Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы стандартизации

Г.

ОМСК

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

В.А.КОНСТАНТИНОВА

Питання і завдання

Зберігання проекційних апаратів і догляд за ними

 

Щоб уникнути псування проекційні апарати зберігають в сухих, провітрюваних приміщеннях при температурі не нижче 15°С під матерчатими або спеціальними чохлами. Їх необхідно оберігати від вогкості і різких коливань температури. Щоб проекційний апарат завжди був готовий до роботи, особливо його поверхні оптичних деталей, періодично оглядають, очищають від пилу.

Зовнішні поверхні передньої і задньої лінз об’єктиву очищають від пилу білячим пензликом або струменем повітря з гумової груші. Якщо поверхні лінз об’єктиву і конденсора сильно забруднені, їх можна очистити серветкою, злегка змоченою в ефірі, спирті або одеколоні. Чистою серветкою протирають відбивачі, стекла насадок діапроекторів. При зміні оптичних деталей не слід торкатися їх руками. У діапроекторі ЛЕТІ періодично мастять шестерні механізму пересування діафільма чистим безкислотним вазеліном. Підшипники вентилятора і електродвигуни мастять машинним маслом (1 -2 краплі) через 30-50 робочого годинника. До сучасної апаратури нерідко прикладаються спеціальний розчин для чищення проектора, пензлик для об’єктиву, що не залишає волокон серветка.

Для збільшення терміну служби проекційних ламп рекомендується користуватися стабілізатором напруги. Щоб проекційний апарат не перегрівався, після 1 години безперервної роботи слід його вимикати на 10-15 хв..

 

1. Які апарати використовують для статичної проекції?

2. Які принципи дії діапроекторів, епіпроекторов і графопроекторів? Відтворіть їх схеми. Поясніть їх.

 

 

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ,

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 


 

Учебное пособие для дистанционной и заочной формы обучения.

Составитель Константинова В.А. –

преподаватель высшей категории

БОУ ОО СПО Торгово-экономического колледжа

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Глава 1. «Стандартизация. Техническое регулирование»……………………… 3

 

Глава 2. «Сертификация продукции Подтверждение соответствия»………….21

 

Глава 3. «Метрология»…………………………………………………………….45

 

Глава 4. «Государственный контроль и надзор

за соблюдением обязательных требований»…………………………64

 

Рекомендуемая литература………………………………………………………..78

 


Глава 1. «Стандартизация. Техническое регулирование»

Правовые основы стандартизации установлены Федеральным законом

«О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Закон определил новый курс в развитии российской экономики, так как принци­пиально изменяет действовавшую в течение многих лет систему стандартизации, обеспечения безопасности, качества и конкурен­тоспособности продукции.

Закон «О техническом регулировании» устанавливает прин­ципиально новую систему государственного нормирования в ча­сти регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования, коренным образом меняет роль и значение стандартизации.

Надо отметить, что все государственные (ГОСТ Р) и межго­сударственные (ГОСТ) стандарты, действовавшие на территории Российской Федерации на 1 июля 2003 г., признаны национальны­ми стандартами и продолжают действовать, сохраняется действие их обязательных требований безопасности.

Данным Законом от­менена обязательная сертификация услуг.

Правительство РФ определило Госстандарт Рос­сии национальным органом стандартизации, а также выполнять функции федерального органа исполнительной власти по техни­ческому регулированию. На местах, в областях, краях эти функ­ции должны исполнять территориальные органы Госстандарта России — федеральные государственные учреждения (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

Для информационного и нормативного обеспечения исполне­ния закона выходит постановление Правительства РФ от 15 авгу­ста 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде тех­нических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию». Фонд является госу­дарственным информационным ресурсом, создан на базе феде­рального фонда государственных стандартов, создается и ведется Госстандартом России.

ФЗ «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:

• разработке, принятии, применении исполнении обязатель­ных требований к продукции, процессам производства, экс­плуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации;

• разработке, принятии, применении и исполнении на добро­вольной основе требований к продукции, процессам произ­водства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• оценке соответствия.

Федеральный закон также определяет права и обязанности участников отношений.

 

Основные понятия:

аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;

знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;

национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

 

риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;

свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия; Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;продукция подразделяется на стандартизированную, подвергшуюся стандартизации, и не стандартизированную, не подлежащую стандартизации; Товар– любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Процесс– совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие (ГОСТ Р. ИСО 8402-96). Например, при производстве потребительских товаров сырье, материалы и полуфабрикаты в результате производственных процессов на выходе превращаются в готовые изделия. Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (ИСО 8402). Услуга может быть материальной или нематериальной.

