Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы валютного контроля




Операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

 

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О валютном регу­лировании и валютном контроле» резиденты имеют право покупать и прода­вать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ только через уполномоченные банки. Сделки, заключенные вопреки названному правилу, являются недействительными. Все полученное по этим недействительным сделкам в соответствии с п. 1 ст. 14 того же Закона взыскивается в доход го­сударства. Поскольку бесспорное списание указанных сумм не предусмотре­но, они подлежат взысканию в исковом порядке - через арбитражный суд, если ответчиком является юридическое лицо или гражданин-предприниматель. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностран­ную валюту от своего имени по поручению предприятий и кредитных орга­низаций (за комиссионное вознаграждение); от своего имени и за свой счет.

По поручению клиентуры уполномоченные банки могут продавать сред­ства в иностранной валюте другому предприятию на межбанковском валют­ном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России.

Уполномоченные банки совершают сделки купли-продажи иностранной валюты от своего имени и за свой счет в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 28 мая 1993 г. № 15 «О порядке ведения уполномоченными банками Рос­сийской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иност­ранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской федерации». Право уполномоченного банка вести открытую валютную позицию (пози­цию валютного риска) означает право совершать сделки купли-продажи без­наличной иностранной валюты за валюту Российской Федерации.

Размер открытой валютной позиции уполномоченного банка определяет­ся как разница между суммой иностранной валюты, приобретенной банком за свой счет (т.е. не по поручению клиента) в течение одного отчетного года, и суммой валюты, проданной им также за свой счет за тот же период време­ни. Для операций уполномоченного банка по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ за рубли устанавливается лимит валютной позиции.

Пунктом 17 Положения о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ иностран­ной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банка­ми предусмотрено, что банки, осуществляющие покупку иностранной валю­ты за пределами РФ, приобретающие ее у коммерческих банков, имеющих генеральную валютную лицензию, или других участников внутреннего ва­лютного рынка РФ, не вправе отказаться от продажи этой валюты физичес­ким лицам за рубли. При выявлении подобных фактов ЦБ РФ может ото­звать у виновного банка лицензию на право совершения валютные операций.

Резиденты имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для целей осуществ­ления ими текущих валютных операций, а также платежей в погашение ос­новного долга по кредитам, полученным в иностранной валюте. Покупка ва­люты для осуществления платежей, связанных с движением капитала, возможна только с разрешения Центрального Банка РФ.

Иностранная валюта, приобретенная юридическими лицами-резидента­ми, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномо­ченных банках.

Граждане-резиденты вправе приобретать иностранную валюту в уполно­моченных банках за счет своих личных средств. Средства в иностранной ва­люте, принадлежащие гражданам, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах в уполномоченных банках, могут быть ими беспрепятственно прода­ны уполномоченному банку за рубли.

Продажа иностранной валюты может осуществляться юридическими ли­цами-резидентами добровольно и в порядке обязательной продажи части ва­лютной выручки.

В соответствии с Федеральным законом «О первоочередных мерах в обла­сти бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г., Указом Прези­дента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изме­нении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» и Инструкцией Центрального банка Российской Феде­рации от 29 июня 1992 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприяти­ями, объединениями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федера­ции» предприятия, независимо от форм собственности, включая предприя­тия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную прода­жу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на внутреннем валютном рынке Россий­ской Федерации через уполномоченные банки не позднее чем через семь ка­лендарных дней после поступления указанной выручки в соответствии с по­рядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время единый курс рубля устанавливается Центральным банком РФ на основе результатов операций по купле-продаже иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже.

Определение курса доллара США к рублю Российской Федерации назы­вается валютным фиксингом.

Предприятия обязаны продавать на внутреннем валютном рынке России 75% своей валютной выручки, образовавшейся от платежей в иностранной валюте, полученных ими от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, за исключением случаев, специально установленных законодательством.

Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностран­ной валюте от нерезидентов:

- средства, полученные в качестве взносов в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;

- суммы, полученные в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкла­дов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

- поступления в виде пожертвования на благотворительные цели;

- валютная выручка организаций, осуществляющих продажу товаров (ра­бот, услуг) на территории Российской Федерации на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Установлен порядок обязательной продажи предприятиями части экс­портной выручки. В этих целях в уполномоченном банке каждому предпри­ятию открываются счета: транзитный валютный счет для зачисления в пол­ном объеме поступлений в иностранной валюте; текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.

