Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерная структура бизнес-плана




Резюме

1. Описание предприятия

1.1. Реквизиты предприятия, отраслевая принадлежность, форма собственности, юридический статус, фамилия, имя, отчество руководителя предприятия

1.2. Основные направления и цели деятельности предприятия

1.3. История создания, развития и современное состояние предприятия

1.4. достижения и неудачи предприятия

2. Продукция и услуги

2.1. Описание продукции и области ее применения, отличительные качества или уникальность продукции

2.2. Лицензии, патентные права

3. План маркетинга

3.1. Оценка потенциальных покупателей и потребите лей услуг

3.2. Оценка конкурентов и конкурентной среды

3.3. Комплексные исследования рынка (сегменты рынка, размер рынка и его рост, доля продукции предприятия на рынке, особые характеристики рынка)

3.4. Стратегия маркетинга

4. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы

5. Производственный план

5.1. Экономический потенциал

5.2. Технологический потенциал

5.3. Материально-техническое обеспечение

5.4. Трудовой потенциал

5.5. Правовая защита проекта

6. Организационный план управления предприятием

7. Реализация проекта

8. Финансовый план

8.1. Анализ и прогноз финансово-хозяйственной деятельности

8.2. Общая инвестиционная разбивка

8.3. Финансирование проекта

8.4. Производственные издержки

8.5. Коммерческая прибыль

8.6. Риск и меры, обеспечивающие его снижение

9. Юридические аспекты

Приложения. Технические данные по продукции (кар ты технического уровня выпускаемой (осваиваемой) продукции, патентная, сертификатная и другая документация, экспертные заключения по продукции или рынкам).

Краткая характеристика разделов бизнес-плана

Резюме. В нем четко и лаконично излагается суть проекта. Раскрывается профиль деятельности предприятия (выпуск продукции, выполнение услуг). Показывается, чем будущая продукция будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно ее. В конце резюме должны быть приведены основные финансовые результаты проекта: сведения о прогнозных объемах продаж, прибыль, уровень рентабельности, затраты и источники финансирования проекта, сроки окупаемости затрат и возвращения банковского кредита, предполагаемая форма гарантии по кредиту (залог, государственные гарантии с указанием имеющихся решений, гарантии местных органов, банков и др.). В резюме следует подчеркнуть инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и техническую новизну проекта. Резюме готовится после завершения работы над основными разделами бизнес-плана.

В разделе «Описание предприятия» указываются отраслевая принадлежность, цель бизнес-плана (дерево целей), вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осуществления, основные мероприятия по разработке проекта.

Раздел «Продукция и услуги» содержит информацию о продукции (ее особенности, потребности, которые она будет удовлетворять), новизне решения технических, технологических, потребительских и других проблем. В нем дается сравнительный анализ продукции конкурентов, показывается, какие преимущества получают производитель и потребитель предлагаемой продукции, отражаются основные показатели качества продукции и организация ее сервисного обслуживания, защита ее особенностей или технологий изготовления патентами или авторскими свидетельствами, цена продукции и затраты на производство, примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара.

В разделе «План маркетинга» должен быть представлен анализ рынка — ключевого звена для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственных мощностей, требуемой технологии и вы бора места осуществления проекта. Отражаются степень изучения рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. Различают два вида информации о рынке: общая рыночная информация и конкретная информация об определенном сегменте рынка (группа потребителей продукта). Анализ рынка осуществляется по этапам. На первом этапе определяется целевой рынок для проекта, дается описание и анализ структуры этого рынка; на втором — анализируются потребители и сегментация рынка (кто, сколько и когда покупает, каковы мотивы покупки, количество и частота покупок, где их совершают и т.д.). Следует выделить вариант наиболее эффективного производства продукции и ее реализации, отразить принципиальные подходы к реализации стратегии сбыта.

Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среды предприятия: рынка труда, инфляции, технологии, рынка товаров, конкуренции, насыщенности рынка товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовых ограничений, спроса и его формирования (масштаб и структура совокупного спроса и спроса по отдельным сегментам), возможностей изменения потребительских свойств товара, культурных национальных особенностей, налогового законодательства и др.