 

Цели стандартизации и технического регулирования

· повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

· обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

· содействие соблюдению требований технических регламентов;

· создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Принципы технического регулирования

- применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

- добровольное применение стандартов;

- максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применение международных стандартов как основы для разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

 

Объекты стандартизации и технического регулирования

 
 

 

 


Рис. 1. Объекты стандартизации итехнического регулирования.

Субъекты стандартизации и технического регулирования

Органы и службы, осуществляющие деятельность по установлению норм, правил и характеристик.

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

2. Технические комитеты по стандартизации.

Стандартизация, согласно ФЗ, включена в сферу технического регулирования, является общегосударственной функцией осуществление работы по стандартизации возложено, Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 года № 316, на Госстандарт России.

Национальный орган Российской Федерации по стан­дартизации: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт РФ)

· утверждает национальные стандарты;

· принимает программу разработки национальных стандартов;

· организует экспертизу проектов национальных стандартов;

· обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально – технической базы и научно – техническому прогрессу;

· осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

· создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

· организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

· участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

· утверждает изображение знака национальным стандартам;

· представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

· обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к национальным стандартам, сводам правил, включенным в перечни национальных стандартов и/или сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов, а также к национальным стандартам, включенным в перечни национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия;

· предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования.

На территории Омской области субъектами Федерального агенства являются:

· Федеральное государственное учреждение «Омский центр стандартизации, метрологии и сертификации»(г. Омск; ул. 24 Северная, 117-а) - ЦСМ;

· ООО «Омский центр сертификации и менеджмента» (г.Омск; ул. Третьяковская, д.69).

Технические комитеты

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания ТК по стандартизации являются открытыми.

Издаваемые этим органом в области стандартизации акты могут иметь только рекомендательный характер.

Средства стандартизации и технического регулирования

Нормативные документы (НД)

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Технический регламент (ТР) – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Правила – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (СНиП, Правила продажи отдельных видов товаров и др.).

Нормы – положения, устанавливающие количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены. (СанПиН, Нормы естественной убыли и др.)

Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Общероссийские классификаторы технико-экономичес­кой и социальной информации (ОК) – нормативный документ, содержащий собой систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и приня­тый на соответствующем уровне стандартизации.

 

Технические регламенты (ТР)

Цели принятия ТР:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

· обеспечения энергетической эффективности.

ТР должен содержать требования к характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.

Общие ТР с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

промышленную безопасность;

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений;

другие виды безопасности для достижения целей ТР.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и/или мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов - потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции.

 

Порядок разработки и принятия технических регламентов

ТР принимаются Федеральным законом. Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо. О разработке проекта ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Разработчик дорабатывает проект ТР с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта ТР и предоставляет их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти (экспертным комиссиям по техническому регулированию).

Срок публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта ТР должно быть опубликовано в печатном издании. Проект ТР обсуждается в двух чтениях, и опубликовываются в установленном порядке.

В случае несоответствия ТР интересам национальной экономики, развитию материально – технической базы, а также международным нормам и правилам, Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в ТР или отмены ТР. Технические регламенты, принимаются Федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

ТР обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

 

 

Товары, соответствующие требованиям ТР маркируются

Знаком обращения на рынке.

 

 

Национальные стандарты (Российской Федерации)

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

В зависимости от сферы распространения и области применения стандарты делят на категории, а от объекта стандартизации на виды. (Рис 2)

Рис. 4

 

Рис.2 Категории и вид стандартов

 

Категории стандартов:

ГОСТ – государственный стандарт. Разрабатывается на все виды продукции, в том числе сырье, полуфабрикаты, готовые изделия. ГОСТ России в своем обозначении имеет букву Р, а номер стандарта начинается с 50 000. Разрабатывается рабочей группой ТК, при обсуждении принимают участие органы государственного контроля и надзора НИИ. Принимается и утверждается Госстандартом РФ.

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией, например, ИСО/МЭК.

ГОСТ Р ИСО - международный стандарт применялся как основа для разработки национального стандарта.

ГОСТу присваивается обозначение из букв, регистрационного номера и года утверждения. Например, ГОСТ Р 51303 – 99 (ГОСТ Р: категория -национальный стандарт, 51303 – регистрационный номер, 99 – год утверждения).

СТО – стандарт организации: Стандарт, утвержденный и приме­няемый организацией (а также научно - технических иинженерных обществ, общественных организаций) для целей стандартизации, атакже для совершенствования производства и обеспечения качества про­дукции, выполнения работ, оказания услуг, атакже для распро­странения и использования - полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

 

Государственные (ГОСТ СССР) и межго­сударственные стандарты (ГОСТ СНГ), стандарты предприятий (СТП), отраслевые стандарты (ОСТ), действовавшие на территории Российской Федерации на 1 июля 2003 г., признаны национальны­ми стандартами и продолжают действовать, сохраняется действие их обязательных требований безопасности до принятия соответствующих технических регламентов или ГОСТ Р.

ОСТ – отраслевой стандарт. Объектом ОСТ является продукция и услуги, имеющие отраслевое значение. Требования ОСТ распространяется на все организации отрасли, однако не исключается возможность применения ОСТов и в других отраслях народного хозяйства. Применяются ОСТы на территории РФ, если их требования не противоречат законодательству РФ.

СТП – стандарт предприятия – утверждается руководителем предприятия. СТП разрабатывается на процессы, продукцию и услуги, производимую или предоставляемые конкретным предприятием. Требования СТП распространяются, в основном, на это предприятие. Однако если в договоре купли-продажи оговорено, что качество продукции или услуги должно отвечать требованиям СТП, то область его применения охватывает и получателя продукции или услуги

(к данной категории можно отнести ТУ).

 

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и дру­гие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть конкретная продукция или однородная продукция. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и технологий.

Технические условия изготовителей на поставляемую про­дукцию используют не только как технические документы, но и в роли нормативных документов, если на них делается ссылка в договорах между изготовителем и потребителем на изготовле­ние и поставку продукции.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, техни­ческих регламентов, относящихся к данной продукции. Техни­ческие условия являются самым распространенным видом нор­мативной документации. ТУ подлежит учетной регистрации в ЦСМ по месту нахождения предприятия.

ТУ содержат следующие разделы:

• вводная часть;

•технические требования к сырью, органолептические и фи­зико-химические показатели продукции;

• требования безопасности и охраны окружающей среды;

• правила приемки;

• методы контроля;

• правила транспортирования и хранения;

• маркировка;

• гарантии поставщика.

ТУ в полной мере отвечают целям принятия технических регламентов и стандартизации, включая повышение уровня без­опасности, жизни и здоровья граждан и охраны природы, обес­печение научно-технического прогресса, повышения конкуренто­способности продукции, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости продукции и др.

Технические условия, как правило, появляются в результате разработки новой продукции. Требования к ней еще не регламен­тированы в стандартах, а тем более в законах. В этом случае ТУ являются первым документом научно-технического прогресса и часто становятся основой государственного стандарта.

Общее число действующих ТУ на народную продукцию ори­ентировочно составляет около 600 тыс. документов. При этом по ТУ выпускается примерно 80—85% пищевых продуктов.

Технические условия — документы, в которых конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые для ее иден­тификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении и транспортировании.

В технических условиях в полной мере реализуется принцип добровольного применения стандартов, предусмотренный Феде­ральным законом «О техническом регулировании», поскольку разработчику ТУ удобно и выгодно использовать применительно к своей продукции стандартные требования, например, по мето­дам контроля, правилам приемки, методам отбора проб и т. д.

Технические условия являются документом, способствую­щим обеспечению целей подтверждения соответствия продукции.

Характеристики на группы однородной продукции (молоко, масло, колбаса) могут устанавливаться в национальных стандар­тах — документах добровольного применения. А полный комп­лекс требований к конкретной продукции, выпускаемой конкрет­ным изготовителем, устанавливается в технических условиях — документе, все требования которого являются обязательными.

Таким образом, ТУ можно рассматривать как «малый технический регламент», обеспечивающий реализацию целей и прин­ципов технического регулирования.

 

Виды стандартов:

1. Основополагающие стандарты – содержат общие положения, нормы и правила для определенной области деятельности.

Например: Единая система конструкторской документации – содержит термины и определения, процессы создания и использования продукции, охрана окружающей среды, безопасность продукции, Порядок разработки и принятия стандартов, и т.д.

2. Стандарты на продукции – вид стандартов, устанавливающих требования к качеству однородной продукции.