Сначала все валютные поступления зачисляются на транзитный валют­ный счет. После этого уполномоченный банк обязан не позднее следующего рабочего дня известить об этом предприятие. Оно должно незамедлительно дать поручение банку о продаже части валютной выручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащий ему текущий валютный счет. Приняв такое поручение, банк осуществляет продажу валюты, а если ее сумма не до­стигает минимальной суммы сделки, предусмотренной правилами проведе­ния торгов на соответствующей межбанковской бирже, покупает эту валюту в счет лимита открытой валютной позиции. В случае, если предприятие не представило банку поручения на продажу валюты в течение 7 дней с мо­мента ее зачисления на транзитный счет клиента, банк как агент валютного контроля обязан продать 75% валютной выручки предприятия по своей ини­циативе.

Порядок совершения банками сделок купли-продажи наличной валюты урегулирован в Инструкции Центрального банка РФ от 25 января 1994 г. № 21 «О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на тер­ритории Российской Федерации». Для совершения указанных операций банк должен открыть и зарегистрировать обменный пункт в Банке России. Для это­го банк обязан в течение трех рабочих дней после открытия обменного пунк­та направить в главное территориальное управление Банка России уведомле­ние о его местонахождении. Курсы обмена валют устанавливаются банками самостоятельно. Обменный пункт может совершать сделки только с валютой, котируемой Банком России.

Большую практическую значимость имеет решение вопроса о характере возникающих общественных отношений при покупке, продаже и обмене иностранной валюты. В настоящее время наиболее обоснованной представ­ляется позиция, в соответствии с которой все сделки, связанные с приобре­тением иностранной валюты за рубли, а также продажей иностранной валю­ты за рубли, следует считать сделками купли-продажи. Сделки, связанные с обменом одной иностранной валюты на другую иностранную валюту, следу­ет считать договорами мены, учитывая, что контрагенты обмениваются иму­ществом, которое не является законным платежным средством на террито­рии России*.

 
 


* Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: БЕК, 1994. С. 309-310.

 

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулиро­вании и валютном контроле» (с дополнениями от 5 июля 1999 г.) *, граждане-резиденты имеют право иметь в собственности валютные ценности, получен­ные или приобретенные на территории России в законном порядке. К ним относятся валютные ценности: приобретенные на внутреннем валютном рынке страны через уполномоченные банки, путем покупки иностранной валюты за рубли; полученные в качестве наследства, дара с оформлением этих сделок в законодательном порядке; приобретенные в целях коллекциониро­вания единичные иностранные денежные знаки и монеты в порядке, уста­новленном законодательством. Кроме того, гражданин может стать собствен­ником иностранной валюты при разделе валютного вклада супругов в уполномоченном банке или в том случае, если на содержание российского гражданина, работающего за границей, переводятся валютные средства не в полной сумме, а по его поручению часть средств зачисляется в России на ва­лютный счет в уполномоченном банке.

 
 


* См.: Российская газета. 1999. 7 июля.

 

Средства граждан в иностранной валюте подлежат свободному зачисле­нию на валютные счета в уполномоченных банках. Средства в иностран­ной валюте, принадлежащие гражданам, могут быть проданы за рубеж упол­номоченному банку, переведены (вывезены) за границу с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу. При этом граж­данин должен получить в уполномоченном банке справку, являющуюся под­тверждением для таможни законности вывоза валюты за границу. При этом необходимо иметь в виду, что физические лица-резиденты могут единовре­менно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США. Единовременный вывоз на­личной иностранной валюты из Российской Федерации физическими лица­ми-резидентами в размере, превышающем установленную сумму, произво­дится только при наличии разрешения Центрального банка Российской Федерации, выдаваемого в порядке, устанавливаемом им по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Валютное законодательство регламентирует также порядок открытия рос­сийскими гражданами валютных счетов за границей на период их пребыва­ния за рубежом. При возвращении в Россию гражданин обязан закрыть свой счет за границей и перевести валютные средства в нашу страну.

В настоящее время практически вся валюта граждан-резидентов хранится на счетах и вкладах типа «В». Граждане, зарабатывающие валюту за время пребывания за границей (заработная плата, гонорары, призовые суммы), хра­нят ее на счетах и вкладах типа «В». Счет «В» открывается при наличии доку­мента, подтверждающего происхождение валюты. Он может быть открыт без предъявления документов о происхождении иностранной валюты. В этом случае валютные средства в течение 12 месяцев со дня открытия данного сче­та могут использоваться только для расчетов на территории РФ, т.е. банк не дает разрешения на перевод их за границу.