Необходимо собрать информацию о возможных конкурентах, их товаре, качестве и основных характеристиках продукции, уровне и политике цен, объеме и условиях продаж, доходах, внедрении новых моделей, технологическом сервисе, а также определить крупнейшего производителя аналогичной продукции.

Особое значение должно придаваться стратегии маркетинга. Необходимо решить следующие проблемы: как будет реализовываться продукция — через фирменные магазины или оптовые торговые организации; как будут определяться цены на продукцию и какой предполагается уровень рентабельности; как организовать рекламу и как получить средства на нее; как предусматривается добиваться постоянного роста объема продаж - за счет расширения района сбыта или поиска форм привлечения покупателей (стимулирование продажи); как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.

На основе маркетинговых исследований осуществляются прогнозы спроса на продукцию, цен, издержек, при были, ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия опт решения.

В разделе «Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы» на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов описываются оптимальные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов (научно-исследовательские и опыт но-конструкторские работы), определяются соответствующие технологии, технологические процессы, которые предлагается использовать, виды и качество требуемого оборудования и машин, источники и пути приобретения (лизинг, закупки, собственное производство). Оборудование классифицируется на производственное, вспомогательное, подсобное, запчасти и инструмент.

В разделе «Производственный план» следует показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу. Необходимо объективно оценить уровень экономического потенциала и возможности его качественного изменения в процессе выполнения проекта. В нем даются оценка уровня технологического потенциала предприятия, характеристика технологического оборудования, которое будет задействовано в производственном процессе. Особое внимание следует обратить на вопросы материально-технического обеспечения проекта. Целесообразно представить альтернативные варианты по ставки материальных ресурсов, оборудования. В этом раз деле дается также характеристика трудового потенциала. Представляются данные по кадровому обеспечению предприятия, включая вопросы набора, обучения и переподготовки кадров. Обращается внимание на уровень компетенции управленческих кадров, консультантов. Важное значение имеют также вопросы правовой защиты производства, сертификации, патентоведения, лицензирования, за щиты торговой марки и др.

В разделе «Организационный план управления предприятием» приводится организационная схема предприятия, квалификационные требования (какие специалисты, какого профиля, с каким образованием, опытом и заработной платой понадобятся для успешного ведения дел), обосновывается необходимость привлечения специалистов (на постоянную работу или в качестве совместителя), т.е. кратко освещается проблема производственного менеджмента.

Раздел «I проекта» отражает стадии осуществления проекта от принятия инвестиционного решения до начала производства, выполнения услуг, включая такие этапы, как заключение контрактов, разработка документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Определяются финансовые последствия стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средства ми как до, так и после начала производства. Осуществляется выбор вариантов финансирования (собственные средства, акционерный капитал, кредит). Обязательным условием является участие собственного капитала предприятия в осуществлении проекта. для оценки операций по инвестированию необходимо подготовить оптимальную про грамму и график реализации проекта, показать, когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них.

«Финансовый план» является одним из важнейших разделов бизнес-плана. В нем отражаются как инвестиционные, так и производственные издержки (полные и на единицу продукции). Он состоит из ряда подразделов: «План по прибыли»; «Движение денежных потоков»; «Анализ безубыточности, рентабельности»; «Финансовый анализ отдельных видов продукции, чувствительности проекта к различным изменениям» (влияние изменения цен на реализуемую продукцию, переменных и постоянных издержек и инвестиционных затрат на показатели проекта); «Риск и намечаемые меры по его снижению» (необходимо указать факторы риска и вероятность их возникновения). При этом следует указать, в какой степени проект подвержен воздействию непредсказуемых факторов, насколько его можно рассматривать в качестве надежного капитала. На основе таблиц прогнозируемого движения наличности, сведений о предполагаемых прибылях и убытках и общих балансов на весь период эксплуатации проекта необходимо рассчитать: срок окупаемости; чистый дисконтированный доход; внутреннюю норму доходности.