В зависимости от широты охвата различают две разновидности:

ОТУ (общие технические условия) – отличаются наибольшей широтой охвата требований.

ТТ (технические требования) и ТУ (технические условия) – содержат только требования к ассортименту и качеству. В отношении других аспектов обеспечения качества продукции дает лишь указания на другие стандарты.

3. Стандарты на работы – вид стандартов, устанавливает требования к методам разного рода работ по разработке, изготовлению, хранению, транспортированию, ремонту и утилизации. Например: Стандарт на методы упаковки, маркировки и хранения.

4. Стандарты на методы контроля – вид стандартов, устанавливающих методы проведения испытаний, измерений, сертификации и использовании продукции.

 

Вид стандарта указывается после категории и наименования НД. Например:

ГОСТ Р 51881-2002 - категория

Кофе натуральный растворимый - наименование

Общие технические условия - вид.

 

Содержание стандарта:

1. Вводная часть – уточняет название вида продукции, дата введения НД, указывает назначение и область применения продукции.

2. Классификация ассортимента – указывает основные виды товаров по частным признакам классификации.

3. Основные параметры – содержат размеры, параметры, характеристики марок, моделей, типов продукции.

4. Технические требования – в этом разделе даны требования к сырью, производству, конструкции готовой продукции. Даны основные технические характеристики.

5. Правила приемки – содержит информацию о количестве выборки от партии, при приемке товаров выборочным методом, порядок приемки, сроки, проверяемые параметры, приемочное и браковочное числа.

6. Методы анализа (испытаний).

7. Упаковка – содержит требования к видам упаковки, способам, количеству изделий в одной упаковке.

8. Маркировка – основные реквизиты, содержащиеся на производственной маркировке.

9. Транспортирование и хранение - вид транспорта, температура хранения, ОВВ (относительная влажность воздуха) и другие условия хранения.

10. Гарантии изготовителя – сроки гарантии.

Структура стандарта:

1. Титульный лист.

2. Предисловие.

3. Содержание.

4. Область применения.

5. Нормативные ссылки.

6. Обозначения и сокращения.

7. Требования.

8. Приложения.

9. Библиографические данные.


Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

 

К документам в области стандартизацииотносят правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.

 

Общероссийские классификаторы (ОК).

С развитием информаци­онных технологий приобрели актуальность методы классифика­ции и кодирования информации. В связи с переходом России на рыночную экономику Госстандартом РФ были разработаны и приняты новые классификаторы технико-экономической информации, а также постоянно совершенствуются в соответствии с междуна­родной практикой классификаторы, действовавшие ранее.

Действующие общероссийские классификаторы:

• общероссийский классификатор предприятий и организаций — ОКПО;

• органов государственной власти и управления — ОКОГУ;

• экономических регионов — ОКЭР;

• видов экономической деятельности, продукции и услуг — ОКДП;

• специальностей и образования — ОКСО;

• занятий — ОКЗ;

• управленческой документации — ОКУД;

• продукции — ОКП;

• информации по социальной защите населения — ОКИСЗН;

• видов экономической деятельности — ОКВЭД;

• услуг населению — ОКУН;

• стандартов — ОКС;

• объектов административно-территориального деления — ОКАТО;

• межгосударственный классификатор стран — ОКСМ;

• международный классификатор стандартов — ОКС;

• профессий рабочих, должностей служащих и тарифных раз­рядов — ОКПДТР;

• основных фондов — ОКОФ;

• валют — ОКВ;

• изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения — ЕСКД;

• единиц измерения — ОКЕИ.

(также в товаросопроводительных документах ТСД используют следующие классификаторы • ТН ВЭД — товарная номенклатура внешней экономической деятельности – при импортно-экспортных операциях; • ОГРН — основной государственный регистрационный номер; • ИНН — идентификационный номер налогоплательщика).

Основные потоки информации связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Общероссийский классифи­катор ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяй­ственной продукции. В связи с тем, что в России выпускают бо­лее 200 миллионов наименований различной продукции, плани­рование, учет и распределение продукции ведутся с использова­нием автоматической системы управления. ОКП объединяет все существующее оборудование и продукцию в определенной зако­дированной последовательности.

Например, пищевая продукция имеет следующие коды, при­меняемые в нормативной документации и при сертификации:

911304...911358 — хлеб из ржаной муки разных видов;

911400...911498 — хлеб из пшеничной муки разных видов.

 

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации (ГСС).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технічні пристрої екранної статичної проекції | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.