Граждане могут свободно хранить валютные средства в уполномоченных банках и свободно ими распоряжаться.

Валютное законодательство регулирует порядок осуществления валютных операций нерезидентами. Так, нерезиденты имеют право:

- без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

- продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Феде­рации в порядке, установленном Банком России;

- беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были переведены, ввезены или пересланы в Россий­скую Федерацию или приобретены в Российской Федерации в соответствии с законодательством нашей страны. При этом физические лица-нерезиденты могут вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных пра­вил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму ино­странной валюты, ранее ввезенную, перевезенную или пересланную в РФ, с предоставлением подтверждающих документов;

- перевозить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности, за ис­ключением случаев, указанных в Законе, в порядке, установленном Банком России совместно с ГТК РФ.

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

- определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации ино­странной валюты;

- издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на террито­рии России резидентами и нерезидентами;

- проводить все виды валютных операций;

- устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами опе­раций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностран­ной валюте и в валюте РФ;

- устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия ре­зидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

- устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредит­ным организациям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии, а также выполнять иные функции.

Помимо регулирования валютных операций, валютное законодательст­во предусматривает особый порядок совершения сделок с драгоценными ме­таллами и природными драгоценными камнями. Правовую основу образуют: Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. *, Указ Президента Российской Федерации «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природ­ных алмазов» от 20 июля 1997 г. ** Постановление Правительства РФ от 18 января 1999 г. «Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней» ***, а также иные нормативно-правовые акты.


* СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; Российская газета, 1999. 7 апреля.

** Российская газета. 1997. 25 июля.

***Российская газета. 1999. 2 февраля.

 

В соответствии с валютным законодательством установлен особый поря­док совершения сделок:

- с золотом и серебром в стандартных и мерных слитках;

- с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро;

- с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к юве­лирным и иным бытовым изделиям;

- с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелир­ные и другие бытовые изделия).

Сделки с названными объектами вправе совершать, в частности:

- Министерство финансов Российской Федерации, к которому перешли функции Комитета Российской Федерации по драгоценным металлами и драгоценным камням;

- Центральный банк Российской Федерации;

- уполномоченные банки;

- пользователи недр;

- скупочные предприятия;

- предприятия-заготовители и предприятия-переработчики;

- аффинажные заводы;

- промышленные потребители;

- инвесторы.

Особый порядок совершения такого рода операций с названными объек­тами относится к сделкам, связанным с продажей ювелирных и других быто­вых изделий, содержащих золото и серебро, скупочным предприятиям и предприятиям-заготовителям, а также связанным с передачей таких изделий в виде лома аффинажным заводам для изготовления слитков.

Порядок совершения сделок с природными драгоценными камнями так­же регламентируется различными нормативно-правовыми актами, которые устанавливают порядок совершения на территории Российской Федерации сделок с природными драгоценными камнями следующих видов:

- сырые сортированные и оцененные;

- обработанные - ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфа­брикаты и изделия технического назначения и др.

Названные сделки могут совершать те же субъекты, что и сделки с драго­ценными металлами, а также акционерная компания «Алмазы России-Саха» и другие.

В целях предотвращения нарушений валютного законодательства, совер­шения незаконных сделок с валютными ценностями и сокрытия средств в иностранной валюте государство осуществляет валютный контроль.

 

Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, ко­торый осуществляется при проведении валютных операций. Основными на­правлениями валютного контроля выступают:

- определение соответствия проводимых операций действующему зако­нодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Феде­рации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля Закон РФ «О валютном регу­лировании и валютном контроле» относит Центральный банк Российской Федерации, о полномочиях которого в данной сфере говорилось в предыду­щем параграфе, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) *, Государст­венный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам, правоохранительные органы.

 
 


* Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. // Российская газе­та. 1999. 29 июля.

 

Особую роль в осуществлении валютного контроля играет Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, которая контролиру­ет соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ве­домственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в уста­новленном цорядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирова­ния и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем*.

 
 


* См.: Постановление Совета Министров Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» от 16 июня 1993 г. с изм. от 7 ию­ля 1998 г. // САПП. 1993. № 25. Ст. 2394; СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3364; Указ Президента РФ «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентя­бря 1993 г. //САПП. 1993. № 39. Ст. 3605.

 

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 198 и 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а другие нижестоящие таможенные органы как агенты валютного контроля осуществ­ляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную грани­цу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Феде­рации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Помимо названных, агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции ва­лютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены упол­номоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осу­ществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разре­шений и т.п.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять ор­ганам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и инфор­мацию о проведенных валютных операциях, давать соответствующие объясне­ния, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовы­ми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Цент­рального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также не­резиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государ­ства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непред­ставление органам валютного контроля документов и информации резиден­ты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой докумен­тация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Централь­ным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного разме­ра этих сумм; приостанавливается действие или отзываются лицензии рези­дентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц-резидентов и юридических лиц-не­резидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уго­ловную, административную и гражданско-правовую ответственность. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность: за неза­конный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); за нарушение правил сдачи государству драгоценных ме­таллов и драгоценных камней (ст. 192); за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193) *.

 
 


* Подробнее о характеристике данных преступлений см.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Д. Гаухмана. С. 443-445; 455-457;

487-492; 526-529.

 

Процесс либерализации внешнеэкономической деятельности российских предприятий, начавшийся и получивший развитие в условиях нестабильнос­ти в сфере экономики и политики, в сочетании с существенными недостат­ками в нормативной базе привел к интенсивному «бегству» капиталов из страны. Значительные суммы, точный размер которых трудно определить, оказались на счетах в зарубежных банках. Официальные источники называ­ют суммы от 50 до 100 млрд. долларов. Происхождение основной доли этих средств носит противоправный характер, а сами доходы представляют собой сокрытую от налогообложения и от обязательной продажи на внутреннем ва­лютном рынке выручку от внешнеэкономических операций, присвоенную незаконным путем.

Основные причины укрытия российскими предпринимателями и гражда­нами валютных средств за границей можно назвать следующие:

- нестабильность общей экономической и политической ситуации в стра­не, падение курса рубля, инфляция, обесценение резервов и капитальных вложений;

- несовершенство и нестабильность российской банковской системы;

- недостатки в государственном и правовом регулировании валютных операций и валютного контроля в стране.

В настоящее время утечка капитала принимает достаточно изощренные формы, трудно поддающиеся контролю.

Наиболее распространенными способами оттока капитала из страны яв­ляются следующие:

- зачисление иностранными плательщиками валютной выручки, причи­тающейся российским предприятиям и гражданам, на счета в иностранных банках (счета самих предприятий или граждан, счета иностранных частных лиц, счета иностранных фирм-партнеров или специально созданных для та­кого рода целей);

- импорт и экспорт товаров (работ, услуг) через дополнительно введен­ные в сделку иностранные посреднические фирмы (обычно зарегистриро­ванные в странах с низким налогообложением) с искусственным занижени­ем экспортной цены и завышением импортной цены с целью образования на счетах указанных фирм свободных средств, не отраженных в учете россий­ского предприятия (акции, облигации и т.п.);

- уплата российскими предприятиями и гражданами сумм в рублях в пользу иностранных фирм или граждан с получением эквивалента в иност­ранной валюте за границей;

- перевод в иностранные банки авансовых платежей с последующим от­казом от импорта товаров;

- перевод российскими предприятиями и гражданами иностранной ва­люты за границу в оплату якобы оказанных нематериальных услуг;

- неограниченный (перевод) гражданами иностранной валюты как в на­личной, так и в безналичной формах;

- сокрытие полученных доходов от легальной инвестиционной деятель­ности за границей в условиях отсутствия системы контроля за доходностью иностранных инвестиций и репатриацией доходов от них;

- отказ российских предприятий от получения экспортной выручки с по­следующей оплатой иностранным партнерам импортных контрактов россий­ского предприятия;

- неэквивалентный товарообмен при сделках, объявленных бартерными, с последующим получением разницы в стоимости товаров на счет за границей;

- удовлетворение российской стороной фиктивных претензий иностран­ных фирм и предпринимателей с уплатой за границу штрафов, пени и т.д.;

- поставка российскими предприятиями товаров в бывшие республики СССР с оплатой в рублях или национальных валютах и последующим реэкс­портом за свободноконвертируемую валюту, зачисляемую на счета в иност­ранных банках.

