Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переходы в деятельности




Технологический процесс зависит и от других людей, от их деятельности, от социальной ситуации, а не только от одного непосредственного исполнителя деятельности. Технологический процесс течет сам собой, в какой-то степени автономно, продолжаясь даже тогда, когда «одиночный» человек бездействует. Чем выше степень автоматизации, тем длительнее периоды бездействия человека. Наличие периодов бездействия в технологическом процессе заставляет говорить о переходах к активной деятельности и после ее окончания — о периодах бездействия. Такие переходы могут вызывать трудности даже у опытных профессионалов. При переходе к активным действиям нелегко преодолеть инерцию состояния пассивного ожидания в предыдущий период и инерцию состояния активной деятельности — при переходе к периоду бездействия.

Но и сама деятельность рассматривается не как слитная, а как множество согласованно функционирующих блоков: восприятие, исполнительные процессы, мышление, сознание, бессознательное. Сам субъект может выделяться из деятельности, противопоставляя себя ей, но может сливаться с ней, погружаясь в нее да-ликом. Внимание (непроизвольное, произвольное, послепроиз-вольное) связывает субъекта с деятельностью, с технологическим процессом, с окружающим миром. Здесь снова вспоминаем о паузах и, соответственно, переходах, обязательных в любых типах технологических процессов: кузнечное дело, металлургия и машиностроение, транспорт. Всякое промышленное производство содержит периоды ожидания, бездействия и соответственно переходы, которые должны совершаться так, чтобы не разрушить производственный процесс. Переход от бездействия должен осуществляться так, чтобы после него субъект мог интенсивно, успешно действовать, не отставая от технологического процесса и не опережая его. Это и есть синхронизация, период перехода предполагает ее, переход становится своеобразной подготовкой к деятельности, адекватной технологическому процессу. В период бездействия профессионал готовится к следующему периоду активного действия. Подготовка предполагается самим переходом. В процессе подготовки субъект решает различные временные задачи: определение временной упорядоченности активных действий, их длительности, моментов контроля и пр. Если технологический процесс идет автономно, субъект еще больше отделяется от него, но его деятельность становится иной: понимание, толкование, обсуждение с коллегами, наблюдение. Личное отношение не утрачивает своего значения, а, наоборот, усиливается. Это есть в любом процессе, в который включен человек: обучение, тренинг, психодиагностика. Мы говорим о временных качествах человека-профессионала: аккуратность, точность, педантичность, королевская вежливость.

В деятельности динамика возникает из исполнительных (моторных, речевых) и воспринимаемых движений, из переживаний субъекта и напряжения ситуации. Такой динамический аспект деятельности необходимо постоянно удерживать в рассмотрении, иначе мы будем иметь дело с мертвой, надуманной системой.

Сложной проблемой является усвоение ритмов, навязываемых технологическим процессом и только им, вопреки возможностям индивида. Тем не менее индивид должен суметь втянуться в любой ритм. Освоение требуемых чуждых ритмов возможно только ценой усилий. Усвоенные ритмы могут поддерживаться автоматически, усилия уходят на второй план, но с утомлением для поддержания ритмов субъекту потребуются новые, теперь уже явные усилия. Ритм как особая временная форма создается и поддерживается энергией человека. Усваивая навязанные, «чужие» скорости и ритм деятельности, человек расширяет свои возможности, познает себя, укрепляется в уверенности в своих силах. Если человек будет работать на пределе своих возможностей, то через некоторое время наступит срыв — человек утратит способность трудиться. Это прежде всего срыв в эмоциональной сфере, в сфере реренности в себе, в успехе действия и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.