Финансовая оценка проекта осуществляется на основе показателей рентабельности, структуры капитала, финансовой независимости, оборачиваемости капитала, текущей ликвидности и др.

В перечень документов, представляемых заемщиком для рассмотрения просьб о финансировании проекта за счет средств иностранных кредитов, входят: технико-экономическое и финансовое обоснование проекта; финансовый прогноз деятельности заемщика на весь период реализации кредита, в котором должны быть указаны оценочные данные по росту объема реализации продукции, услуг, цены, прибыль, другие финансовые показатели и их обоснование. Эти документы должны показывать, что заемщик действительно может реализовать проект и погасить свою задолженность в установленный срок. Такие же документы понадобятся для привлечения партнеров по совместным предприятиям, чтобы обеспечить поступление акционерного капитала.

При разработке финансового плана учитываются предполагаемый объем продаж, себестоимость продукции, возможные варианты приобретения сырья и реализации продукции, а также инфляционные процессы. Инфляция оказывает влияние на инвестиции, оборотный капитал, производственные издержки, объем продаж. Ее воздействие на эти элементы неодинаковое, так как объем продаж, уровень заработной платы, цен на оборудование, услуги будут возрастать разными темпами. Особенно сильное воздействие инфляции проявляется в тех случаях, когда проект осуществляется несколько лет, поэтому как инвестиционные, так и производственные издержки следует корректировать на фактор инфляции.

В разделе «Юридические аспекты» указывается форма ведения дел, т.е. речь идет о форме и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государственное предприятие, совместное предприятие, акционерное общество и др.

Экспертиза инвестиционных проектов. В процессе экспертизы выявляется соответствие проекта целям и приоритетам социально-экономического развития страны. Государство принимает на себя обязательство финансирования неотложных потребностей различных сфер экономики. С целью наиболее эффективного использования государственных средств отдается предпочтение проектам с ориентацией на экспорт, импортозамещение, использование местного сырья, а также проектам, реализуемым путем создания различного рода хозяйственных групп.

При экспертизе особое внимание обращается на глуби ну маркетинговых исследований по изучению рынка, достоверность прогнозов спроса на продукцию (услуги), издержек производства и прибыли, обоснованность объема продаж, осуществляется проверка реальности проекта.

Центральное место при проведении экспертизы инвестиционных проектов занимает финансовый анализ. Анализируются обобщающие показатели оценки финансового состояния: ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность. Конкретный набор локальных показателей может варьировать в зависимости от специфики отрасли, целей проекта и прочих факторов.

Согласно рекомендациям ЮНИДО, для проведения финансового анализа в процессе подготовки инвестиционных проектов необходимы следующие базовые формы: проектно балансовые ведомости; отчет о финансовых результатах; таблицы движения денежных средств. Могут быть использованы и другие формы: общие капиталовложения; потребности в оборотном капитале; общие производственные издержки; источники финансирования.

Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных показателей, к которым относятся: чистый дисконтированный доход (ЧДД); индекс доходности (ИД); внутренняя норма доходности (ВИД); срок окупаемости (СО).

 

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под методологией прогнозирования и планирования?

2. В чем заключается сущность генетического и целевого подходов в прогнозировании?

З. Приведите основополагающие уравнения Кейнса, монетарной и марксистской теорий, поясните их сущность и значение.

4. Охарактеризуйте основополагающие принципы прогнозирования и планирования.

5. Какие показатели являются утверждаемыми в условиях становления рыночных отношений?

6. В чем заключается сущность государственного заказа и каковы принципы его формирования?

7. Для чего разрабатывается система прогнозов и какие виды прогнозов она включает?

8. С какой целью разрабатывается система планов и какова методология их сопряжения?

9. Что является объектом макроэкономического прогнозирования, и какие показатели прогнозируются на макроуровне?

10. Что прогнозируется на микроуровне?

11. Что собой представляет бизнес-план и какова методология его разработки?

12. Чему придается особое значение при экспертизе бизнес-планов инвестиционных проектов?

 

Глава 5

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.