КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 4
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ И ПРИЛОЖЕНИЯМИ
ЛИТЕРАТУРА 1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 176-178. 2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 96-100. 3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 34.
ПЛАН I. Однородные и неоднородные определения и приложения. II. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. III.Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями. I. Однородные и неоднородные определения и приложения [ 1, с. 176-178; 2, с.96-100; 3, с. 34]
Задание 1. Объясните, чем вызвана постановка запятой между выделенными определениями. 1. У Иннокентия же был в гульбе размах особенно широкого, сибирского стихийного размера (Купр.). 2. Князь Андрей подошел к Пьеру, и Пьер заметил новое, молодое выражение на лице своего друга (Л.Т.). 3. К собакам подскакали два охотника: один в русской шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане (Л.Т.). 4. «Что за прелесть эта Наташа!» - сказала она опять про себя словами какого-то третьего, собирательного мужского лица (Л.Т.). 5. «Вот так графиня молодая...» - сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой, короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев (Л.Т.). 6. Необходимо поднять на новый, боле высокий уровень работу.
Задание 2. Расставьте знаки препинания. Укажите, где определения являются однородными, а где неоднородными. 1. Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу большой окутанной утренним туманом реки (Перм.). 2. Все это нравилось Натке, и людской поток и пыльные желтые автобусы и звенящие трамваи....(Гайд.). 3.Жаворонки запели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне (Т.). 4. Жизнь за мое упорство вернула мне счастье безмерное изумительно-прекрасное (Н.О.). 5. Дует резкий холодный ветер (П.). 6. Жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой веселой дрожью (Т.). 7. Солнце скрылось за снеговым хребтом и бросало последние розовые лучи на длинное тонкое облако на ясном прозрачном горизонте (Т.). 8. Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве (Т.).9. Наступила дождливая грязная темная осень (Ч.). 10. Странный болезненный крик раздался вдруг два раза подряд над рекой (Т.). 10. По широкому мокрому лугу по зазеленевшим холмам по длинной пыльной дороге по сверкающим обагренным кустам и по реке полились сперва алые потом красные золотые потоки молодого горячего света. 11. Тоня взяла недочитанный роман открыла маленькую крашеную калиточку и медленно пошла к станционному пруду у водокачки (Н.О).
II. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями [ 1, с. 180-186; 2, с. 108-113; 3, с. 38-40]
Задание 3. Расставьте нужные знаки препинания. Объясните устно. I. 1. Науки чуждые музыке были постылы мне (П.). 2. У крыльца стояло несколько повозок запряженных гуськом (Акс.). 3. Стройный тонкий стан и широкие плечи Печорина доказывали крепкое сложение способное переносить все трудности кочевой жизни (Л.). 4. Небольшой новый армячок надетый внакидку чуть держался на узеньких плечах мальчика (Т.). 5. На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). 6. Даже березы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме (М.-Сиб.). 7. Это была улыбка необыкновенно добрая широкая и мягкая, как у разбуженного ребенка (Ч.). 8. Шепот ветвей раздавался отчетливо и близко ничем не отдаленный и не прикрытый (Кор.). 9. Листва из-под ног выходит плотно слежалая серая (Пришв.). 10. Стихи стоят свинцово-тяжелы готовые и к смерти и к бессмертной славе (Маяк.). 11. И мгновенно где-то за лесом стоящие зенитки начинают обстреливать вражеский самолет (Вс.) Ив.). 12. Дорога вилась по влажным косогорам густо заросшим дубняком и кленом еще хранившими багряную листву (Фад.). 13. Многие деревья стояли уже обнаженные и черные, как поздней осенью (Пауст.). 14. Вспоминается что-то сохранившееся в памяти еще с детских лет. 15. Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться. II. 1. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой (П.). 2. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку темную и прохладную (Л. Т.). 3. Меня давит эта жизнь нищая скучная (М. Г.). 4. Водил смычком по скрипке старый цыган поджарый и седой (марш.). 5. По дорожке чистой гладкой я прошел не наследил (Ес.). 6. Клокочет голос меди трудовой в осенний полдень сумрачный и мглистый (Багр.). 7. небо раскрылось в вышине прозрачно льдистое и голубое (Фад.). III. 1. На крик его явился смотритель заспанный (Т.). 2. Две барышни взволнованные подбегают к ней [Любочке] (Ч.). 3. Люди же изумленные стали как камни (М. Г.). 4. Софья одетая лежала на кровати в своей комнате в состоянии страшного никогда не испытанного с такой силой смятения (Марк.).
