическую пробу (провести стержень через прорезь кривой линии — «Тремометрия I») и одну статическую пробу (удержать стержень в отверстии диаметром 5 мм — «Тремометрия II»). На выполнение первой пробы отводится 15 + 2 с, продолжительность выполнения второй пробы — 10 с. Поза обследуемого должна быть удобной, рука со стержнем не должна быть фиксированной относительно туловища или стола.

Перед исследованием необходимо провести тренировку, во время которой обследуемый должен выработать рекомендованную скорость выполнения динамической пробы. Затем во время исследования экспериментатор корректирует скорость выполнения этой пробы путем указаний обследуемому: «Быстрее» или «Медленнее».

В инструкции экспериментатор отмечает, что при выполнении динамической пробы по команде «Ноль!» обследуемый должен вставить стержень в левый край прорези (одновременно экспериментатор включает пружинный секундомер) и с заданной скоростью провести его через всю прорезь, не задевая краев, и в конце ее вытащить стержень (в этот момент экспериментатор выключает секундомер). Проба повторяется три раза.

При выполнении статической пробы по команде «Ноль!» обследуемый должен вставить стержень в отверстие (экспериментатор включает секундомер) и удерживать его, стараясь не касаться краев отверстия. По команде «Стоп!» (через 10 с) необходимо вытащить стержень из отверстия (экспериментатор выключает секундомер). Проба также повторяется три раза.

В протоколе исследования регистрируется время выполнения каждой пробы, количество касаний и суммарная продолжительность касаний в каждой пробе. Для анализа результатов по каждой пробе необходимо рассчитать количество касаний за 1 с выполнения задания и среднюю продолжительность одного касания (определяется как частное от деления суммарной продолжительности касаний на количество касаний).

Методика «Теппинг-тест»

Методика позволяет оценить состояние двигательного аппарата, в частности темп, ритм и устойчивость простого моторного действия.

Для выполнения этой пробы необходимо иметь электромагнитный счетчик импульсов, телеграфный ключ и источник питания, включенные в цепь последовательно, а также пружинный секундомер.

Методика исследования состоит в том, что обследуемый по команде экспериментатора «Ноль!» (включается пружинный секундомер) должен в течение 2 мин в максимальном темпе замыкать и размыкать ключ. Экспериментатор через каждые 30 с работы регистрирует количество реакций. Необходимо следить, чтобы замыкание—размыкание ключа обследуемый производил за счет произвольных реакций, а не в результате мышечного дрожания пальцев (рукоятка ключа удерживается большим, указательным и средним пальцами, предплечье фиксируется на столе).

В протоколе исследования регистрируется количество реакций за 30-секундные отрезки времени. Определяется суммарное количество реакций и средняя величина различия в темпе за отдельные 30-секундные отрезки времени (арифметическая сумма разностей между количеством движений за первый и второй, второй и третий, третий и четвертый 30-секундные отрезки времени, деленная на три).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКУМА

Используя методическое обеспечение, провести обследование и оценить свойства оперативного мышления, памяти, внимания и психомоторики.

Построить итоговую оценку.

Представление результатов. Таблицу результатов отдельных участников практикума, выполнивших тесты, представить для обозрения. Выделить самые высокие и самые низкие результаты по каждой методике. Сравнить по всем методикам результаты тех испытуемых, которые по одной из методик дали наибольшие или наименьшие показатели.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается метод оценки способностей?

2. Каковы его возможности и ограничения?

3. Каковы сравнительные результаты прогнозов, сделанных тремя методами?

4. Что такое психометрический профиль?

5. Какие методики позволяют построить психометрический профиль?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.