Другой причиной серьезных нарушений является долларизация россий­ской экономики.

По некоторым сведениям на один легальный пункт обмена валюты при­ходится два незарегистрированных. Для упорядочения работы обменных пунктов разработан новый образец единой справки о приобретении валюты и разрешении на вывоз, создан специальный кассовый аппарат с нестирае­мой памятью, в которую будут автоматически заноситься данные о количест­ве купюр, номинале, курсе купли-продажи.

Контроль за поступлением в РФ экспортной выручки резидентов возло­жен в основном на уполномоченные российские банки и осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 12 октября 1993 г. № 19 «О по­рядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров».

В соответствии с названной инструкцией экспортер предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выруч­ка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сдел­ки -документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внеш­неэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представ­ляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформ­ления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной вы­ручки от экспорта товаров по данному контракту.

В целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выруч­ки на счета резидентов Указом Президента Российской Федерации от 21 ноя­бря 1995 года «О первоочередных мерах по усилению системы валютного кон­троля в Российской Федерации» * был установлен порядок, в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусмат­ривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с названной таможенной территории, осуществляется толь­ко через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами. При этом расчеты по внешнеэкономическим сдел­кам осуществляются только через уполномоченные банки. Импортеры-рези­денты, заключившие сделки по переводу из России иностранной валюты в це­лях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной ва­люте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме, ранее переведенной в те­чение 180 календарных дней с даты оплаты товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты не­сут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров.

 
 


*Российская газета. 1995.21 ноября.

 

Бегство капиталов из России влечет негативные экономические и поли­тические последствия. Отток капиталов является одной из причин отказа за­рубежных стран предоставить внешние валютные займы России, подрывает возможность государства по обслуживанию более чем 150 млрд. долларов внешней задолженности, а также не позволяет финансовой системе государ­ства аккумулировать достаточные инвестиционные ресурсы для модернизации экономики в целом. Поэтому создание эффективного механизма кон­троля за репатриацией выручки от экспорта услуг имеет решающее значение. Он должен быть направлен на то, чтобы заработанные валютные средства экономически выгоднее было бы вкладывать в развитие российской эконо­мики. Данную задачу возможно решить только путем комплексных мер эко­номического и политического характера, необходимы серьезные изменения в законодательстве.

Думается, что присоединение России к Страсбургской «Конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем» (Страсбург, 8 января 1990 г.) позволит качест­венно улучшить систему оперативного обнаружения преступных капиталов, перемещающихся из России за границу, что, в свою очередь, повысит эффек­тивность расследования преступных группировок на территории самой Рос­сии. При этом станет возможным заключение соответствующих соглашений между Банком России и соответствующими банками европейских государств об обмене необходимой информацией, связанной с реализацией положений Страсбургской конвенции, а также заключение подобных соглашений между МВД России и соответствующими правоохранительными органами заинте­ресованных стран.

Международная практика борьбы с таким явлением, как опок капиталов, показывает, что он не может быть остановлен только принятием администра­тивных мер, а капитал, покинувший страну, почти невозможно вернуть лишь ужесточением валютного контроля. Решение данного вопроса, как уже отме­чалось, видится в сочетании административных мер, совершенствовании ва­лютного законодательства, создании в России благоприятного инвестицион­ного климата в условиях экономической и политической стабилизации в целом.

Контрольные вопросы

 

1. Какие существуют типы валютных режимов?

2. Какова структура валютного правоотношения?

3. Кто является субъектом валютного правоотношения?

4. Что может быть объектом валютного правоотношения?

5. Что относится к валютным ценностям?

6. Охарактеризуйте понятие «валютная операция».

7. На какие виды делятся валютные операции с иностранной валютой?

8. Какие валютные операции могут совершать резиденты?

9. Какие органы вправе осуществлять валютный контроль?

10. Какие организации относятся к агентам валютного контроля?


СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ................................................................................................................ 3

Глава I ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА.. 3

§ 1. Финансы, финансовая система и финансовая деятельность Российского государства и местного самоуправления............................................................................................. 3

Понятие финансов и финансовой системы.............................................................. 3

Правовые основы финансовой деятельности........................................................... 9

Правовой статус, основные задачи и функции органов государственного управления 12

§ 2. Понятие финансового права. Система финансового права...................... 18

§ 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.................. 23

§ 4. Источники финансового права......................................................................... 27

Финансовое законодательство России................................................................ 27

Контрольные вопросы............................................................................................... 29

Глава II ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ............................................. 29

§ 1. Понятие и виды финансового контроля.......................................................... 29

§ 2. Методы финансового контроля........................................................................ 40

Контрольные вопросы............................................................................................... 46

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.................................................................................................... 46

Глава III БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................... 46

§ 1. Бюджет и бюджетное право. Бюджетное правоотношение........................ 46

§ 2. Бюджетное законодательство.......................................................................... 51

и иные источники бюджетного права..................................................................... 51

§ 3. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетная система России 53

§ 4. Принципы бюджетной системы......................................................................... 56

§ 5. Доходы и расходы бюджетов.............................................................................. 58

Общие положения о доходах бюджетов................................................................. 59

Полномочия представительных (законодательных) и исполнительных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию доходов соответствующих бюджетов....................................................................... 64

Общие положения о расходах бюджетов............................................................... 66

Финансирование функциональных расходов бюджетов........................................ 73

§ 6. Бюджетная классификация............................................................................... 76

§ 7. Межбюджетные отношения............................................................................... 78

§ 8. Правовой режим государственных внебюджетных фондов...................... 82

§ 9. Бюджетный процесс............................................................................................. 89

§ 10. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.......... 95

Контрольные вопросы............................................................................................... 98

Глава IV ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И ДОХОДОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО.................................... 99

§ 1. Общая характеристика государственных доходов и доходов местного самоуправления.............................................................................................................................................. 99

§ 2. Понятие налогов и сборов. Налоговая система. Налоговое право. Законодательство о налогах и сборах............................................................................................................ 101

§ 3. Налоговое правоотношение............................................................................ 110

§ 4. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов... 116

§ 5. Учет налогоплательщиков............................................................................... 121

§ 6. Налоговый контроль.......................................................................................... 122

§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Понятие и виды налоговых правонарушений............................................................................................................ 128

§ 8. Обжалование актов налоговых органов...................................................... 135

и действий или бездействия их должностных лиц............................................ 135

§ 9. Налоги с юридических лиц и других организаций...................................... 136

Основные федеральные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами и организациями 137

Региональные налоги и сборы................................................................................. 151

Местные налоги и сборы......................................................................................... 156

§ 10. Налоги и сборы с физических лиц (граждан).............................................. 158

§ 11. Декларирование доходов граждан............................................................... 164

Контрольные вопросы............................................................................................. 166

Глава V ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................... 167

§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Формы государственного кредита.......................................................................................... 167

§ 2. Правовое регулирование внутренних............................................................ 173

государственных займов. Виды государственных займов........................... 173

§ 3. Правовое регулирование сберегательного дела. Виды вкладов............. 178

Контрольные вопросы............................................................................................. 182

Глава VI ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ........................ 182

§ 1. Понятие страхования. Его функции............................................... 182

§ 2. Государственное регулирование страховой деятельности..................... 187

§ 3. Виды страхования.............................................................................................. 191

§ 4. Правовое регулирование обязательного социального страхования.... 197

§ 5. Основы медицинского страхования............................................................. 201

Контрольные вопросы............................................................................................. 203

Глава VII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ 204

Контрольные вопросы............................................................................................. 209

Глава VIII ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ.... 209

§ 1. Понятие, принципы и виды банковского кредита....................................... 210

§ 2. Банковская система России. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями............................................................................................................... 213

§ 3. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности............................................................................................................................................ 217

§ 4. Правовое регулирование аудита в банковской системе.......................... 222

§ 5. Ответственность за нарушение банковского законодательства......... 225

Контрольные вопросы............................................................................................. 228

Глава IX ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.......................... 228

Контрольные вопросы............................................................................................. 232

Глава Х ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ..................................................... 232

1. Понятие расчетных отношений и банковского счета.............................. 232

§ 2. Формы безналичных расчетов.......................................................................... 236

Контрольные вопросы............................................................................................. 242

Глава XI ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ 243

§ 1. Понятие и структура........................................................................................... 243

валютных правоотношений.................................................................................... 243

§ 2. Правовое регулирование валютных операций............................................. 245

§ 3. Операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации................................................................................................. 250

§ 4. Правовые основы валютного контроля........................................................ 255

Контрольные вопросы............................................................................................. 260

СОДЕРЖАНИЕ........................................................................................................ 261




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.