Задание 4. Расставьте нужные знаки препинания и обоснуйте свой выбор.
I. 1. Уверенный в привязанности своей дочери Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности (П.). 2. Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонарей (Акс.). 3. Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный (Т). 4. Ошеломленная мать неотрывно смотрела на Рыбина (М. Г.). II. 1. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались (Т.). 2. К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады (Шол.). 3. Несколько раз таинственный и одинокий появлялся броненосец «Потемкин» на горизонте в виду бессарабских берегов (Кат.). III. 1. Пораженный страхом я иду за матушкой в спальню (П.). 2. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти (Акс.). 3. Они бросились за ним очарованные (М. Г.). 4. Как бедной мне не горевать! (Кр.).
Задание 5. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания. 1. Но ребятам интересно было послушать об Илье, их увлекала эта биография, такая молодая и такая бурная полная дерзости и перемен, они примеряли эту судьбу на себя (Пан.). 2. Шумела огромная необузданная повсюду, куда ни кинь, катилась вода. 3. На вид она оставалась все той же девочкой веселой легкомысленной и немного озорной но на самом деле она была уже иная. 4. Между бревнами зиял зеленый коврик мха и листвы коварной и обманчивой. 5. Другой парень светлоголовый коротко остриженный гладил себя ладонью по голове и смотрел в пол (М. Г.). 6. Ее потрясло слово «мать» сказанное им с горячей силой и это пожатие руки новое и странное (М. Г.). 7. Приходила Наташа иззябшая усталая но всегда неисчерпаемо веселая и живая (М. Г.). 8. Мать протолкалась вперед и смотрела на сына сверху вниз полная радости (М. Г.). 9. Торговка как всегда замасленная и шумная встретила ее сочувственно (М. Г.). 10. Наконец запыхавшийся мальчонка схватил курицу и красный потный торжественно вручил владелице. 11. Ночь шла быстрая полная звуков шорохов и голосов. 12. Широкое овальное лицо изрезанное морщинами и одутловатое освещалось темными глазами тревожно-грустными, как у большинства женщин в Слободке (М. Г.). 13. И вдруг ее поразил новый звук, он доносился откуда-то издалека гулкий мерный повторяющийся. 14. Стаи домашних уток хлюпались у того берега проворные ловкие совсем похожие на своих диких сестер. 15. Первые лучи солнца низкие косые упали на болото насыщая туман тонким золотом. 16. Равнина дремала во мгле похожая на застывшее море. 17. Он лежал у копны и смотрел в небо высокое необъятное горящее звездами. 18. Был рассвет их дружбы еще ничем не омраченной доверчивой (Пан.).
Задание 6. Выделите обособленные определения. Объясните постановку знаков препинания. 1. Распластанные на траве сушились заслуженные рубахи и штаны выгоревшие в заплатах (Пан.). 2. А на столе сверкали собранные когда-то Ивановым и маленькой Маркушкой камешки из десяти сбереженных Аграфеной мешочков голубые и молочно-сизые дымчатые и черные красно-бурые и зеленые полосатые и золотистые они переливались радугой вспыхивали в пальцах красноармейцев и будили желание быть такими же крепкими радующими непобедимыми (Лишко). 3. Развертывались тугие розы красные белые розовые (Гладк.). 4. Эти люди шли в церковь и несли фонарики розовые желтые полосатые (Пан.). 5. Нос у него [ямщика] был несколько набекрень бороденка выгорела от солнца но глаза синие и глубокие глядели живо умно и несколько мечтательно (Кор.). 6. Сильные потрясения горький опыт подрезали корень и цветок еще благоуханный склонялся вянул (Герц.). 7. Берега стояли во мгле неясные таинственные как будто прислушиваясь к немолчному шороху все прибывающей реки (Кор.). 8. Он был чрезвычайно доволен своим назначением живо побежал собираться и одетый пришел помогать Володе (Л. Т.). III.Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями [ 1, с. 186-189; 2, с. 113-118; 3, с. 41]
Задание 7. Вставьте, где нужно, буквы, запятую, дефис.
1. На хламе всегда с тру....кой в зубах л....жит б...льнич...ный ст....рож старый о(т,ц)ставной солдат (Ч.). 2. Шахтеры выхо(д,т)цы из ц...нтральных ро(с,сс)ийских губерний и с Украины селились по хуторам у казаков роднились с ними (Фад.). 3. Ухаж...вала за мной одна девушка полька (М.Г.). 4. А враги дурни думают что мы смерти боимся (Фад.).5. Угрюм и одинок грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах (Л.). 6. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять (Герц.). 7. Вот оно об....яснение (Л.Т.). 8. Слезы ун....жения они были едки (Фад.). 9. Нас русских двое только было а все остальные латыши (Н.О.). 10. Мужик простак нашел червонец на земле (Кр.). 11. Кирила Петрович выписал для своего маленького Саши француза учителя (П.). 12. Кто не знает полевого тетерева березовика? (Акс.). 13. Ходил и на Оку кормилицу и на Цну голубку и на Волгу матушку и много людей видал (Т.). 14. Девочки подростки на другом углу площад.... водили хор....воды (Т.). 15. Аист всюду сопровождал своего нового хозяина друга (Кор.. 16. Стрекочут хлопотливые кузнечики суетятся мыши полевки (М.Г.). 17. Вверх и вниз летала бабочка капус.....ница с лимо(н, нн)ыми жилками на кремовых крылышках (Кат.). 18. От Кубани до реки Урала горький дух полынь травы. Не добыть воякам генералам партизанской головы (Сурк.). 19. Теперь, когда красавец город о(т,д)дан, красноармейцы были пасмурны (Н.О.). 20. Во рту у Кондрата Майданникова горько от табаку самосаду (Шол.).
Задание 8. Поставьте нужные знаки препинания. I. 1. Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему ближайшим соседом (П.). 2. Чемодан внес кучер Селифан низенький человечек в тулупчике и лакей Петрушка малый лет тридцати в подержанном сюртуке (Г.). 3. Мой брат Петя учитель чудесно поет (Ч.). 4. Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Коч.). II. 1. Дочь Дарьи Михайловны Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться (Т.). 2. А братья Ани Петя и Андрюша гимназисты дергали его [отца] сзади за фрак и шептали сконфуженно (Ч.). 3. У печки знаменитый писатель Чернобылин ел рыбу с брусникой и поминутно оглядывался (А.Н.Т.). 4. Остальные братья мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем (Шол.). III. 1. Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених (П.). 2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке (ЧС.). 3. При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы по имени Арапка (Ч.). 4. Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (Маяк.). 5. Хозяин мастерской был немец по фамилии Фёрстнер (Н.О.). 6. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного украшения (Шол.). IV. 1. В лабазах в два ряда зияли широченные круглые ямы деревянные чаны глубоко врытые в землю (Гладк.).2. Выручил его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Фед.). 3. Она зарисовала древние светильники с герба города Ольвии орлом парящим над дельфинами (Пауст.). 4. Приближалась ночь самое удобное для партизан время (В. Лидов). 5. Стоял чудесный апрельский день лучшее время в Арктик... (Горб.). 6. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов (Гран.).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |